(
продолжение)
И тут мы переходим ко второй важной точке позиционной борьбы за культуру, а именно к образованию. Кризис образования, процесс, идущий параллельно с кризисом культуры, и во многом с ним связанный. Подробное рассмотрение проблем образования лежит вне рамок данной работы. Но тем не менее, независимые образовательные центры являются необходимым условием развития системы культурных оазисов, создаваемых гражданским обществом.
А тому, что это вполне под силу гражданскому обществу, так же есть множество примеров. От кружков и сообществ разной направленности, создаваемых без участия государства, а часто и без коммерческой составляющей, до таких «глобальных» явлений как, например, аргентинское танго, которое за несколько десятилетий опутало весь мир школами, интернациональными мероприятиями, налаженным обменом опытом, определенными традициями, воспитанием новых членов сообщества, механизмами саморегуляции и разрешения конфликтов.
Вокруг школ аргентинского танго сформировалась целая культурная экосистема, от дизайна одежды для танго, до изучения истории культуры и музыки. И все это произошло, опираясь, в основном на гражданскую активность и почти без государственной поддержку. Рыночные отношения так и не стали доминировать в танго сообществе. И хоть многие из активных его участников - профессионализировались, но их деятельность до сих пор во многом остается иррациональной, с точки зрения рынка. Как один из примеров такой, иррациональной, деятельности - газеты, выпускаемые в разных городах крупными танго сообществами. Газеты
выходят регулярно, печатаются в типографиях и распространяются бесплатно:
Деградация же традиционного образования, в котором, кстати, так же видны все признаки действия ухудшающего отбора, заставляет все большее количество родителей думать об альтернативе, создание и успешное функционирование которой, могло бы стать, в свою очередь, стать серьезным подспорьем гражданскому обществу для развития культурных оазисов.
К оглавлению