Как ускорить проспект Андропова

Mar 12, 2014 10:45

Сегодня проспект Андропова - самая непредсказуемая и пробочная магистраль на юге Москвы. Проанализировав симптомы проблемы и ее причины, Probok.net предложил властям Москвы несколько поэтапных решений.

Симптомы заторов
Показатели "тяжести" любой пробки - длина, скорость и длительность. И по всем трем проспект Андропова уверенно входит в группу печальных лидеров.

Типичная картина пробок на проспекте Андропова


Длина заторов на проспекте Андропова - 4-4,5 км в каждом из 2-х направлений (утром в центр - от Каширского шоссе до второго пешеходного перехода в Нагатинской пойме, вечером в область - от Новоостаповской улицы до Нагатинской улицы). Второй показатель, скорость движения в часы пик, здесь не превышает 7-10 км/ч: на проезд участка 4,5 км в часы пик надо около 30 минут! Что касается длительности, пробки в центр на проспекте Андропова начинаются в 7 утра и длятся до 13-14 часов, а пробки в область обычно начинаются в 15 и длятся до 21-22 часов. То есть длительность каждого из «часов пик» на Андропова составляет 6-7 часов в каждом из 2-х направлений - запредельный уровень даже для привычной к пробкам Москвы.

Две фундаментальные причины пробок на проспекте Андропова
Причина первая: проспект перегружен лишним «перепробеговым» трафиком. От метро «Нахимовский проспект» до центра жилой части Печатников по прямой 7,5 километров. А по дорогам 3 маршрута от 16 до 18 километров, что означает перепробег 2,2-2,4 раза! Причем два из трех маршрутов проходят через проспект Андропова.


Все эти перепробеги вызваны тем, что между Нагатинским и Братеевским мостами по прямой 7 км, а по Москве-реке - целых 14 км! И никаких других мостов и тоннелей в этом промежутке просто нет. Об этом я писал в статье Братеевский мост: как из 6 полос сделать 8.



Причина вторая: малая пропускная способность самого проспекта. Прежде всего движение убивает выделенная полоса, созданная по методу «банка краски и вперед» несколько лет назад, после чего для движения в каждом направлении осталось лишь по 2 полосы. Очень способствуют заторам и 3 светофора (транспортный перед Нагатинской улицей и два пешеходных в Нагатинской пойме).

Стратегические решения по проспекту Андропова
Чтобы решить проблему перепробегов, надо построить 2-3 новые связки между Нагатинским и Братеевским мостами. Эти транспортные связи устранят перепробеги и позволят управлять трафиком, стимулируя не поток «центр - периферия», а поток «периферия - периферия».

Проблема в том, что строить такие объекты очень долго и дорого. Неудивительно, что сейчас в Адресной инвестиционной программе Москвы на 2013-2015 гг. есть лишь мост через Москву-реку от Каспийской до Шоссейной ул. (схема на Карте дорожного строительства). Причем предполагаемые сроки строительства (2014-2016 гг.) точно будут сдвинуты: еще даже не начато проектирование, так что о начале строительства в 2014-м речи быть не может. При наличии денег (порядка 8 млрд. рублей) и политической воли этот мост построят не ранее 2018 года. Что до других проектов новых транспортных связей в этом секторе Москвы (тоннельно-мостовой переход от Коломенского проезда до Печатников, мост Нагатинская пойма - Печатники), они вообще на стадии предпроектной проработки, то есть еще дальше от реализации. И обойдется каждая из них также в миллиарды рублей.

Таким образом, если мы хотим что-то улучшить здесь не через 5 лет, а уже через год-два, единственный способ - работать с пропускной способностью проспекта Андропова. В отличие от строительства новых мостов и тоннелей, это в разы быстрее (0,5-2 года) и на 2 порядка дешевле (50-100 миллионов рублей). Потому что увеличить пропускную способность проспекта можно недорогими локальными "тактическими" мероприятиями в самых проблемных местах. Это позволит обеспечить существующий спрос, улучшить все показатели движения: снизить длину пробок, сократить длительность часов пик, повысить скорость.

Тактические меры на проспекте Андропова: 4 группы
Этап 1. Светофорное регулирование
На проблемном участке 3 светофора: два пешеходных в Нагатинской пойме и один транспортный на перекрестке Андропова с ул. Новинки и Нагатинской.

Два пешеходных светофора в Нагатинской пойме уже работают в максимально «протянутом» режиме (150 секунд транспорту, 25 пешеходам). Дополнительное удлинение цикла едва ли будет эффективно для транспорта, но увеличит и без того немалое ожидание пешеходами.  Единственное, что можно и нужно сделать светофорным регулированием - синхронизировать оба пешеходных светофора, чтобы транспорт тратил меньше времени на разгон-торможение. Это окажет небольшой эффект в сторону центра в утренний час пик. На трафик в обе стороны в остальное время и в сторону области вечером пешеходные светофоры не оказывает большого влияния.

