Двухколесный Крым. Ч.4. Вниз с Ай-Петри: на юг и на север

May 22, 2011 22:15


ОГЛАВЛЕНИЕ ЖУРНАЛА
Введение Часть 1 Часть 2 Часть 3

2009. День 7. Рули повернуты к дому
Уже и сам я устал, дорогие фреды и читатели, мучать память деталями такой замшелой давности. Но вы потерпите немного, уже виден конец :)
Было красивое утро в этом сосновом перелеске на Ай-Петри. В него лениво пробиралось утреннее солнце, и хвоя искрилась в желтом свете. Где-то внизу просыпалась уже почти летняя Ялта; ее, кстати, хорошо видно с обзорной точки за "кемпингом".
Сказывалась уже (или мне только казалось) дорожная "сытость", когда, наконец, перестает тянуть куда-то дальше, а хочется остаться здесь и сейчас, вблизи и подольше.



На Севастопольской трассе со стороны Ялты. На заднем плане седеют скалы Ай-Петри. Фото тематически и хоронологически не вяжется с текстом, но уж больно оно мне нравится, да и другой все равно нет на заглавную тему

Чего-то подождали мы еще в утреннем солнце. И поехали вниз. И - черт побери - что это был за спуск. Ай-петринский серпантин, почти нарицательный ай-петринский серпантин так извивался под моими колесами, как еще ни одна дорога в моем небольшом велоопыте. Иногда я отрывался от всех. И тогда в уши пел ветер скорости, и мы с Аваланчем вальсировали (грациозно и не очень) на этих виражах и острых поворотах.

Вскоре пришлось остановиться. Причиной тому был Учан-Су, самый большой водопад Крыма - такие дела, нельзя проехать мимо. Как и положено каждому крупному водопаду (от Кивача до Фиштинского) он числится самым из самых не просто в Крыму, а даже на европейской части СНГ.

Здесь бы положено дать фотокарточку, но таковой опять не оказалось в крымской серии, поэтому о водопаде подробнее в стороннем источнике

Весь обросший цивилизацией (тропинка, киосочки, оградка и водопроводные трубы) Учан-Су устало и обреченно сбрысывал свои "летящие воды" чуть не во рты задравших головы туристов и так пусто смотрел с высоты своего уступа, как цирковой медведь из клетки. Даже фотографировать его поэтому не хотелось.

Ну а раз нечего показывать, то самое время снова просвистеть по крутому серпантину до самой до Ливадии, фактического пригорода Ялты. В ней же, в Ливадии, расположился тот самый дворец Ялтинской конференции, а френды дореформенной системы образования наверняка о таковой помнят (и черно-белых Сталине, Черчиле и Рузвельте). Вот и он (точнее, фонтан перед его фасадом).



"Элемент" ливадийского дворца
Здесь коротко скажу, что из всех дворцово-архитектурных достопримечательностей Крыма Ливадийский дворец мерцает самым слабым отблеском моих впечатлений. Совсем я им не проникся, хотя для настоящего "гурмана", уверен, там есть за что зацепиться уму и взгляду.
Мне же запомнились дремучие вьющиеся заросли глицинии и такой же дремучий проход-пролаз-протискивание вдоль береговой линии аккурат до самой набережной Ялты.





Городские джунгли из глицинии
И в Ялте мы с вами не задержимся долго (в прошлой записи мы в ней уже ночевали), а лишь пообедаем столовой пищей и уже к пополудни покрутим педали в сторону заката. Обедали, надо сказать, неторопливо, за что нынче же расплачивались, с потом и пыхтением вылезая из ялтинской котловины обратно на трассу.
Торопиться было куда - рукой подать отсюда расположился Массандровский дворец, очень и очень намеревавшийся захлопнуть свои ворота перед самым нашим носом, ибо 18.00 местного времени - время закрытия - стремительно к нам приближалось.
Но удача победила невезение, и вечность придержала время. Буквально без 15-ти шесть мы влетели на всех парах к дворцу и, честное слово, я растворился в низких тенях Массандры.
Мы (не считая охраны) были одни здесь, наедине с этим пряничным домиком в заброшенном парке. Гарпии, сатиры и серые сфинксы золотились в заходящих лучах, на фасаде зажигались вечерние огни. Разномастные кошки как-то вдруг повсюду бросились в глаза, и снова я впал в уже описанное состояние внезапного и мимолетного счастья находиться здесь и сейчас...







