Архитектура в кино: L'homme de Rio

Jul 05, 2011 11:48

1964 год, первым секретарем ЦК КПСС внезапно для Хрущева становится дорогой Леонид Ильич Брежнев, в султанате Занзибар происходит революция, а молодой еще (и не потрепанный жизнью) Жан-Поль Бельмондо в белом смокинге бегает по великой стройке капитализма, новой бразильской столице Бразилиа.

Каким должен был быть успешный фильм 1960-х. Приключенческий сюжет, экзотические локации, яркие техниколоровские цвета, девушки с минимумом одежды, спортивные машины, самолеты - все это есть в промышленных количествах в авантюрной комедии Филиппа де Брока "Человек из Рио". Нас же в первую очередь интересует та ее часть, где подробно показывается, как из говна и палок Жуселин Кубичек, Оскар Нимейер и Лусио Коста строили в красных бразильских песках свой шедевр.



Адриан Дюфурке, рядовой, Вторая эскадрилья, Безансон, приезжает на побывку в Париж, к своей подружке Аньес. Роль последней играет Франсуаза Дорлеак, старшая сестра Катрин Денев, погибшая спустя 3 года после премьеры "L'homme de Rio" душераздирающей смертью в возрасте 25 лет на самом пике карьеры. Симпатичная парочка оказывается втянута в трансконтинентальную интригу с кражей трех индейских статуэток и последовавшим поиском сокровищ. Похищения, ограбления, убийства отравленными шипами, погони на самолетах, автомобилях и мотоциклах и все это на фоне шикарных 1960-х - наверняка "Человек из Рио" был одним из источников вдохновения Стивена Спилберга, когда он спустя 20 лет задумывал своего "Индиану Джонса".

Качество рипа было к сожалению не очень, звиняйте.



Начинается все с поезда, и это практически гарантия классного фильма. :)


Первая треть кино разворачивается в Париже. И тут можно вдоволь насладиться красавицей Франсуазой в винтажном кАре...


... и красавцем Парижем, выступившем фоном для одной из погонь. К сожалению, рядовой Дюфурке гонялся на мопеде за Аньес по историческим кварталам, а не Дефансу.


Зато в конце концов прибежал к южному терминалу аэропорта "Орли" (Orly Sud, 1957-61, арх. Анри Викарио), революционному для своего времени зданию из алюминия, бетона и стекла.


Знаменитый центральный зал первого этажа Orly Sud, чуть ли не вовсю длину здания с панорамным видами на пассажирский перрон.


DC-8 компании Panair do Brasil, крупнейшего латиноамериканского авиаперевозчика первой половины 1960-х. В следующем, 1965 году, он обанкротится.


Добро пожаловать в Рио на вторую треть фильма. Рядовой Дюфурке озадачен.


Аэропорт Рио-де-Жанейро. Потрясающе, веранда кафешки выходила прямо на летное поле. И никаких тебе мутных стекол.


Изящная лестница между этажами. Рядовой Дюфурке опять от кого-то убегает.


Немного модернистских красот Рио.




Какая мозаика в арке.


Классический скайлайн города. Изогнутый Променад Копакабаны.


Вдоль всей его 4-километровой длины, в 1930-70-е годы были устроены тротуары с мозаикой в форме волны в стиле "португальских мостовых".


Побывают герои и в фавелах, правда очень карамельных, в тех, где не грабят и не ширяются, а сплошная босса-нова, и даже у последнего пацана-чистильщика обуви в картонной халупе есть бутылка виски и лучшие виды на океан.


А потом эти красивые молодые...


...или не очень, но импозантные люди (актер Адольфо Чели, Эмилио Ларга из бондовской "Шаровой молнии"), отправятся в новую бразильскую столицу.


Долгая дорога в дюнах. Стекляшка поста бразильской ГАИ. В Советском Союзе были похожие.


Лестница и гаишник.


Крышесносящими акведуками Бельмондо и Дорлеак на своей розовой "антилопе гну"...


