Стоило мне весной прошлого года съездить по средневековым храмам Македонии - и понеслось... Сербские монастыри, храмы Грузии и Армении - "околовизантийская" архитектура затянула и не отпускает, даром, что в искусствоведении я дилетант.
Квест "посетить старейшие церкви на территории России" был, для меня, таким образом, вполне естественным продолжением истории.
Древнерусское зодчество, как мы помним, официально "отсчитывают" с Десятинной церкви Киева, построенной в последние годы X века, но уже к XIX веку представлявшей собой лишь фундаменты, на которых была отстроена почти с нуля - и в 30-е взорвана снова... На территории России мы имеем Софию Новгородскую - это середина XI века. Теперь, впрочем, раз уж вышло, что #крым оказался #наш, можно вспомнить еще и керченский храм Иоанна Предтечи, который датируют второй половиной X века - началом XI, интересный "средневизантийский образец" - хотя другие версии датируют его более ранними периодами. Сколько на территории полуострова олее ранних христианских построек в, так сказать, археологическом состоянии, судить не берусь - думаю, что много.
АПД. В комментах напомнили еще о Введенской церкви в Феодосии, которая дошла до нас в перестроенном виде, но датируется VII-VIII веками.
Как бы то ни было, официально старейший храм в "большой" РФ находятся на Кавказе, в землях древней Алании, и относится к первой трети X века - времени официального крещения алан византийскими миссионерами. Всего до наших дней "в целости" дошла группа из пяти аланских (а в действительности, скорее всего, построенных пришлыми зодчими) крестово-купольных храмов первой половины X-XI веков, и все они находятся территории современной Карачаево-Черкессии. Это, прежде всего, комплекс из трех храмов в Нижнем Архызе между Карачаевском и Тебердой - одновременно самый значимый с историко-архитектурной точки зрения и самый "раскрученный" в туристическом плане, затем - два других "одиночных" храма, "Шоанинский" и "Сентинский", оба - в окрестностях Карачаевска.
К сожалению,
до Сентинского храма нам по ряду причин доехать в весеннюю поездку не удалось - по поводу чего я по сей день кусаю локти: он единственный из всей группы, сохранивший до наших дней
остатки средневековых росписей. Без него отчет, конечно, получается неполным. Но - как говорится, будет повод вернуться...
И еще, нам можно сказать, повезло с датой: официальным "днем рождения" Аланской церкви считается 914 год - так что мы знакомились с христианским зодчеством Карачая в год ее тысячестолетия. Но это уже частности...
ВВЕДЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ
Сама по себе Кавказская Алания - любопытное явление мировой истории. По сути - осколок древнего скифо-сарматского мира, не только получивший в свое время "путевку в Средневековье", но и, через ираноязычных осетин, сохранивших языковую преемственность древним аланам, в некотором смысле дошедший и до наших дней... В средние века аланы создали мощное государство, с которым пришлось считаться всем "соседям по региону" - но знаем мы о нем, в основном, из довольно скупых источников, оставленных этими самыми соседями, ну и путешественниками, конечно. Даже границы Алании на пике ее развития с точностью определить непросто. При этом аланы, часть из которых сперва на волне Великого переселения народов, а затем и под давлением монголов, волною тронулась на Запад, оставили немалый след не только на Кавказе, но и в Европе. В Венгрии, например, до сих пор существует область Ясшаг, население которой еще пару столетий назад помнило родной язык, чрезвычайно близкий осетинскому...
На Кавказе "аланское наследство" остается предметом спекуляций и споров. Сам бренд "Алания" вкупе со статусом главных наследников древнего государства безоговорочно присвоила себе Осетия, где сохранилась языковая преемственность древнему народу (осетины - единственный ираноязычный народ Центрального Кавказа). Однако "аланская карта" - важный фактор конструирования современного "национального мифа" и у соседей, особенно у карачаевцев (ведь именно в Карачае находятся самые знаковые аланские памятники). Впрочем, исторические спекуляции и дележ исторического наследия на Кавказе - тема столь же занятная, сколь и не вызывающая желания в нее залезать, а особенности и нюансы этногенеза кавказских народов - предмет темный и исследованию не подлежит поводов для этих самых спекуляций может дать немало...
