Leave a comment

Comments 16

vja4eslavs July 9 2014, 20:42:24 UTC
"покаяние, как перемена сердечной устремлённости (называемая "сердечным сокрушением"), происходит именно от принятия "сердцем" бесконечной, милующей любви Бога, и переживания ответного сердечного чувства, а вовсе не от разъедающего чувства собственного уродства и ничтожества" - благодарю вас за эти слова. я помню диплом писал на тему "покаяние и чувство вины", а вы так кратко и точно

Reply

josef_brave July 10 2014, 00:56:48 UTC
Спасибо!

Reply


О перевёртыше livejournal July 10 2014, 02:55:06 UTC
Пользователь irina_litva сослался на вашу запись в своей записи « О перевёртыше» в контексте: [...] Оригинал взят у в О перевёртыше [...]

Reply


semiliranda July 10 2014, 16:48:43 UTC
josef_brave, всё это имеет, как мне кажется, вполне святоотеческие корни. Часто думают, что системные пороки церкви - это всё от нас грешных, а святы отцы ничего такого не имели в виду. Когда мы совмещаем на практике обесценивание вроде "Я ещё даже не положил начало своему покаянию" и неявное обвинение, выражающееся в том, что порядочному прихожанину положено иметь духовного руководителя, получается, как раз такой перевёртыш. Потому, что если человек сам о себе судит, как о непокаявшемся - это его дело, но если ему нечто подобное скажет духовник, то спорить уже моветон и всяческое самопревозношение - благочестие требует согласиться. С этого и начинается игра в перевёртыш.

Reply

josef_brave July 10 2014, 18:54:58 UTC
"Я ещё даже не положил начало своему покаянию", - на самом деле, это вывод, сделанный человеком перед лицом той бесконечной перспективы его преображения, которая открылась ему в богообщении.

А обычное "православное" обесценивание, это одобряемые мантры на тему "Я хуже всех … Во мне нет ничего кроме греха ... Я этого заслуживаю … Так мне и надо … Со мной надо построже ... Они ещё не знают, какая я действительно дрянь …" При таком постоянном самосодержании в стрессовом состоянии, ни какого чувства покоя, радости, и любви быть не может, поэтому, как результат защиты от этого стресса (если психика ещё совсем не повредилась) развивается компенсирующее убеждение (в скрытой форме): "Да, я отвратителен, но чем другие то лучше, - такие же мрази". В итоге, до человека "доходит", что гадостью является абсолютно всё, нет ничего, чем можно дорожить, и кого можно любить.
Зановес...

Reply

semiliranda July 10 2014, 22:12:22 UTC
По-моему, то, что вы описали - это вполне себе православное, безо всяких кавычек, обесценивание, хотя бы потому что регулярно встречается в каноничных молитвословиях. При этом я, признаться, не вижу пока особого повода наделять слова "я не положил начало своему покаянию" каким-то дополнительным смыслом. Впрочем, тут надо спрашивать того, кто их произнёс первым. Если он имел в виду нечто подобное, то получается, Богу человек уподобляется ровно настолько, насколько искусно он кается. Это тоже достаточно традиционная идея. Насколько я понимаю, преподобными в православии называют тех, кто посвятил свою жизнь не проповеди, гимнотворчеству или делам милосердия, а именно покаянию, и преуспел в этом. Мне же ближе библейских вщгляд, выраженный Иоанном Златоустом: «Милосердие и сострадание уподобляют нас Богу. Не сказал Господь, если станете поститься, будете подобны Отцу вашему. Не сказал, если будете соблюдать девство или станете молиться, будете подобны Отцу Вашему. Но сказал: будьте милосердны, как и Отец ваш небесный. Это дело Божие. ( ... )

Reply

josef_brave July 11 2014, 11:36:53 UTC
К сожалению в православной среде к молитвослову и подобным текстам относятся, как к стопроцентному изложению божественного откровения, но ведь это скорее только упражнения по молитвенному сольфеджио, в котором присутствуют самые различные созвучия.

И смотря что понимать под покаянием.
Ведь настоящая перемена ума или мыслей, в голове происходят только от изменения т.н. "помышлений сердца". (Быт 6:5, Лк 2:35 и т.д.) Получается, что нутро должно преобразиться, проявиться благоутробие, т.е. именно в этом происходит уподобление Богу (отсюда "преподобие"). Термин "милость" חֶסֶד (хэсэд), переведённое на греческое слово ἔλεος, в еврейском языке имеет корень - "матка".
Не буду дальше развивать. Думаю, и так всё понятно.

Reply


О перевёртыше livejournal July 10 2014, 18:07:57 UTC
Пользователь kuumps сослался на вашу запись в своей записи « О перевёртыше» в контексте: [...] Originally posted by at О перевёртыше [...]

Reply


gremlinmage July 11 2014, 09:48:22 UTC
Все мы люди и в церкви мы наблюдаем зеркало человеческих отношений. Базовая модель: родители и дети. А к детям большинство родителей относятся очень э... нездорово на самом деле. Ребенок - это такое неполноценное, недоразвитое существо, которое само не знает, что ему хорошо а что плохо, и нуждается в "исправлении", потому что само по себе плохо и будучи предоставленным своей воле обязательно сделает что-то плохое. Воспитание - это такой процесс навязывания ребенку своей воли и сломления воли его собственной, впихивания его в рамки.

И люди, никогда не видевшие другой модели отношений между тем кто сильнее и умнее и тем, кто младше, слабее и меньше знает, воспроизводят ее везде, в том числе и в церкви. Идея о том, что ребенка можно и нужно уважать, к его мнениям и желаниям прислушиваться, встречает чудовищное агрессивное сопротивление. При этом на словах вот это вот называется "любовью" и "заботой". :(

Reply

josef_brave July 11 2014, 11:39:29 UTC
Подавляющее большинство людей искренне не видят разницы между любовной заботой и "причинением добра".

Reply

gremlinmage July 11 2014, 11:55:54 UTC
потому что их никто не любил и не заботился, а только "причиняли добро". Ведь чтобы увидеть и понять разницу, нужно чтобы было что сравнивать.

Reply

josef_brave July 11 2014, 12:19:00 UTC
Абсолютно точно! В этот то и есть главная мысль этого поста ( ... )

Reply


Leave a comment

Up