Мммммассандра
Еще несколько минут мы побродили молча, зачарованные, по дорожкам, пока наконец охранник совсем уже раздраженно не предложил нам свалить за пределы дворцовой территории.

В состоянии тихой эйфории я и доехал вместе с группой до Гурзуфа. Здесь нам предстоит провести ночь в цивилизации. Гурзуфу же нужно спеть очередную оду и рассказать о нем подробнее, я как-то обещал это сделать.



Деклеймер. Гурзуф.
Из всех населенных пунктов Крыма в Гурзуфе мне было наиболее комфортно. Даже сейчас, когда прошло два года, я не могу толком понять, что же мне в нем так нравится. Его старинная часть (ближайшие к набережной и даче Чехова кварталы) вымощена брусчаткой и больше похожа на трехмерный лабиринт, чем на упорядоченную систему городского планирования. Улочки, на которых не разъехаться двум легковым машинам, на каждом шагу имеют какие-то боковые проходы, закрученные крутые лесенки, полупереходы и четвертьпроулки. Доставляло удовольствие специально нырять в них и потом пытаться сообразить, в каком месте этого городского квеста ты оказался.
А еще вокруг цвели мелкие кустовые розы. И это было как-то уютно что ли и очень по-домашнему.
Еще Гурзуф - город кошек, что приводило в полный восторг многих членов группы ;), сильно симпатизирующих этим животным. И вправду за оба крымских путешествия, я видел их (кошек) в Гурзуфе десятки и ни одной собаки.
Очарование Гурзуфа еще и в его умиротворении. Я смотрел на него глазами приезжего, и мне казалось, что здесь никто не спешит - пропасть отличия между ним и Ялтой, переполненной дорожными пробками, суетой и человеческим делами. В общем, я, признаться, скучаю по Гурзуфу, в котором, должно быть, пронзительная осень. И вероятно, даже бы жил здесь, когда старость подойдет совсем близко.
Ну что еще о Гурзуфе. Как известно, здесь находится Артек, но я слишком мало был пионером, чтобы это вызывало во мне какие-то особые чувства.
А уж совсем традиционными визитными карточками города являются Адалары - скальные островки у берега - и Аю-Даг, он же Медведь-гора.



Скальные останцы Адалары. Оказывается, прапор был поднят на скалах совсем недавно - за год до нашего первого визита в Гурзуф. Так что группа 2007 года его еще не видела
Пожалуй, это все что у меня есть о Гурзуфе, и пора заканчивать этот крымский день.



А тем временем в 2010-м

Так складывается сюжет, что группа  образца 2010 г. из Ялты снова попадает на Ай-Петри, минуя Воронцовский парк и дворец и по пути заскочив в Гаспру полюбоваться Ласточкиным гнездом.





Ласточкино гнездо и рядом с ним
В виду опоздания на последний рейс канатки и вообще подорожания "проезда" решено было найти альтернативу в виде двух Фордов, поднявших нас за сносную цену к яйле на колесах. Об аварийных маневрах местных водителей как на подъемах, так и на спусках с обгонами по встречной полосе на глухо закрытых поворотах надлежит особенно предупредить велосипедных путешественников на Ай-Петри, да и автотуристам это знать не лишне - действительно очень свинское поведение встречается часто именно на этой и без того не самой простой дороге.

2010. День 8. Последние километры
И снова солнце будило нас на Ай-Петри, и ветер доносил дым утренних костров от соседних групп. Сегодня мы покидали ЮБК не так как год назад - нынче группа катилась в сторону внутренней части полуострова.
Оказалось, что спуск с Ай-Петри на север ничем не хуже серпантина с южной стороны. И наконец-то, после моих долгих фантазий и представлений как же он выглядит, должен был скоро явиться самый главный природный символ республики - Большой каньон Крыма (БКК). И скоро я его увидел.



Великий и ужасный БКК
Разочарованию не было предела. Конечно мы тут избалованы Гуамкой и Бешенкой, и я ожидал увидеть нечто похожее на Голубой каньон или Цицу. Взамен этого жаждущему видов взгляду предстало древнее сильно выработанное ущелье без грезившихся мне  нависающих скал и темных теснин, сжимающих водопады.
Дойдя до "ванны молодости" - небольшой и заурядной водобойной чаши - и чуть за нее, мы вскоре уже повернули обратно, так и не найдя ничего, что могло бы оправдать нашу остановку здесь.
Асфальт тем временем все выполаживался. Скоро мы уже ехали в сторону Куйбышевки. Сельская часть Крыма сменила роскошь побережья и просыпающиеся яйлы.