"Аланский менгир" - раннесредневековое изваяние, найденное близ Нижнеархызского городища
Тысячу сто лет назад Алания была, повторюсь, крупной по тогдашним меркам горно-степной страной, простиравшейся от Кавказского хребта на юге до придонских степей на севере. И, естественно, являлась "зоной повышенного интереса" для Византийской империи - хотя бы потому, что в аланах Константинополь рассчитывал получить союзников против беспокоившего ромеев Хазарского каганата.
Христианская миссия, которая была отправлена к аланам в начале X века, в патриаршество Николая Мистика, должна была, очевидно, помочь византийцам "навести мосты" в этом направлении. Впрочем, к хазарам, верхушка которых к тому времени успела принять иудейскую веру, миссионеры также были посланы.
Раннесредневековый могильник. Окрестности Нижнеархызского городища
Аланы не были к тому времени народом, вовсе незнакомым с христианством: в конце концов, на юге под боком у них было крещеное Абхазское царство и грузинские государства, да и среди соседей - зихов и касогов, то есть адыгов, миссионерскую деятельность греки вели уже не первую сотню лет. Опять же, не первую сотню лет работали на Северном Кавказе и миссионеры других восточных церквей. Так или иначе, в самом начале X века - то есть накануне активизации аланской миссии - персидский ученый Ибн Русте писал, что "Царь алан - христианин в душе", хотя "все люди, населяющие его царство - кяфиры, поклоняющиеся идолами".
Поэтому неудивительно, что вскоре усилия монахов-миссионеров в конце концов увенчались созданием в Алании епархии и, вслед за тем, официальным принятием христианства аланским "архонтом". Однако, сказать, что утверждение новой веры прошло среди алан легко, нельзя - спустя буквально пару десятилетий после учреждения аланской церкви христиан вновь изгоняют из страны, часть построенных храмов оказывается разграблена, а сами аланы выступают против византийцев в союзе с хазарами. Лишь к середине века аланы возвращаются к христианству вновь. Церковь же аланская патриаршим изволением получает статус митрополии.
Культурное вхождение Алании в "византийский круг" благотворно сказалось на ее искусстве и культуре - настолько, что следующий, XI век исследователи аланской культуры иной раз называют "золотым": развивается и архитектура, и живопись. Расцвет, однако, оказался недолгим: уже в XII веке некогда единое царство распадается на части, а затем случается и монгольское нашествие, которое для Алании как политического явления стало "началом конца": с равнин Предкавказья они были загнаны в горные ущелья. Финальную точку в этой истории поставил Тамерлан, уничтоживший остатки аланской государственности и Аланскую церковь как организацию...
Средневековый крест. Нижнеархызское городище
Христианство среди простых алан так и не успело за триста лет "прорасти вглубь", теперь же, когда церковная иерархия перестала существовать, оно стало постепенно забываться, превращаясь в призрак себя самого. Христианские храмы еще возводятся - но традиции, воспринятые от Византии, уходят в прошлое - церковное зодчество возвращается в "аборигенные" формы, а храмы этой поры порою трудно отличить от языческих святилищ. Забываются и литургические традиции. В конце концов, древние церкви пустеют - хотя в них и спустя несколько столетий приходят давать клятвы, приносить жертвы и вершить суд, но никто не помнит уже, как в них молиться. Предания о христианских святых перемешиваются с незабытыми еще рассказами о богах предков... О "каноническом" христианстве горцам пытаются напомнить заезжие миссионеры из Грузии - но в конце концов на фоне постоянных вражеских набегов грузинам становится не до просвещения северных соседей...