... вскоре добираются до нимейеровского шедевра.


Герой Адольфо Чели оказывается основным строителем Бразилиа и сквозь бруталистские стройки...




... мы к вечеру попадаем на вечеринку на его вилле.






Виллы на самом деле конечно не существует, и рядовой Дюфурке офигивает от модернистских панорам Бразилиа с высоты одного из зданий квартала SCS, что в необычной архитектонике Бразилиа означает Южный Коммерческий Сектор.


Заканчивается день салютом над одной из высоток "Банка Бразилии" в Южном Банковском Секторе.


А следующее утро начинается эпической погоней злодеев за героем Бельмондо по городу.


Несмотря на то, что инаугурация Бразилиа состоялась еще в апреле 1960 года, в 1964-м он еще представлял собой одну большую стройплощадку. "Человек из Рио" позволяет оценить, как это выглядело.


Когда-нибудь я напишу про этот город один огромный пост, а пока просто перечислю показанные в фильме здания. На переднем плане пилоны дворца Планальто, официальной резиденции президента Бразилии. На фоне - высотка и чаша Национального конгресса.


Дворец Планальто.


Административные здания Южного Коммерческого Сектора, на заднем плане бирюзовая высотка главного корпуса "Банка Бразилии" в Южном Банковском Секторе.




На высоте. Фон для героя Бельмондо создает автовокзал Бразилиа, интегрированный в трехуровневую автомобильную развязку прямо по центральной оси города, между Национальным конгрессом и железнодорожным вокзалом. За автовокзалом у правого края снимка заметна стройка Национального театра (завершится в 1966 году), одного из самых необычных театральных зданий мира, больше похожего на космический корабль из фантастики 1970-х. Возведение Северного Банковского Сектора еще даже не началось.


Стройплощадка Южного Коммерческого Сектора.










Возвращаемся на центральную городскую площадь Трес Подерис (Трех Властей). Национальный конгресс и пилон Верховного Суда.


Здание Верховного Федерального Суда Бразилии архитектурой перекликается с расположенным напротив президентским дворцом Планальто.


Верховный суд по сравнению с громадой Национального конгресса выглядит совсем миниатюрным.


От Конгресса к автовокзалу проложена т.н. Эспланада министерств, пространство, которое и проспектом то не назовешь. Вдоль нее выстроено полтора десятка одинаковых зданий, где разместились федеральные министерства.


Внезапно самолет. Справа видна стройка знаменитого нимейеровского кафедрального собора (закончится только в 1970-м).


Общий вид Эспланады в сторону автовокзала.


А чуть на периферии те же самые трущобы, где тогда жили строители Бразилиа. Предполагалось, что с окончанием строительных работ они съедут, и будет тут город-сад, но реальность оказалась суровее. Грузовик у озера похож на советский ЗиЛ-130.


Заканчивается же фильм поиском сокровищ в Амазонии и так характерной для 1960-х гуманистической сценой победы человеческого гения над буйством природы, которую лучше всего описывает сакраментальное двустишие: "Там где раньше тигры срали, мы проложим магистрали".


Местные жители вшоке.


Финальный эпизод вновь с поездом, да еще на вокзале. Нет, все же фильм начинающийся с поезда и им же заканчивающийся, обязательно получится замечательным. :)


В заключение два производственных фото со сьемочной площадки. Бельмондо все трюки выполнял сам, без дублеров. Вот он залазит на верхушку одной из административных башен в Южном Коммерческом Секторе. За ним строящийся комплекс зданий "Банка Бразилии" и Эспланада Министерств слева.


А вот он же на узком карнизе отеля с панорамным видом на Копакабану.


В предыдущих сериях:

1. "Призрак" (The Ghost Writer, 2010, реж. Роман Полански).
2. "К северу через северо-запад" (North by Northwest, 1959, реж. Альфред Хичкок).
3. "Ограбление по-итальянски" (The Italian Job, 1969, реж. Питер Коллинсон).

кино, архитектура

Previous post Next post
Up