(
окончание)
Процессы происходящие в культуре чрезвычайно сложны, и безусловно не могут быть сведены только к экономическим факторам. Но с другой стороны, не учитывая экономический аспект проблемы, сложно понять истоки некоторых происходящих в настоящее время глобальных процессов трансформации культуры.
Рассмотрев даже всего два аспекта: экономическая дилемма Баумоля и проблема ухудшающего отбора Акерлофа, становится понятно, что проблемы в сфере культуры носят системный характер. В первом случае мы видим, что без государственной поддержки, и не важно будет это так называемая англо-саксонская модель или континентальная, сфера культуры в условиях рынка существовать не может.
А во-втором, на примере проблемы ухудшающего отбора, - что сфера культура очень плохо согласуется с рыночными механизмами регуляции и без внешнего вмешательства будет происходить неизбежный процесс ее деградации.
Ситуация дополнительно осложняется тем, что государство в сфере культуры имеет очень ограниченные рычаги воздействия, и при этом, живя по рыночным законам, оно и само неизбежно начинает оказывать негативное влияние. Все же попытки как-то регулировать сферу культуры, в лучшем случае, приводят к консервации проблем, но не к их решению.
При этом важность сферы культура для государства - растет. Культура теперь не только одна из основ государственности, но еще и важный политический инструмент борьбы за существование.
Возникает глобальный цуцванг: государству нужна сфера культура, культуре нужна поддержка государства, но любое действие ведет к ухудшению ситуации. Можно ли как-то этот порочный круг разорвать в рамках рыночной экономики? Ответа на этот вопрос - нет. Но гражданское общество может попытаться стать новым активным «игроком» в сфере культуры, у которого несмотря на вроде бы неизмеримо меньшие возможности, по сравнению с государством, тем ни менее есть все шансы успешно противостоять негативным тенденциям в сфере культуры и искать пути выхода из тупика.
Стихийно общество начинает самоорганизовываться, для противодействия культурным изменениям, но пока это бессубъектный процесс, то в лучшем случае он способен на какое-то время замедлить негативные процессы. Формирование же субъекта, способного организовывать и поворачивать в нужном направлению “стихийное творчество масс” и есть, на мой взгляд, первоочередная задача для противодействия негативным процессам в области культуры. Но без понимания экономического аспекта сферы культуры, на мой взгляд, и создание подобного “субъекта”, и его успешное функционирование - невозможны. Хотя и это является необходимым, но не достаточным условием.
И последние, для того, чтобы составить более ли менее целостную картину процессов происходящих в сфере культуры, рекомендуется прочесть четыре книги:
- Терри Иглтон - «Идея культуры». Возможно наиболее сложная, но дающее общее представление о процессах происходящих в области культуры. В некотором раоде это - философский взгляд на проблему
- Долгин А.Б. - «Экономика символического обмена». Прагматический взгляд на экономический аспект проблемы. Простой образный язык, много ссылок на внешние работы и исследования.
- Тросби, Д. - «Экономика и культура». Политический аспект культурной сферы. Дает представление о том, как культура стала и теперь используется как геополитический инструмент.
- Хезмондалш, Д. - «Культурные индустрии». Исследование практики функционирования массовой культуры. Дает общее представление как формировалась и теперь реально работает массовая культура.
Конец конспекта.
Используемая литература
- Akerlof G. A. The Market for «Lemons»: Quality Uncertainty and the Market Mechanism // The Quarterly Journal of Economics, Vol. 84. August 1970. P. 488-500. Рус. пер.: Акерлоф Дж. Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм
- Баумоль и Боуэн «Исполнительское искусство - Экономическая дилемма» (Baumol W. J., Bowen W. G. Performing Arts - the Economic Dilemma. Twentieth Century Fund, New York, 1966)
- Долгин А.Б. - Экономика символического обмена. M.: Инфра-М, 2006. - 632 с.
- King T. Patronage and Market in the Creation of Opera Before the Institution of Intellectual Property // Journal of Cultural Economics, Vol. 25(1), 2001. P. 21-45.
- Кончаловский А. Победа рынка над искусством. Как маркетологи берут верх над творцами // Российская газета. 9 февраля 2005 г.
- Музычук В.Ю. Должно ли государство финансировать культуру? - М.: Институт экономики РАН, 2012. - 60 с.
- Терри Иглтон - «Идея культуры» / пер. с англ. И. Кушнаревой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. - 192 с. - (Исследования культуры). - тираж 1000 экз.
- Тросби, Д. - Экономика и культура / пер. с англ. И. Кушнаревой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. - 256 с. - (Исследования культуры). - 1000 экз. - ISBN 978-5-7598-0836-7 (в пер.).
- Хезмондалш, Д. - Культурные индустрии / пер. с англ. И. Кушнаревой; под науч. ред. А. Михалевой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. - 456 с. - (Исследования культуры). - 1000 экз. - ISBN 978-5-7598-0837-4 (в пер.).
- Шендрик А.И. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. - 519 с. ISBN 5-238-00349-8
К оглавлению