После успехов светофорной оптимизации нескольких узлов Москвы я решил замахнуться на вечернюю «протяжку» целого направления длиной 6 километров - Липецкой и Бакинской улиц. Тем более транспортная нагрузка на них увеличилась после нашей осенней переразметки Пролетарского проспекта с 6 полос на 7 и недавней регулировки светофоров с Нагатинской улицей на Варшавском шоссе и проспекте Андропова.
Липецкая и Бакинская улицы - часть недомагистрали от Таганской площади до М-4 «Дон». Единого названия у этого коридора нет - неудивительно, ведь он проходит аж по 10 улицам и проспектам! [посмотреть все]улица Большие Каменщики, Новоспасский проезд, улицы Симоновский Вал, Велозаводская, Сайкина, проспекты Андропова Пролетарский, Кавказский бульвар, улицы Бакинская и Липецкая Но важность этой дороги для юга Москвы трудно переоценить: - это одна из двух магистралей с востока от Павелецкой железной дороги, переездов через которую нет; - она проходит по одному из трех мостов через Москва-реку в ЮАО; - это единственная дорога, ведущая в огромный жилой район Бирюлево-Восточное; - в Московской области ее продолжает 8-полосная «олимпийская» трасса М-4 Дон
Несмотря на все это, никаких серьезных работ в коридоре Таганка - Бирюлево (кроме нескольких «пробокнетовских» локальных мероприятий) не проводилось и пока не планируется. Зато дорогу «осчастливили» выделенной полосой. Конечно, в участке этой выделенки от МКАД до Кантемировской есть транспортный смысл, но водителям и пассажирам личного транспорта от этого не легче. Надежда на разгрузку Липецкой и Бакинской появится после открытия эстакады Подольских курсантов - Элеваторная улица, которая даст возможность въезжать в Бирюлево-Восточное с Варшавского шоссе. Но к строительству этой эстакады только что приступили и открыть ее по контракту должны лишь в мае 2016 года - а судя по темпам работ, это произойдет даже позднее.
Единственный способ быстро улучшить движение - светофорное регулирование.«Протянуть» Липецкую с Бакинской вечером оказалось и сложнее, и проще, чем Варшавское шоссе. Сложнее потому, что пришлось проанализировать сразу 13 светофоров. А проще потому, что все они на этой дороге уже подключены к «Интеллектуальной транспортной системе» и синхронизированы друг с другом. И еще потому, что сами фазы менять не понадобилось, только их длину, а ей в ЦОДД могут управлять дистанционно.
В итоге задачу удалось успешно решить в рекордные сроки. Скорость проезда на Бакинской и Липецкой выросла, длина пробки и время ее наблюдения - сократились, а люди экономят вечером от 10 до 20 минут!
Было до регулировки. Вечер 3 февраля Стало после регулировки. Вечер 10 февраля
[Анализ причин и реализованные предложения]Как я анализировал Этап 1. Понаблюдал динамику (хотя точнее будет назвать это «статикой») потока в вечерний час пик. Выяснилось следующее: - «Красная (5-10 км/ч)», а порой и «бордовая» (2-5 км/ч) пробка начиналась на Пролетарском проспекте от метро Кантемировская. Столь же жестко стояли и все возможные объезды-подъезды: улицы Бехтерева и Севанская, Каспийская, Тимуровская. - Все это продолжалось до слияния с Каспийской улицей (Царицынский путепровод), на котором все «желтеет», а после перекрестка с 6-й Радиальной и «зеленеет». - Дальше серьезные затруднения наблюдались уже перед Лебедянской улицей. Запомним 3 критичные точки из 13: Бакинская - Севанская, Липецкая - 6-я Радиальная, Липецкая - Лебедянская.
Этап 2. Запросил в ЦОДД существующие режимы работы (на жаргоне «пофазники» с «повремянками»). Режимы работы оказались в виде таблиц вот такого вида. Зеленым внизу 13 закладок с таблицами по всем светофорам.
А вот пофазник к этой же таблице. Таких просмотрел тоже 13 (впрочем, большинство из них попроще):
Этап 3. Нанес все светофоры на карту и проанализировал причины проблем. Красным отмечены самые критичные перекрестки.
