Счетная палата России нашла множество нарушений при выполнении ФЦП по развитию физкультуры и спорта в российских регионах. В частности, аудиторы не досчитались 14 спортивных объектов, на которые ранее Минспорта выделило почти 2 млрд рублей.
Ведомство проводило проверку за период 2013 - 2015 гг. Как выяснилось, среди не введенных в эксплуатацию объектов числятся два крытых футбольных манежа в Перми и Саранске, четыре футбольных поля в Смоленской, Мурманской, Саратовской областях и Дагестане; восемь спортивных объектов по направлению «Массовый спорт» в Амурской, Ивановской, Ленинградской, Магаданской областях и Забайкальском крае. При этом, выделенные деньги (1,8 млрд рублей) по документам были освоены в полном объеме.
Аудиторы установили, что в отдельных случаях субсидии, перечисленные в текущем году, не использовались на цели, предусмотренные соглашениями, и длительный период находились на счетах казначейства регионов.
Установлено также, что Минспортом также нарушались критерии отбора регионов для предоставления субсидии. В частности, были отобраны шесть регионов, не предоставивших документацию, подтверждающую начало строительства объектов за счет средств региональных бюджетов. Так, КЧР, КБР, Ставрополье, Костромская, Сахалинская и Псковская области получили в общей сложности 634,7 млн рублей на такие объекты. Большинство регионов не выполнило свои обязанности по софинансированию: в результате они «сэкономили» 3,6 млрд рублей. Одиннадцать регионов, который должны были вложить 462,7 миллиона, вообще не потратили на программу ни копейки.
Кроме того, министерство ежегодно перечисляло средства ФЦП на объекты, которые не были включены в эту программу. Между тем правила предусматривают адресное распределение средств только по объектам, включенным в ФЦП.
Кроме того, в ходе реализации программы не удалось достичь четырех ключевых показателей: роста доли инвалидов, систематически занимающихся физкультурой и спортом, снижения числа выявленных случаев нарушения антидопинговых правил, количества введенных в эксплуатацию футбольных манежей и полей.
Проверка также показала, что динамика числа систематически занимающихся физической культурой и спортом граждан существенно различается в зависимости от региона. В 2015 г. значение этого показателя в 26 субъектах Российской Федерации сложилось ниже запланированного ФЦП (30%), в 2014 году - в 50 регионах (ниже 29%), в 2013 году - в 37 (ниже 27%).
По мнению аудиторов, власти некоторых из них неправильно отбирали спортивные объекты для включения в федеральную программу. Программа предусматривает рост уровня обеспеченности населения Российской Федерации бассейнами, залами и плоскостными сооружениями на 2% ежегодно, то есть на 20% за 10 лет. За все время реализации ФЦП прирост обеспеченности населения спортивными залами составил 9,7%, плоскостными сооружениями - 7,8%, бассейнами - 4,2%. Уровень обеспеченности спортивными залами в 2015 г. составил 60,5% (значение 2006 года -50,8%); уровень обеспеченности плоскостными спортсооружениями - 30,2% (22,4%); уровень обеспеченности бассейнами -10,2% (6%).
В отчете Счетной палаты также высказываются претензии к форме предоставление субсидий (не была утверждена приказом Минспорта) и к срокам заключения соглашений о субсидиях. Так, в 2014 г. сроки заключения 14 из 59 соглашений были нарушены от семи до 165 дней. В 2015 году 24 соглашения из 107 заключены с нарушением установленного срока от двух до 171 дня.
Кроме того, Счетная палата выразила недовольство уровнем контроля Минспортом за расходованием предоставленных регионам бюджетных денег.
Эксперты, опрошенные
«Давыдов.Индекс», отнеслись к выявленным нарушением весьма категорично:
- Я думаю, что выявленный Счетной палатой факт станет предметом пристального разбирательства. Какие конкретно объекты не были построены и куда ушли выделенные на эти цели средства, мы выясним. Мы будем запрашивать информацию. Считаю недопустимым такое отношение к финансам, особенно сейчас, в период кризиса, недопустимо, - заявил член ОНФ Смоленской области Владимир Архипенков.
Так же считает специалист в области бюджетного федерализма, регионального развития и региональной экономики Владимир Климанов:
- Если же это где-то есть и выявляется через проверки Счетной палаты или иных проверяющих органов, данная негативная практика должна вызвать какие-то последствия и решения, связанные с дисциплинарной и другой ответственностью.
В условиях бюджетного сжатия необходимо стремиться сохранить баланс между текущими расходами и расходами на бюджет развития, потому что дальнейшее сжатие бюджетных инвестиций негативно скажется не на сегодняшний момент, а через какое-то время проявится.
Однако эксперт сомневается, что выделенные деньги потратили на какие-то другие цели, не связанные со спортом.
- Что касается развития физкультуры и спорта, то многие проекты реализуются при участии федерального бюджета, хотя они находятся в основном в компетенции бюджетов региональных и местных. И в этой связи отрасль могла бы пострадать, потому что в условиях дефицита бюджетных средств, которые есть в регионах, приходилось экономить, и отрасли, которые не являются приоритетными, могли бы быть сокращены. В этой связи такая участь могла бы постичь физкультуру и спорт.
Но я сомневаюсь, что средства, имеющие целевой характер, пошли на какие-либо другие цели в условиях казначейского исполнения бюджета, всевозможной ответственности региональных, местных органов власти, в том числе при достижении поставленных целей. Предположить это достаточно сложно, - подчеркнул он.
ФЦП по развитию физкультуры и массового спорта была запущена в 2006 году. В 2013 году (к началу проверяемого периода) в нее внесли ряд изменений. В частности, к направлениям «Массовый спорт» и «Спорт высших достижений» добавилась подпрограмма «Развитие футбола». Количество мероприятий увеличилось с 32 до 35, количество целевых индикаторов и показателей - с шести до 12. Общий объем финансирования вырос со 106,7 до 158,7 млрд рублей, при этом, доля финансирования из федерального бюджета выросла с 53,6 до 97,1 млрд рублей.
В целом за период 2006 - 2015 гг. на реализацию мероприятий программы за счет всех источников финансирования направлено 143,5 млрд руб. (90,3% средств, предусмотренных программой). В том числе из федерального бюджета перечислено 97,3 млрд руб. (99,9%), из региональных бюджетов - 43,7 млрд руб. (79%), из внебюджетных источников - 2,6 млрд руб. (40,6%). Основную часть средств - 137 млрд рублей - направили на финансирование объектов капитального строительства регионов и создание федеральных центров подготовки сборных команд России.
В начале октября Владимир Путин потребовал снизить затраты регионов и госкомпаний на профессиональный спорт, подчеркнув, что финансирование физкультуры и массового спорта нужно увеличивать за счет снижения затрат регионов и компаний с госучастием на профессиональный спорт. Президент отметил, что профессиональные спортсмены прекрасно могут зарабатывать деньги самостоятельно.
В конце прошлой недели глава Минспорта Виталий Мутко покинул ведомство, заняв пост вице-премьера по развитию спорта, туризма и молодежной политики. Новым руководителем министерства стал заместитель Мутко, олимпийский чемпион Павел Колобков.
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов
можно прочитать тут.
Ссылки в тему:
По состоянию на 1 сентября 2016 г. регионами не обеспечен ввод в эксплуатацию 14 спортивных объектов ФЦП «Развитие физической культуры и спорта»Аудиторы нашли в регионах спортивные долгострои на 1,8 миллиардаСчетная палата недосчиталась спортивных объектов в регионах на 1,8 млрд рублей