А вот со светофором на перекрестке Андропова с ул. Новинки и Нагатинской ситуация интереснее. Он явно держит поток в сторону области в вечерние часы пик. Дальше транспорт разъезжается по массе альтернативных улиц (Нагатинской набережной, улице Новинки, Нагатинской улице, Коломенскому проезду, Каширскому шоссе и Пролетарскому проспекту).

Рассмотрим текущий режим работы светофора и подумаем, что можно сделать.

Схема пофазного разъезда


Текущий повременный режим работы светофора


Что бросается в глаза опытному водителю, знающему перекресток?
Во-первых, уж очень короткий цикл для перекрестка с магистральной улицей - всего 110-120 секунд. На большинстве магистралей время цикла в часы пик 140-180 секунд, на Ленинском и вовсе за 200.

Во-вторых, режим работы светофора от времени суток меняется крайне несущественно! Между тем, вечерний поток принципиально отличается от утреннего: прямоходный поток по Андропова из области гораздо меньше, а левоповоротный поток с Андропова из центра гораздо больше (народ возвращается домой в Нагатинский затон).
В-третьих, зачем-то сокращено время прямоходной фазы днем. Какой в этом смысл, если прямоходный поток по Новинки и Нагатинской и в часы пик не испытывает серьезных проблем, а уж днем и подавно?

Решение напрашивается само собой: дневной режим приравнять к утреннему, а в вечерний - немного «протянуть» фазу 3 (Андропова в обе стороны), и сильно протянуть «веерную» фазу 4 (Андропова из центра прямо, направо и налево). Это позволит эффективно освобождать и прямой ход Андропова, и «карман» для ожидающих поворота.

Предлагаемый повременный режим работы светофора


Что до утреннего часа пик, «протягивать» Андропова на этом перекрестке утром в центр сейчас бессмысленно. Поток не использует всю длину «зеленой фазы», поскольку не может быстро проехать перекресток из-за пробки перед сужением на мосту из 4-х полос в 2.

2. Переразметка
С разметкой на Андропова две проблемы:
-       выделенная полоса на 3-х полосных участках проспекта Андропова
-       дурная разметка на перекрестке с Нагатинской улицей и улицей Новинки

Ни для кого не секрет, что выделенная полоса вогнала последний гвоздь в крышку гроба пропускной способности проспекта Андропова. Это касается движения и в центр, и в область. Причем пассажиропоток по выделенной полосе минимален и не превышает нескольких сот человек даже в часы пик. Это неудивительно: выделенная полоса идет вдоль «зеленой» ветки метро, а точек притяжения на удалении от метро вдоль самого проспекта почти нет. Провозная же способность каждой из полос общего пользования около 1200 человек в час. Это значит, что выделенная полоса, вопреки своей задаче, не повысила, а снизила провозную способность проспекта Андропова!

Добавлю: пассажиропоток наземного транспорта на проспекте Андропова имеет шансы снижаться и дальше. Ведь уже в 2014 году в Нагатинской пойме планируют открыть станцию метро «Технопарк»! Это позволит большей части посетителей ТЦ «Мегаполис» и работающим в Технопарке пользоваться метро без пересадки на наземный транспорт.

Казалось бы, отменить всю выделенку на Андропова, и дело с концом. Но анализ и многолетние наблюдения показали: выделенная полоса на проспекте Андропова мешает не везде, а только на тех участках, где в одну сторону 3 полосы (2+А) и где это создает «бутылочное горлышко». Там же, где 4 полосы в одну сторону (3+А), выделенная полоса не мешает, а даже позволяет повысить равномерность транспортных потоков и выполняет роль полосы для правого поворота, разгона-торможения.

Поэтому в первоочередном порядке мы предлагаем отменить выделенную полосу на узких участках, где она создает наибольшие проблемы:
-       в сторону области на Сайкинском путепроводе и Нагатинском мосту, улице Сайкина
-       в сторону центра на всем участке от въезда на Нагатинский мост до Сайкинского путепровода включительно

Отмена участков выделенных полос: общая схема и организация движения (кликабельно)






Еще потребуется отменить выделенную полосу в сторону области на участке от Нагатинской улицы до Коломенского проезда: увеличившийся поток в сторону области не сможет вместиться в существующие 2 полосы. Кстати, въезд на выделенную полосу в этом месте разрешен и сейчас, но только для парковки.

Помимо выделенной полосы, проблемы создает бездарная разметка проспекта Андропова в зоне перекрестка с Нагатинской улицей и улицей Новинки. Во-первых, ширина полос большая, а их количество - недостаточное. При такой ширине проезжей части с каждой стороны легко добавить по полосе! Во-вторых, разметка, несмотря на уширение створа перекрёстка, зачем-то уводит весь трафик в левоповоротные ряды, откуда едущим прямо приходится «продираться» правее.

Впрочем, неумелость проектировщиков извинительна: узел сложный, ширина проезжей части «гуляет». Наше решение для этого перекрестка тоже созрело не сразу. Оно позволяет число рядов в зоне перекрестков увеличить, а едущих прямо - оставить в своих полосах, «уводя» прямой ход немного правее. Как результат, количество перестроений снизится, скорость проезда перекрестка повысится в обоих направлениях.