Выяснилось много интересного. Для начала, длина вечернего цикла на всех перекрестках Липецкой и Бакинской оказалась очень маленькой, всего 160 секунд. Хотя на большинстве радиальных магистралей вечерний пиковый цикл от 180 до 210 секунд. 160 секунд на Липецкой тем более нелогичны, что здесь, в отличие от какого-нибудь Ленинского проспекте, почти нет сильно нагруженных примыканий и пересечений: ее просто некуда и неоткуда пересекать.
Получила "числовое" объяснение проблема на перекрестке Бакинской и Севанской: «зеленый» в область горел лишь 42% времени цикла, остальное время «съедали» пешеходная фаза, фаза Севанской и левый поворот из области. Схожая картина на перекрестке Липецкой и Лебедянской: тоже 4 фазы, только там Липецкая в область едет 53% времени. При этом на всех остальных перекрестках Липецкая едет 75-80% времени цикла в те же 2 полосы!
Интересная картина наблюдалась на перекрестке с 6-й Радиальной. Раньше там было 2 фазы: прямой ход Липецкой и левый поворот на 6-ю Радиальную с пешеходами через Липецкую. Но длина левоповоротного кармана очень небольшая, он быстро переполнялся и начинал «держать» одну из прямоходных полос в область.
Чтобы этого избежать, в вечерней программе ЦОДД еще в прошлом году сделал длинную «веерную» фазу. В ней карман и проезд прямо в область едут одновременно и переполнения не происходит.
Но и это еще не все. Оказалось, что Липецкая и Бакинская были объединены в одну зону координации со всеми светофорами на Пролетарском и Андропова аж до Нагатинской. А менять длину цикла можно только во всей зоне сразу.
Что я предложил 1. Увеличить вечерний цикл с 160 до 190 секунд на всех 13-ти светофорах Бакинской и Липецкой. А чтобы не разгонять цикл на Пролетарском проспекте, вывести их в новую, 3-ю зону координации, отделив их от 2-й зоны, которая начинается от Нагатинской. 2. «Протянуть» Липецкую и Бакинскую в область прежде всего и насколько возможно на перекрестках с Севанской и Лебедянской. На первом получилось увеличить длительность зеленого в область с 42 до 53% времени (с 67/160 до 100/190 секунд), на втором - с 53 до 57% времени (с 84/160 до 109/190). 3. Все остальные перекрестки «подтянуть» под новую длину цикла. Еще важно было не слишком зажать остальные направления (левые повороты и выезды), не забыть про минимальное время пешеходной фазы и т.д.
Что получилось Все рекомендации и новую программу расписал по 13 таблицам. И Центр организации дорожного движения после небольших корректив внедрил все это буквально в течение недели.
О результатах уже написал вначале. Добавлю лишь, что значительное улучшение ситуации подтверждается и камерами ЦОДД, и данными Яндекса, и наблюдениями участников движения. Но разумеется, есть одно большое «но»: при любом ДТП тут же блокируется минимум одна из двух полос и наступает коллапс, невзирая ни на какое светофорное регулирование. А ДТП тут не редкость. Особенно в месте выезда с Каспийской на Липецкую, где плохой обзор и маленький радиус выезда.
Возможное решение - "оптимизировать" (убрать) выделенную полосу в область на участке 1,8 км от моста хотя бы до Элеваторной улицы и «прикрыть» для выезжающих с Каспийской правую полосу, что позволило бы свести ДТП к минимуму. Если это не удастся, есть еще одна светофорно-разметочная идея для этого перекрестка, но она требует моделирования. (Подсказка: нечто похожее мы предложили для узла ТТК - Ленинградский.)
Что еще можно и нужно сделать на Липецкой и рядом? Саму светофорную вечернюю программу координации я бы больше не трогал: «работает - не трожь». Максимум, о чем можно подумать - добавить Липецкой и Бакинской еще 10-20 секунд, увеличив цикл. Все остальные изменения надо делать строго точечно для решения конкретных проблем, если они появятся.
Надеюсь, что-то из этих мер удастся реализовать уже в этом году. Конечно, при условии, если наладившуюся работу с ЦОДД по светофорам нам удастся распространить и на организацию дорожного движения. Некоторые подвижки в этом направлении уже есть, но пока не буду забегать вперед.
Расскажите о ваших впечатлениях от изменений на Липецкой и Бакинской. Что и почему вы бы здесь еще поменяли?
И еще. Насколько вам интересны подробности рабочего процесса под спойлером? А то есть мнение, что это скучно, нудно и доступно лишь для 0,1% особо въедливых. Если вам все это интересно, добавляйте мой блог в друзья.