В некотором смысле это продолжение
написанной мной раньше критики автомобилей как основного транспортного средства. Я уже упоминал, что основным транспортом в городах в мире "Звезды..." у меня является
персональный автоматический транспорт (
Personal Rapid Transit, PRT). Теперь я постараюсь подробнее разъяснить, почему именно он, и почему обычные автобусы, троллейбусы и подобные им аппараты и, тем более, велосипеды и прочие "легкие" транспортные средства не могут послужить приемлемой альтернативой автомобилям, в особенности в странах с холодным климатом.
Для начала - про "легкую" альтернативу, как велосипеды и прочие аппараты, приводимые в движение мускульной силой ездока, так техника с собственными двигателями. Наблюдения за погодой в России, климат которой (по крайней мере, средней полосы), похоже, становится все хуже, приводят к однозначному выводу. Любое транспортное средство без закрытой кабины и отопителя здесь практически совершенно бесполезно, кроме, в лучшем случае, пары недель в году (в лучшем - потому что эта пара недель бывает не каждый год). Оно может выступать разве что в роли спортивного снаряда, но никак не в качестве средства передвижения. Поэтому разнообразные велосипеды, скутеры, мотоциклы и т.д., популярные в теплых и не слишком дождливых странах, здесь годятся исключительно для развлечения. Кстати, сказанное относится не только к России - климат в Канаде, на севере США, в странах северной Европы требует того же. В Шотландии, например, в отличие от Испании или Греции, редко увидишь велосипед, и практически никогда - скутер. К тому же "легкие" аппараты непригодны для перевозки крупных грузов и не могут заменить грузовики.
Еще одно возражение. Я совсем не против такого рода хобби, которые никуда не денутся и при переходе к коммунизму - но в специально отведенных местах, не в городе! Последствия столкновения пешехода с велосипедистом или велосипедистов друг с другом, конечно, в среднем менее опасны, чем ДТП с участием автомобилей - но опасны. В густонаселенном месте угрозу представляет любое средство передвижения, управляемое человеком. Errare humanum est. Сюда же добавляется еще одна проблема - управлению даже "легким" транспортным средством нужно учиться и оно (управление) доступно не всем. Возможность же самостоятельного передвижения должна иметься у всех граждан (кроме маленьких детей), независимо от возраста и состояния здоровья. Транспорт в городе должен быть полностью автоматизирован.
"Классический" общественный транспорт (автобусы, троллейбусы, трамваи) легко переводится на электрическую тягу (если он еще не электрический) и может быть автоматизирован, но это гораздо легче сделать в условиях, когда нет других транспортных средств, управляемых человеком. Но главное - он удобен не везде и не всегда, он не может двигаться и останавливаться у каждого дома, в каждом дворе. Проблема "последней мили", которая особенно актуальна в холодном климате и для людей, имеющих проблемы со здоровьем.
По поводу общественного транспорта в том виде, в каком он существует сейчас в России, можно сказать одно - он не годится. За исключением, может быть, московского метро не в часы пик, он попросту ужасен. Старые, разбитые, грязные и переполненные автобусы, отсутствие нормального расписания, небезопасность (даже в автобусах и троллейбусах, про маршрутки я и не говорю) - лучше уж стоять в пробке с комфортом, тем более что автобус чаще всего стоит рядом. Добавьте к этому необходимость идти до остановки по снегу и льду, в мороз, ледяной ветер или под дождем и потом стоять там и ждать транспорта, и станет понятно, что без радикальных изменений всей инфраструктуры он, разумеется, не может служить заменой (тем более привлекательной заменой) автомобилям.
Университетский городок недалеко от Ленинграда в романе "Звезда, которая никогда не заходит" обходится без персонального автоматического транспорта, но он выстроен с нуля по совершенно иным архитектурным принципам, нежели существующие города. Все без исключения пути между зданиями на всей территории (более 10 кв. км) дублируются крытыми переходами. Для быстрого перемещения служат дорожки с движущимся покрытием (внутри крытых переходов, естественно). Дальнее сообщение осуществляется с помощью монорельсовых поездов, станция которых встроена в архитектуру университетского городка.
В Европе общественный транспорт достаточно распространен, но, во-первых, он есть далеко не везде и ходит или редко, или очень редко, во-вторых - также бывает переполнен. От этих проблем можно избавиться увеличением числа доступных транспортных средств (скорее всего, как минимум на порядок). Но проблему "последней мили" это все равно целиком не решит. И есть гораздо лучший вариант.
Почему я агитирую за персональный автоматический транспорт? Потому что он может решить все существующие проблемы перемещения в условиях небольшого города или частей мегаполиса (для междугороднего сообщения и для перемещения между районами большого города все равно нужен вместительный и быстрый общественный транспорт) и при этом быть значительно более удобным, чем личный автомобиль или такси.
Будучи электрическим, он не загрязняет воздух. В отличие от обычных электромобилей, у него нет проблемы дальних поездок (для них есть другие виды транспорта) и зарядки аккумуляторов (машины PRT подзаряжаются на специальных станциях/стоянках). Ему требуется меньшая мощность - автомобили вроде Tesla Model S в городе не нужны.
В отличие от личного (находящегося в личной собственности) автомобиля он не простаивает добрых 23 часа в сутки, занимая место на стоянке. Будучи автоматическим, он не создает пробок - пропускная способность имеющихся дорог вырастет в разы. Естественно, наилучшим решением будет введение гибкого рабочего графика и правильное зонирование городского пространства, что избежать "часов пик".
Он безопасен и не требует обучения вождению. Число ДТП уменьшится на порядки, если вообще не будет сведено к нулю. Пользоваться персональным транспортом смогут все, включая детей и стариков. Усталость или плохое самочувствие больше не будут влиять на безопасность.
Он может приехать по вызову куда угодно, в любое время суток, в любую погоду (мероприятия по очистке путей от снега, разумеется, никуда не денутся). Погода хорошая, хотите немного пройтись, подышать свежим воздухом перед поездкой? Прогуляйтесь до станции роботизированных аппаратов. Погода ужасная, на улицу не хочется выходить? Вызовите машину на ближайшую крытую стоянку, которые есть в каждом дворе.
Транспортировка грузов? Те же аппараты, только с грузовым отсеком вместо пассажирского салона, со средствами погрузки и разгрузки.
Пути? Можно как строить новые, так и использовать существующие дороги, хотя при этом безопасность будет ниже из-за пешеходов. Автомобили и вообще любые транспортные средства с водителями-людьми с этих дорог, разумеется, придется убрать, наложив полный запрет на их движение в пределах города.
Естественно, это не отменит существования транспорта, управляемого человеком, в тех местах, куда автоматизированная сеть не добралась. Но там, из-за низкой плотности транспортных средств, главные недостатки (пробки, загрязнение, небезопасность) будут куда как менее существенны. К тому же появится возможность полностью переработать безнадежно устаревшую технику управления, существенно повысив эргономику.