Probok.net: предлагаемая схема организации движения на перекрестке Андропова - Нагатинская - Новинки (кликабельно)






3. Локальные уширения
В недавнем прошлом по предложению Probok.net был расширен с 3 до 4-х полос участок проспекта Андропова в Нагатинской пойме от ТТК до Нагатинского метро-моста в сторону области.



Это дало результат: для общего пользования теперь есть 3 полосы (+ 4-я выделенная), этот участок больше не служит источником заторов, а съехать с ТТК на проспект Андропова стало легче. Правда, эффект от уширения сейчас во многом «съеден» плохой работой светофора с Нагатинской улицей (см. пункт 1), а также выделенной полосой на Нагатинском мосту и неправильной разметкой перед Нагатинской улицей (см. пункт 2). Как только эти проблемы удастся решить, эффект от уширения проявится в полную силу.

Кроме того, сейчас по нашему предложению идет аналогичное уширение с 3 до 4-х полос участка проспекта Андропова в область от Коломенского проезда до Проектируемого проезда № 3888.



Многие говорят, что сейчас на этом участке затруднений нет, и это правда. Но проблем тут нет лишь потому, что сейчас поток в область держит светофор на Нагатинской, сужение на мосту и проезд по Андропова в область в 2 полосы. При реализации наших предложений (пункты 1 и 2) поток в сторону области возрастет на 25-35%, и строящееся расширение сразу пригодится, позволив не отменять на этом участке выделенную полосу.

Следующим этапом мы предлагаем выполнить самое нужное сейчас уширение в сторону центра на участке от Нагатинского метромоста до съезда на улицу Трофимова. Это позволило бы вернуть личному транспорту 3 полосы, отдав 4-ю транспорту общественному - точно так же, как сделано в сторону области на этом участке.

Схема организации движения после уширения



4. Строительство 2-х внеуличных переходов в Нагатинской пойме
Не все знают, что недавно начато строительство надземного перехода в районе остановки ОТ «Южный речной вокзал» у самого Нагатинского метромоста. После его строительства пешеходный светофор демонтируют!




Это могло бы стать прекрасной новостью, но радоваться нечему: в 450 метрах севернее есть еще один переход напротив ТЦ «Мегаполис». Одновременное строительство 2-х переходов со снятием обоих пешеходных светофоров дало бы отличный эффект для направления в центр: пропускная способность при той же ширине выросла бы на 30-35% за счет отмены разгона-торможения перед светофорами. Но напротив ТЦ «Мегаполис» внеуличный переход строить не собираются, а значит, второй светофор никак не снять! А эффект от одного надземного перехода будет незначительным - не больше, чем от простой синхронизации двух светофоров! Потому что в обоих случаях разгон-торможение сохраняется.

Почему же стройкомплекс проявил в этом случае отсутствие комплексного подхода? Думаю, причина в том, что «южный» переход «кочует» по Адресной программе чуть ли не со времен Лужкова. Тогда второго, «северного» светофорного перехода напротив ТЦ «Мегаполис» просто не было! А когда светофор появился - никто не озаботился внести в адресную инвестиционную программу замену его надземным переходом.

Probok.net поднимал этот вопрос и в НИиПИ Генплана, и в Москомархитектуре, и в стройкомплексе Москвы. Увы, нас так и не услышали.

Предлагаю всем, кто хочет, чтобы проспект Андропова в центр с утра после метромоста поехал безостановочно, написать письма М. Ш. Хуснуллину и А. Ю. Бочкареву. Примерный смысл письма может быть таким:
-       Спасибо за строящийся внеуличный переход через проспект Андропова у остановки «Южный речной вокзал».
-       Однако без строительства второго перехода и снятия светофора у остановки «Торговый центр» эффекта от строящегося перехода почти не будет!
-       Настоятельно просим в ускоренном порядке проявить комплексный подход и как можно скорее объявить конкурс на проектирование и строительство второго внеуличного перехода у остановки «Торговый центр». Для удобства пешеходов предпочтительно сделать его подземным, с пологими пандусами по нормативам
-       Строительство второго внеуличного перехода позволит организовать бессветофорное движение на самом узком и загруженном участке проспекта Андропова, значительно уменьшить пробку в сторону центра в утренний час пик.

Если писем будет много, уверен, к этому предложению не смогут не прислушаться.

Что до остальных предложений (по светофорам, переразметке и уширениям), их мы уже подали и постараемся продвинуть сами. С ЦОДД, Департаментом транспорта, префектурой ЮАО и комплексом ЖКХиБ у нас налажено регулярное рабочее взаимодействие. Вопрос только в сроках. Впрочем, если вы заходите поддержать эти меры, напишете письма и в эти инстанции - не исключено, что это поможет процесс ускорить.

Что думаете о предлагаемых нами мерах? Помогут они проспекту Андропова? Что еще нужно сделать? Буду признателен за репост.

пропускная способность, проспект Андропова, ЮАО, пробки

Previous post Next post
Up