По-моему, то, что вы описали - это вполне себе православное, безо всяких кавычек, обесценивание, хотя бы потому что регулярно встречается в каноничных молитвословиях. При этом я, признаться, не вижу пока особого повода наделять слова "я не положил начало своему покаянию" каким-то дополнительным смыслом. Впрочем, тут надо спрашивать того, кто их произнёс первым. Если он имел в виду нечто подобное, то получается, Богу человек уподобляется ровно настолько, насколько искусно он кается. Это тоже достаточно традиционная идея. Насколько я понимаю, преподобными в православии называют тех, кто посвятил свою жизнь не проповеди, гимнотворчеству или делам милосердия, а именно покаянию, и преуспел в этом. Мне же ближе библейских вщгляд, выраженный Иоанном Златоустом: «Милосердие и сострадание уподобляют нас Богу. Не сказал Господь, если станете поститься, будете подобны Отцу вашему. Не сказал, если будете соблюдать девство или станете молиться, будете подобны Отцу Вашему. Но сказал: будьте милосердны, как и Отец ваш небесный. Это дело Божие. Милости хочу, говорил он, а не жертвы».
К сожалению в православной среде к молитвослову и подобным текстам относятся, как к стопроцентному изложению божественного откровения, но ведь это скорее только упражнения по молитвенному сольфеджио, в котором присутствуют самые различные созвучия.
И смотря что понимать под покаянием. Ведь настоящая перемена ума или мыслей, в голове происходят только от изменения т.н. "помышлений сердца". (Быт 6:5, Лк 2:35 и т.д.) Получается, что нутро должно преобразиться, проявиться благоутробие, т.е. именно в этом происходит уподобление Богу (отсюда "преподобие"). Термин "милость" חֶסֶד (хэсэд), переведённое на греческое слово ἔλεος, в еврейском языке имеет корень - "матка". Не буду дальше развивать. Думаю, и так всё понятно.
Молитвословия -- это легитимная и практически учительная часть православного предания, как ты к ним ни относись.
Я ожидал, что вы станете толковать покаяние расширительно, включая сюда и стяжание милосердия. Думаю, так и надо делать, только мне не понятно, что есть тогда милосердие для святых отцов-монахов. В моём понимании истинное сострадание деятельно. Милосердные люди организуют фонды помощи, гуманитарные миссии, волонтёрят, поддерживают знакомую семью в трудной (по)жизненной ситуации, опекают сирот или бескорыстно делятся знаниями с подрастающим поколением. Короче, дарят своё время и силы тем, кому не достаёт внимания, заботы, любви...
А какая польза от милосердия верующего, отгородившегося от чужой боли монастырскими стенами? Никакой, если конечно не оправдывать своё избегание деятельного состродания сугубой пользой "молитвы за мир" или старчества, приёма исповедей и прочего духовного попечения о приходящих мирянах. Такой верующий не служит делом братьям, живущим вне стен обители.
Итак, я согласен - подлинное покаяние рождает сострадание, но сострадание, у которого в руках в первую очередь швабра на помощь ближнему, а потом уже чётки.
"""Молитвословия -- это легитимная и практически учительная часть православного предания""" Всё верно, но только надо соображать, что же имел в виду, сказавший в молитве именно так.
Главное же в покаянии, это сойти с пути Каина, и стать способным как Авель приносить дар, а не жертву. Жертва, это отделение от себя части, а дар, происходит от неиссякаемого преизбытка. Милосердие, оно же благоутробие, обретается от сущностной перемены мировосприятия, включающей в себя истинное отношение к Богу, и к людям, и ко всей твари, и к себе лично. Абсолютно всё становится родным и любимым. Любая радость и боль, воспринимается, как своя собственная, и даже значительно больше, из-за бесконечной ценности возлюбленных. Тогда все действия человека естественно исходят из его любовно-донорской мотивации. И это может быть и швабра, и неотступный вопль к Владыке Милости, и что угодно, исходя из насущной потребности возлюбленных. А чётки и келья нужны лишь для поддержания внутреннего порядка, как физзарядка.
Про молитву -- это я сказал на основе своего опыта жизни в церкви.
Ваш второй абзац -- красивые и правильные, но общие слова. Я с ними не спорю. Сама жизнь спорит с православной традицией реализации изложенных Вами максим. У нас сотни молитвенников по монастырям. Скажите тем, кому не хватает крови в больницах, медицинской помощи в отсталых странах, доступных книжек в нищих деревнях, что не это им нужно в действительности, а неустанная молитва о них сотен взрослых мужчин, посвятивших жизнь духовной практике, которая позволит им в один прекрасный момент ощутить всё на свете как родное и любимое... Думаете, эти подвижники по стяжании дара благоутробия придут к кому-то на помощь? Мало кто. Как показывает опыт, большинство усугубит аскетические подвиги, чтобы закрепить эффект.
Вот это системное расхождение и изумляет меня до глубины души. Даже не столько оно, сколько готовность церкви оправдать и узаконить такое расхождение.
Дело настолько индивидуальное, что приходится изъясняться только общими и идеальными формами. Увы.