Наиболее прямые потомки алан, осетины, которых в основном обошла позднейшая исламизация Кавказа, сохранили этот язычески-христианский синкретизм до наших дней - я писал
в своих постах об Осетии об не изжитой до последнего времени традиции жертвоприношений и поклонения божествам-хранителям дзуарам. А Уастырджи, святой Георгий, и Уацилла, святой Илья в осетинской традиции - вполне себе узнаваемые индроевропейские боги: один - покровитель путников и воинов, другой - громовник...
Изображение Уастырджи у Шоанинского храма. Осетинское село Коста-Хетагурово близ Карачаевска
ШОАНИНСКИЙ ХРАМ
Первым посещенным нами храмом в эту поездку стала Шоанинская Георгиевская церковь, прилепившаяся одном из скальных склонов кубанского ущелья неподалеку от Карачаевска - второго по величине города республики.
Окрестности гора Чуана (или Шоана), по которой обычно и называют храм богаты на средневековые могильники и селища: ясно, что такое серьезное сооружение, как каменный крестово-купольный храм, который сейчас датируют второй половиной X века, едва ли мог быть построен на пустом месте. Сейчас же ниже древней церкви находится село, основанное полтораста лет назад переселенцами-осетинами и предсказуемо называющееся Коста-Хетагурово. Ошибиться сложно - село встречает стелой с изображением Уастырджи (святого Георгия) - национального святого Осетии. Впрочем, с "каноническим" св. Георгием Уастырджи, как я уже оговаривался выше, имеет немного общего - в осетинской "иконографии" это пышнобородый пожилой воин на коне (и даже странно, что у коня не восемь ног, а у самого Уастырджи не один глаз, и при нем нет двух вещих воронов). Уастырджи - покровитель мужчин (женщинам в традиции даже запрещено было поминать его этим именем) и защитник в пути, верный помощник и посланец "Большого Бога" - Стуыр Хуыцау...
"Дорога к храму" - такой же важный момент для настоящего зодчего, как и архитектурная композиция самого здания. Безымянные строители Шоанинского храма, судя по всему, прекрасно это понимали:
Да и от самого храма виды открываются удивительные - особенно, если вы только первый день в горах, а позади - долгая и серая московская зима...
В XIX веке на руины храма пришли монахи, восстановившие его и приспособившие к службам. Вокруг древней церкви был заложен скит в честь св. Георгия - его руины сохранились и по сей день.
Храм открыт, несмотря на отсутствие людей поблизости - но явно содержится в порядке: чисто, на стенах - иконы. Несколько лет назад, говорят, церковь кто-то пытался поджечь. Обошлось, впрочем, без серьезных последствий.
Некоторое время назад осетинская община провела и ремонт храма - чем, правда, весьма раздосадованы реставраторы: без контроля со стороны специалистов были уничтожены еще сохранявшиеся в интерьере остатки росписей и средневековые граффити.
Впрочем, не все. Вот, к примеру, родовые знаки-тамги на одной из колонн и, судя по всему, русские надписи XIX века:
А мы тем временем возвращаемся в Черкесск, чтобы два дня спустя отправиться с кунаками в Нижний Архыз.
ЗЕЛЕНЧУКСКИЕ ХРАМЫ
По хорошему, именно с нижнеархызского комплекса, или "Зеленчукских храмов", логичнее было бы начинать рассказ. "Тройник" церквей на древнем городище на берегу реки Большой Зеленчук - это самые крупные и самые главные памятники аланского христианства, а центральный из них - "Средний Зеленчукский храм" - еще и, очевидно, самый древний.
"Северный" Зеленчукский храм. Нижнеархызское городище
Нижнеархызское городище любят отождествлять с Магасом, легендарной столицей алан, в честь которой, к слову, названа и ингушская столица, самая молодая в России. Прямых подтверждений этой гипотезе нет. Тем не менее, город, как бы его ни называть, явно процветал, находясь на одной из ветвей Шелкового пути, которая вела через Марухский перевал в Абхазию. И, очевидно, он и был выбран в качестве резиденции сперва епископа, а затем и митрополита новообразованной Аланской церкви.
