Каширское шоссе - Борисовские пруды: неожиданные итоги моделирования
May 26, 2014 12:57
Начну с предыстории. До реконструкции с Каширского шоссе из центра на Борисовские пруды налево можно было повернуть из левых рядов, а прямо всегда горел «зеленый». После реконструкции шоссе левый поворот вынесли в «карман» справа». Теперь 30% времени потоку в область горит «красный», а по вечерам Каширское шоссе стоит в область от Пролетарского проспекта до Борисовских прудов. Что характерно, дальше в область есть запас пропускной способности: благодаря реконструкции ширина дороги 4+А, а повороты выполняются с боковых проездов.
Несколько месяцев назад Probok.net подготовил предложение по возвращению левого поворота в левые ряды ( подробности). Построенный «карман» мы предлагали использовать только для выезда с Шипиловского проезда и для поворота автобусов, что позволило бы давать «зеленый» Каширскому шоссе прямо 90% времени, а не 60%. Это предложение мы подали в Департамент транспорта и ЦОДД прошлой осенью. И хотя они согласились, что предложение действительно повысит пропускную способность в прямом направлении, в реализацию оно не пошло. Никто не решился изменить схему ОДД на только что реконструированном шоссе…
Альтернативные предложения: переразметка Видя такое дело, Probok.net подготовил еще 2 предложения для решения проблем узла без возврата в левые ряды левого поворота. Как и первое, они не требуют уширений, а лишь переразметки.
Первое предложение: переразметить участок Борисовских прудов длиной 200 метров со схемы «2+2 полосы» на схему «3 полосы от перекрестка, 1 полоса к перекрестку». Это позволит 3-м полосам из кармана поворачивать значительно быстрее, не втискиваясь в 2 полосы на перекрестке. А значит, быстрее освобождать карман, предотвратив запирание Каширского шоссе хвостом из него.
Сейчас Предлагаем
Второе предложение: переразметить Каширское шоссе от Пролетарского проспекта в область с 4 полос (3+А) до 5 полос (4+А). Ширина проезжей части Каширского шоссе в область 16,25-16,5 м, что позволяет, сделав отступ от отбойника 0,4 м, разметить 5 полос: выделенную 3,5 м и 4 полосы по 3-3,2 м. Увеличение количества полос именно этого участка очень нужно потому, что Каширское шоссе в этом месте служит «бутылочным» горлышком», не справляясь с выросшим из-за строительства тоннеля потоком из центра; дальше в область после Борисовских прудов все «летит».
Примечание: на схеме участок Борисовских прудов размечен на 3+2, а не 3+1. Но это потребует переразметки всех полос до 3 метров, включая правые, по которым ходит ОТ.
Проверка моделированием Надо сказать, эти предложения мы готовили как компромиссный вариант и не ожидали от них такого эффекта, как от первого. Но недавно у Probok.net появилась возможность проводить динамическое моделирование, и мы решили проверить на модели все 4 варианта.
Матрица промоделированных вариантов (вечерний пиковый период с 17-00 до 20-00)
Видео модели перекрестка Каширского шоссе с ул. Борисовские пруды
Такие результаты нас обрадовали и удивили одновременно.
Обрадовали тем, что наше предложение по возврату левого поворота левые ряды (вариант 3) действительно позволило бы повысить пропускную способность Каширки в область на 13% (400 машин в час), не повлияв при этом на пропускную способность левого поворота и не ухудшив направление в центр. Общая пропускная способность 2-х направлений растет на 8% (с 4420 до 4780 авт./ч). А удивили (но и обрадовали тоже) тем, что гораздо эффективнее оказались наши «запасные» предложения, предполагающие сохранение левого поворота из кармана (варианты 1 и 2)!
В варианте 1, где мы всего-то переразмечаем участок Борисовских прудов с 2+2 на 3+1, пропускная способность левого поворота растет сразу на 33%, с 1430 до 1910 машин в час! Пропускная способность же прямого направления растет меньше (на 4%). Но общая пропускная способность 2-х направлений растет на 13% (с 4420 до 5010 авт./ч) - и это больше, чем при возврате левого поворота (там, как уже сказано, она растет всего на 8%). А пропускную способность между 2-мя направлениями можно перераспределить светофором! Скажем, если налево не будет увеличения трафика, можно прибавить 5 секунд прямому направлению и отнять их у левоповоротного. Тогда получим увеличение на 13% в каждом направлении (1620 машин налево, 3389 машин прямо).
