Г. Мелвилл "Моби Дик или Белый кит"

Dec 12, 2011 19:38



Перед нами постмодернистский роман 1851 года. Да-да, именно так: середина 19-го века и постмодернизм - из-за  глубины перекрестных мыслей, количества ссылок на наследие прошлого,  новаторства формы.

В юности я прочитала «Моби Дик» Германа Мелвилла   как «морской роман» (как и анонсировало его издательство моей книги «Калининградское книжное издательство», 1978г.),   как романтическое повествование  о  смелости и отваге в духе  Фенимора Купера. Чуть  позже - перечитала его  как роман о  грехе и искуплении (в связи с уже прочитанными к тому времени  произведениями   «Старик и море»  Хемингуэя и  «Царь-рыба»  В.Астафьева).  И лишь в зрелости пришло наиболее полное понимание (насколько вообще это возможно)  этого произведения как романа-аллегории,  романа о Жизни, Великой книги.

"Моби Дик" - это приключенческий, морской, «научный», социальный, психологический, нравоописательный и философский роман одновременно. Приключенческий и морской - из-за сюжета: капитан китобойного судна «Пекод»  Ахав, потерявший  ногу в схватке с китом, прозванным моряками  Моби Диком, одержим местью; встреча человека и морского чудовища неизбежна… «Научный» - из-за   полноты и тщательности описаний китобойного промысла и китов: их классификации,  анатомии, особенностей поведения. Социальный - если рассматривать многонациональную команду «Пекода» как символ Америки. Но в первую очередь, это, конечно, роман философский. Любое описание (будь то   особенности зрения кита или величественное море) Мелвилл сопровождает глубокими философскими мыслями.

И хотя сам Мелвилл просит не рассматривать историю о Моби Дике как «невыносимо страшную аллегорию» (с), при чтении романа неизбежно возникают мысли относительно символического значения образа Моби Дика.

Вопрос остается открытым: аллегорией чего является Моби Дик? Добра или Зла? Общества или Природы?

Человек  имеет двойственную природу: как существо природное  и духовное,  биологическое и социальное. Если рассматривать Ахава как существо социальное, а Моби Дика, соответственно,  как  олицетворение государства и порожденных им  несправедливости и угнетения, то кит предстанет перед нами воплощенным Злом. С  другой стороны: человек,   будучи частью природы, восстал против  самой Природы,   Вселенной - вездесущей и изначальной. И бессмысленно  для  человека бросать ей вызов.

Двойственность  восприятия образа Моби Дика подчеркивается его белизной: с одной стороны  это символ невинности, благородства; с другой -  это символ смерти, безликости альбиноса.

Да и в самом  Ахаве, имеющем одну живую, а другую - мертвую ногу, «…столкнулись две враждующие силы… Жизнь и смерть - вот на чем стоял этот старик» (с)

Роман настолько насыщен аллегориями и символами, что, задавшись целью выявить их  все,  невозможно дойти до финиша.

М, 19 век

Previous post Next post
Up