Метро в Красноярске

May 28, 2013 23:09

Только ленивый мэр и губернатор не обещал построить в Красноярске метро. Строительство началось в 1994 году и с тех пор не прекращается, при этом большинство жителей города уверены, что метро обязательно нужно достроить и только оно всех спасет и решит все транспортные проблемы города. Чтобы понять зачем оно вообще нужно, что мы получим и какая этому есть альтернатива придется взять калькулятор и маленько посчитать, а потом и немного порисовать всякие интересные схемки, в общем просто сравним стоимость постройки метро и трамвайных линий и рассмотрим, что будет эффективнее.

Сотрудники кафедры транспорта СФУ в своей концепции развития общественного транспорта привели сравнительную таблицу стоимости возведения одного километра пути различных видов транспорта, целиком предоставлять не буду, назову лишь основные цифры: стоимость 1км метро мелкого заложения (данные Москвы) 65000 тыс.евро, стоимость скоростного трамвая 2000 тыс.евро, городского трамвая - 1400 тыс.евро за 1 км. На самом деле суммы уже несколько выросли, но нам сейчас это не принципиально, важно знать порядок.
Вот так выглядит схема первой очереди метро, извините, картинка не очень по качеству, зато наглядно.



Первая очередь начинается с ул.Высотная и заканчивается на пересечении проспекта Мира и ул.Вейнбаума, длина этого участка примерно 6,5 км. По состоянию на 2008 год пройдено порядка 3,5 км и затрачено 4,8 млрд.руб, если это перевести в евро получится примерно 120000 тыс.евро, общая приблизительная стоимость укладки 6,5км метро составляет 422500 тыс.евро, минусуем то, что уже потрачено и получаем сухой остаток, который еще необходимо вложить - 302500 тыс.евро. Именно такая сумма нужна, чтобы запустить в работу первую очередь метро - 4 станции. Нехитрыми вычислениями получаем, что за эту же сумму можно уложить порядка 150 км путей для скоростного трамвая!
Чтобы оценить насколько это много, обратимся к материалу, который я представлял ранее - Развитие трамвайной сети.
Повозившись с картой я получил вот такие цифры:
Длина 1-ой очереди расширения трамвайной сети - 15,5 км
2-ой - 6,5 км
3-ей - 22,5 км
4-ой - 7 км
Перспективное продление трамвайных путей до Солнечного - 7 км
Покровка - 3 км
Академгородок - 4,5 км
Ветлужанка - 5,5 км
Маерчака-Калинина - 7,5 км.
Итого в сумме 51,5 км на укладку первоочередных путей и 27,5 на перспективу, всего 79 км! На открытие 4 станций метро понадобится затратить денег почти в два раза больше!
А что же с эффективностью? Может быть метро и правда решит транспортные проблемы города? Мировые специалисты транспортники вывели, что максимальная пешеходная доступность какого-либо объекта составляет 500 метров, при больших расстояниях человек выберет альтернативный, более короткий путь. Например, если до остановки идти более 500 метров, то предпочтение будет отдано автомобилю, который стоит возле дома или же другой остановке, которая находится ближе, пусть даже дальнейший маршрут будет менее удобным.
Доступность станций потенциальной ветки метро выглядит следующим образом


Получается, что если в центре города еще можно будет добраться до станций, пусть даже не до всех и не из любой точки центра, то в Северо-западном доступность станций уже гораздо хуже, но в целом направление для метро выбрано удачно, пассажиропотоки там сравнительно высоки, но все равно в примерно в 5-10 раз ниже, чем необходимо для окупаемости, к тому же согласно исследованиями сотрудников кафедры транспорта СФУ значительный вклад в пассажиропоток вносит микрорайн Северный, а он уже тут не учтен. Второй очередью планируется довести ветку до октябрьского моста, но это дополнительные 5 км пути и совсем другие деньги.
Теперь рассмотрим схему доступности остановок трамвая



Совсем другая картина! Основные районы связаны, высокая доступность остановок практически из любой части города и благодаря единой трамвайной сети попасть можно будет в любую точку города. Напомню, что стоимость такой ветви трамвайных путей почти в два раза ниже, чем первая очередь метро! Плюсом является более высокий приоритет движения, чем у автобусов, обособленные линии позволят двигаться трамваю очень быстро и без пробок. Да, у метро еще более высокий приоритет и оно не зависит от наземного транспорта совсем, но цена, к сожалению, для города не подъемная в ближайшие несколько десятков лет. Если кто-то думает, что сужение дорог за счет строительства рельсового полотна это кошмар, то опыт Перми показал, что выделение полосы для трамвайных линий не приводит к катастрофическим последствиями даже на высокозагруженных улицах города.

Остается вопрос почему в Москве метро работает очень эффективно, а у нас нет? Все дело в том, что эффективность зависит от пассажиропотока и для Москвы 50 000 пасс./час это вполне реальные цифры, которые окупают высокие затраты на постройку, у нас же в Красноярске эта цифра колеблется в район 3500-6000 пасс./час, а этого едва хватает на окупаемость трамвая. Также в Москве хорошо спроектированная и плотная сеть веток метро, охватывающие основные районы столицы. Если же все таки запустить "первую очередь" мы можем столкнуться с проблемами, с которыми столкнулась Самара - там метро перевозит лишь 8% пассажиропотока, тогда как трамвай порядка 43%! При этом город выделяет сотни миллионов рублей ежегодно на подземку. Подробнее на эту тему можно почитать у Антона Буслова (mymaster) в его посте Скоростной трамвай, а о том, как должен выглядеть трамвай можно почитать у Максима Каца (maxkatz) в посте Настоящий трамвай. Пожалуйста, не поленитесь и почитайте очень внимательно, чтобы окончательно развеять иллюзии, что метро может помочь Красноярску избавиться от транспортных проблем.

В качестве заключения скажу, что хочется верить в то, что мэр и губернатор наконец-то перестанут заниматься популизмом, зарабатывая очки перед выборами на теме строительства метро, и начнут на самом деле заботиться о развитии транспортной системы в городе.

UPD: В своих расчет я немного ошибся и на метро в Красноярске придется потратить в 2 (!) раза больше. Что делает выбор в пользу трамвая еще более очевидным.
Подробности на сайте НГС. Новости.

И в конце небольшой опрос:
Poll

UPD

метро, Красноярск, Городские проекты, трамвай

Previous post Next post
Up