В варианте 2, где мы переразмечаем Каширское шоссе с 4 полос до 5, эффект еще выше: суммарная пропускная способность 2-х направлений достигает уже 6060 автомобилей в час, в т.ч. в прямом направлении 3880 (+30% или +890 авто в час), и 2180 на левый поворот (+52% или +750 авто в час). В результате в этом варианте радикально сокращается время на проезд от Пролетарского проспекта до Борисовских прудов: с 687 секунд до 480 секунд в прямом направлении и с 795 до 564 секунд для поворота налево. А скорость проезда прямо растет с нынешних 15 км/ч до 21 км/ч (налево - с 13 до 18 км/ч)!
[Другие подробности по 4-м вариантам]Вариант 1. Левый поворот из кармана и переразметка участка ул. Борисовские пруды на 3+1. Переразметка участка ул. Борисовские пруды значительно увеличивает пропускную способность направления левого поворота, т. к. основной спрос транспорта при выезде из левоповоротного кармана направлен прямо, на ул. Борисовские пруды (по результатам проведенного обследования в прямом направлении интенсивность движения составляет 1510 авт./ч., налево - 20 авт./час, направо - 20 авт./час). Пропускная способность выезда с ул. Борисовские Пруды по направлению «в центр» не снизится при условии корректировки режима светофорного объекта: в существующей ситуации выезд осуществляется по двум полосам в фазу выезда из левоповоротного кармана, в предлагаемом варианте выезд осуществляется с одной полосы, но практически непрерывно, за исключением непродолжительной (20 сек. из 158) фазы движения пешеходов. Вариант 2. Левый поворот из кармана, переразметка участка ул. Борисовские Пруды на 3+1 и переразметка Каширского шоссе по направлению «в область» на 4+А. При переразметке Каширского шоссе по направлению «в область» на 4+А от Пролетарского проспекта до зоны пересечения с ул. Борисовские Пруды появляется дополнительная полоса движения, что позволяет скорректировать работу светофорного объекта в сторону увеличения на 8 секунд фазы выезда из левоповоротного кармана. Переразметка, вкупе с увеличением числа принимающих полос на ул. Борисовские Пруды, значительно увеличивает пропускную способность обоих направлений и всего Каширского шоссе по направлению «в область». Вариант 3. Левый поворот из левых полос и переразметка участка ул. Борисовские Пруды на 3+1. При этом варианте за счет более продолжительной фазы прямого движения наблюдается рост пропускной способности всего направления Каширского шоссе «в область», однако большой спрос на левый поворот (1300 авт./ч.) приводит к занятию левоповоротным потоком среднего ряда (третьего слева), что снижает положительный эффект. При данном варианте, ввиду изменения режима работы светофорного объекта, на этом участе снижается пропускная способность Каширского шоссе по направлению «в центр», однако это не влияет на пропускную способность Каширского шоссе в целом, т.к. определяющими при движении «в центр» являются другие сечения с меньшей пропускной способностью. Вариант 4. Левый поворот из левых полос, переразметка участка ул. Борисовские Пруды на 3+1 и переразметка Каширского шоссе по направлению «в область» на 4+А. При этом варианте увеличивается число полос по Каширскому шоссе на участке перед пересечением с ул. Борисовские Пруды, но на самом пересечении организация движения по сравнению с предыдущем вариантом не меняется. Ввиду возросшего входящего спроса скорость движения падает.
Есть 3 причины преимущества "поворота из кармана" (при реализации наших предложений) 1. В ходе обследования оказалось, что в вечерний час пик на Борисовские пруды поворачивают 32% автомобилей. Это очень много, но реальный спрос еще больше: не желая стоять в кармане, часть машин из проезжающих прямо тут же разворачивается, а часть - едет до следующих перекрестков и поворачивает там. То есть реальный спрос на левого поворот можно оценить в 40%. Но для такого спроса 2-х левых полос Каширского шоссе очень мало (а больше им нельзя выделить без уширений)! Карман же позволяет выпускать машины в 3 ряда. Сейчас "преимущество 3-х полос" не используется, поскольку «на прием» на Борисовских прудах всего 2 ряда; а переразметка участка Борисовских прудов на 3+1 даст возможность это преимущество реализовать.