Храмы Нижнеархызского городища располагаются на некоем подобии символической оси, и поэтому для удобства зовутся просто - "Северный", "Средний" и "Южный". "Южный" - самый скромный из всех и единственный, в котором проводятся службы - тем самым, официально он считается "старейшим действующим в России". До наших дней здание дошло в сильно "русифицированном" виде - полуразрушенный древний барабан был разобран и заменен деревянной главкой в этаком "псково-печерском" духе.
Перестройка храма - дело рук монахов, основавших в 1880-х годах при древних церквах Александро-Афонскую "нештатную общежительную пустынь". Комплекс построек обители дошел до наших дней - правда, в "частично заброшенном" состоянии.
"Средний" и "северный" храмы куда масштабнее и эффектнее "южного". Один из них, говорят исследователи, вероятнее всегостроился как митрополичий кафедральный собор, другой - как ядро монастырского комплекса. Но вот конкретная атрибуция - это уже предмет для споров.
"Северный" храм - самый дальний, стоит "на отшибе", фактически за пределами городища:
Всей своей композицией этот храм, построенный во второй половине X или начале XI века - и особенно большими открытыми притворами с севера, юга и запада - напоминает современный ему знаменитый
Успенский храм в Лыхны (Абхазия). Вообще, абхазское происхождение зодчих, работавших в митрополичьей столице, вполне вероятно, особенно учитывая то, что правители Абхазии на протяжение деятельности миссии, судя по сохранившейся переписке, вообще содействовали ей весьма активно...
Еще в XIX веке на стенах храма сохранялись остатки средневековых фресок - их в свое время успел зарисовать, весьма, правда, приблизительно, обследовавший храмы Архыза реставратор Дмитрий Струков (его рисунки можно посмотреть, например,
здесь).Сейчас храм стоит после недавнего ремонта - но внутри пусто.
Акустика тысячелетних сводов завораживает:
Click to view
Коллега
antplat играет на адыгском камыле собственного изготовления.
Раскопки вскрыли внутри храма также крещальню и несколько аристократических захоронений...
А мы тем временем движемся к Среднему храму -очевидно, старейшему в комплексе: есть мнение, что возведен он одним из первых в Алании - еще до "отступничества" алан в середине X века.
Рядом с храмом - средневековый некрополь:
Храм, в отличие от "северного" стоит без дверей, открытый всем ветрам, стены частично извандалены - притом, надо сказать, на такой солидной высоте, что упорство и акробатические способности неизвестных художников почти восхощают...
В отличие от "северного" храма, который до советской реставрации стоял в руинах, "средний" храм был отремонтирован монахами и до революции использовался в качестве соборного храма обители. Следы этого ремонта видны до сих пор - это и фрагменты штукатурки с остатками росписей, и часть арочных перекрытий и проемов, и фабричный кирпич, которым укреплялись подпружные арки (которые, кстати, выложены плинфой - хотя сам храм построен из песчаника.
.
Средний Зеленчукский храм. Фото до ремонта и освящения, XIX век
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
А вообще...
Повторюсь, аланская христианская архитектура крестово-купольными храмами КЧР не исчерпывается - и, пожалуй, "позднеаланские" церкви (как, например, "Нузальская часовня" XIII-XIV веков с сохранившимися росписями в Северной Осетии и ряд других, известных больше специалистам, чем "широкому кругу читателей", памятников) являются еще более интересной темой для путешественника. Да и вообще северокавказское средневековое христианское зодчество, как говорится, стоит мессы.
Собственно, в одном из ближайших репортажей постараюсь рассказать про увиденные в июле средневековые церкви Ингушетии (хотя рассказ, увы, тоже выйдет не исчерпывающим). Но это уже будет другая история.
Апрельское "путешествие в Черкесию":
Хурзук: неоцененный заповедник деревянного зодчества в сердце Кавказа Общие впечатления