Я полностью с Вами согласен, что если есть у человека в сердце любовь к людям, то он не променяет её ни на какие вершины сугубого подвига. Хотя, допускаю, что молитва некоторых "немощных" действеннее любой армии волонтёров. Но таковых единицы. А полчища трудоспособных мужиков и тёток, самонадеянно мнящих свою будущность в молитвенной космонавтике, и зарывающие чёточками талант своих возможностей действительно помочь нуждающимся, - это как раз и показатель того, что все они пытаются любовь и милосердие уместить у себя в голове, а не в сердце. А сердце тогда засоряется человекоугодничеством, называемым послушанием.
Главные признаки настоящего христианина: он открыт, сострадателен, жертвенен, и счастлив. Мы же живём в эпоху озлобленных и отстранённых друг от друга христиан, считающих, что главное их делание, это строительство некоей внутренней "башни до небес".
Думая об этом, даже начинаю испытывать уважение к Петру-1, в своё время разогнавшему всю эту кодлу бездельников, и заставившего их заниматься хотя бы государство-созидательным трудом.
Reply
И смотря что понимать под покаянием.
Ведь настоящая перемена ума или мыслей, в голове происходят только от изменения т.н. "помышлений сердца". (Быт 6:5, Лк 2:35 и т.д.) Получается, что нутро должно преобразиться, проявиться благоутробие, т.е. именно в этом происходит уподобление Богу (отсюда "преподобие"). Термин "милость" חֶסֶד (хэсэд), переведённое на греческое слово ἔλεος, в еврейском языке имеет корень - "матка".
Не буду дальше развивать. Думаю, и так всё понятно.
Reply
Я ожидал, что вы станете толковать покаяние расширительно, включая сюда и стяжание милосердия. Думаю, так и надо делать, только мне не понятно, что есть тогда милосердие для святых отцов-монахов. В моём понимании истинное сострадание деятельно. Милосердные люди организуют фонды помощи, гуманитарные миссии, волонтёрят, поддерживают знакомую семью в трудной (по)жизненной ситуации, опекают сирот или бескорыстно делятся знаниями с подрастающим поколением. Короче, дарят своё время и силы тем, кому не достаёт внимания, заботы, любви...
А какая польза от милосердия верующего, отгородившегося от чужой боли монастырскими стенами? Никакой, если конечно не оправдывать своё избегание деятельного состродания сугубой пользой "молитвы за мир" или старчества, приёма исповедей и прочего духовного попечения о приходящих мирянах. Такой верующий не служит делом братьям, живущим вне стен обители.
Итак, я согласен - подлинное покаяние рождает сострадание, но сострадание, у которого в руках в первую очередь швабра на помощь ближнему, а потом уже чётки.
Reply
Всё верно, но только надо соображать, что же имел в виду, сказавший в молитве именно так.
Главное же в покаянии, это сойти с пути Каина, и стать способным как Авель приносить дар, а не жертву. Жертва, это отделение от себя части, а дар, происходит от неиссякаемого преизбытка.
Милосердие, оно же благоутробие, обретается от сущностной перемены мировосприятия, включающей в себя истинное отношение к Богу, и к людям, и ко всей твари, и к себе лично. Абсолютно всё становится родным и любимым. Любая радость и боль, воспринимается, как своя собственная, и даже значительно больше, из-за бесконечной ценности возлюбленных. Тогда все действия человека естественно исходят из его любовно-донорской мотивации. И это может быть и швабра, и неотступный вопль к Владыке Милости, и что угодно, исходя из насущной потребности возлюбленных.
А чётки и келья нужны лишь для поддержания внутреннего порядка, как физзарядка.
Reply
Ваш второй абзац -- красивые и правильные, но общие слова. Я с ними не спорю. Сама жизнь спорит с православной традицией реализации изложенных Вами максим. У нас сотни молитвенников по монастырям. Скажите тем, кому не хватает крови в больницах, медицинской помощи в отсталых странах, доступных книжек в нищих деревнях, что не это им нужно в действительности, а неустанная молитва о них сотен взрослых мужчин, посвятивших жизнь духовной практике, которая позволит им в один прекрасный момент ощутить всё на свете как родное и любимое... Думаете, эти подвижники по стяжании дара благоутробия придут к кому-то на помощь? Мало кто. Как показывает опыт, большинство усугубит аскетические подвиги, чтобы закрепить эффект.
Вот это системное расхождение и изумляет меня до глубины души. Даже не столько оно, сколько готовность церкви оправдать и узаконить такое расхождение.
Reply
Увы.
Я полностью с Вами согласен, что если есть у человека в сердце любовь к людям, то он не променяет её ни на какие вершины сугубого подвига. Хотя, допускаю, что молитва некоторых "немощных" действеннее любой армии волонтёров. Но таковых единицы. А полчища трудоспособных мужиков и тёток, самонадеянно мнящих свою будущность в молитвенной космонавтике, и зарывающие чёточками талант своих возможностей действительно помочь нуждающимся, - это как раз и показатель того, что все они пытаются любовь и милосердие уместить у себя в голове, а не в сердце. А сердце тогда засоряется человекоугодничеством, называемым послушанием.
Главные признаки настоящего христианина: он открыт, сострадателен, жертвенен, и счастлив. Мы же живём в эпоху озлобленных и отстранённых друг от друга христиан, считающих, что главное их делание, это строительство некоей внутренней "башни до небес".
Думая об этом, даже начинаю испытывать уважение к Петру-1, в своё время разогнавшему всю эту кодлу бездельников, и заставившего их заниматься хотя бы государство-созидательным трудом.
Reply
Leave a comment