2. При повороте из кармана радиус поворота больше, а значит, больше и скорость, чем при повороте из левых рядов. Разница - на 7 км/ч. Опять же, сейчас «преимущество большого радиуса из кармана» тоже не используется: из-за сужения с 3 полос до 2 машины вынуждены перестраиваться прямо на перекрестке, что снижает скорость. Переразмечая Борисовские пруды на 3+1, мы позволяем карману выезжать со скоростью пробки из шампанского.
3. Транспорт, поворачивающий налево из левых рядов, будет блокировать один из 3-х рядов прямо. Такое бывало здесь и раньше при старой схеме, будет и сейчас (особенно учитывая возросший поток с проспекта Андропова). Эффективно помешать этому можно лишь построив отбойник между потоками. Но это уже требует уширения проезжай части, причем на довольно длинном участке.
Может возникнуть вопрос: а что если в варианте 3 время фазы "прямо и налево" увеличить с 60 до 90 секунд? Мы это проверили и оказалось, что 60 секунд - максимальное время фазы "прямо-налево", при котором не будет пробки на Каширском в сторону центра. Сейчас вечером в центр по Каширскому шоссе проезжает около 2550 автомобилей в час, а пропускная способность сейчас 3200 авто в час (запас). При реализации варианта 3 (возврат левого поворота в левые ряды) при фазы "прямо и налево" мы снижаем пропускную способность направления в центр до 2530 авто, а значит, сводим к нулю запас пропускной способности в центр. Если же фазу "прямо-налево" увеличить до 90 секунд, пропускная способность вечером в центр будет 2130 авто в час. Это приведет к дефициту пропускной способности 400 авто в час и пробке вечером в центр длиной 600-800 метров!
Что будет утром с выездом с Борисовских прудов на Каширское в сторону центра, если будет 1 ряд, а не 2? Ничего страшного не будет. Во-первых, 70% потока с Борисовских прудов и сейчас выезжают в центр не через светофор, а у моста. Во-вторых, сейчас правый поворот на светофоре выполняется только в фазе выезда из кармана (30-40% времени), а при выезде в 1 ряд выезд можно включить почти всегда под стрелку «на просачивание».
Выводы Надо признать, что наше старое предложение было неплохое, но новые гораздо лучше. А значит, «левый поворот из правого кармана» сам по себе не плох; плоха лишь его нынешняя реализация. Но это, при желании и воле властей, можно легко исправить.
Что же с "желанием и волей властей"? Оба предложения поданы в Департамент Транспорта и ЦОДД. И предложение по переразметке участка Борисовских прудов с 2+2 на 3+1 (вариант 1) предварительно одобрено. Правда, проектировать его ЦОДД будет сам, сроки реализации пока неизвестны. А вот предложение по переразметке участка Каширского шоссе (вариант 2) пока не одобрено! ЦОДД не решился сузить полосы до 3,1-3,25 метров. Хотя именно такой ширины полосы на Алтуфьевском шоссе, мосту Победы (Ленинградское шоссе), Русаковской эстакаде (ТТК). И вообще сужение полос не влияет на безопасность и успокаивает поток (см. Почему ширину полос можно и нужно уменьшать до 3-3,25 м).
Чем можно помочь? Само собой, мы будем продолжать добиваться принятия этого предложения. Но нам нужна ваша помощь! Если вы поддерживаете эти предложения и хотите добиться их скорейшей реализации: - сделайте репост этой статьи - напишите в ЦОДД и Департамент транспорта письмо от своего имени с этими предложениями, ссылкой на этот пост и просьбой их как можно скорее принять и реализовать.
Что мы еще предлагаем по Каширскому шоссе? У Probok.net есть еще целый пакет предложений по Каширскому шоссе. Но там переразметкой не ограничиться - нужны локальные уширения. Одно наше предложение по развязке с Коломенским проездом Саша уже опубликовал (см. « Как разогнать Каширку». О предложениях по южному участку Каширского шоссе расскажу в следующий раз.