По ту сторону Главной гряды
Скучная часть пути заняла всю вторую половину этого дня. В районе Баштановки группа встала последним своим лагерем в Крыму-2010.



Рядом с ночевкой. Напротив высятся обрывы скал Качи-Кальона

Вернемся в 2009-ый
В это же самое время год назад группа скучно и без событий под мелким дождем добралась своим ходом до Алушты, где перегрузилась в заказной транспорт и уже через несколько часов была высажена на пустынной дороге, ведущей к пос. Веселый. Здесь, на сером пляже почти без соседей, мы и встали на ночь. А вот завтра начнется гораздо более интересная прогулка.

2009. День 9. Достопримечательности на десерт

На утро в селе Веселом разыгралась такая благодать, какой давненько нас не радовало крымское небо. Машина техподдержки упаковала в себя наш туристический скарб и в объезд направилась в сторону Нового Света. Мы же отправились "напрямую" - вдоль побережья.



Пляж рядом с Веселым
И не назвать это, конечно, вело-переходом, но красота этой прибрежной тропы от Веселого до Нового Света стоила всего того скального мазохизма, которому группа себя подвергла. В общем, сразу за бухтой тропинка входит в арчевник, постепенно набирает крутизну и дальше вьется среди камней и можжевельников. Светло-серый мергель, скалы и густая зелень, голубое в перьях небо и синющее море - вот в таких красках открылась нам территория заказника Новый Свет.



"Группа, спéшиться!" :)
Продвижение наше замедлилось. Сильно замедлилось. И лишь отчасти из-за того что вел можно было только катить. Но главным образом оттого, что не хотелось так скоро покидать эту чудесную местность. В очередной раз за последние дни я погрузился в состояние недостижимого душевного комфорта. И подобные чувства переполняли всех нас.





На тропе от Веселого к Новому Свету
Приближался какой-то особенно живописный скальный останец. И мы не выдержали. Сковав велосипеды и наплевав на время, часть группы пешком выдвинулась на ближайшую высоту - ну невозможно было просто пройти мимо. Мы шестым чувством знали, что там наверху будет что-то грандиозное. Так и вышло. Скала Караул-Оба впустила нас к себе на вершину, открыв виды на окрестности места, некогда носившего название "Парадиз".







Караул-Оба и вид на Царскую бухту
Что-то бубнили мы в рации давно ушедшей вперед основной части команды, пытаясь описать все великолепие того, что мы наблюдали. Но я и сам слышал, что не могу найти нужных слов, передающих окружение и мое состояние.



Караул-Оба и долина рая
Еще немного побыли мы в состоянии немого упоения. Нужно было идти дальше.



Группа перед скальным проходом между Веселым и Новым светом. Здесь пришлось основательно потаскать железных коней по камням
Затвор щелкал беспрестанно, а уж когда открылась Голубая бухта, каждый сфотографировал себе вот такую открытку



Классический и самый дежурный вид на Голубую бухту со стороны Караул-Обы. Наверное, это самое известное дерево в Новом Свете наряду с сосной с верхних снимков
Вот таким мне и запомнился восточный Крым - залитый весенним солнцем и молодой, а группе нужно было ехать дальше - к Судаку. Он уже мелькал в предыдущих частях описания. И вот снова настало его время.



Деклеймер. Судак.
Как и в случае со многими крымскими населенными пунктами, сам по себе Судак обязан своей туристической популярности единственной "градообразующей" достопримечательности - крепости на обрывистой скале у моря, получившей устойчивое название Генуэзской крепости. И хотя сооружение было построено и использовалось в оборонительных целях задолго до генуэзцев, последние основательно ее модернизировали, приспособив под реалии колониального быта в условиях враждебной внешней среды. От генуэзцев остались почти все сохранившиеся строения крепости, а также название всей колонизированной крымской местности - Газария.
Нет места подробно описывать крепость, однако нужно сказать, что это самое большое древнее строение (после Херсонеса), которое мы посетили за оба года путешествия. Однозначно, оно достойно внимания.





Остатки защитных крепостных сооружений



Стена с башнями - основной ансамбль крепости. Защитные зубцы на башне, оказывается, носят название мерлоны, есть еще раздвоенные (на фото не видно) - такие называются кремальеры.



Вид с Крепостной горы в сторону Нового Света. Вдалеке очертания мыса Капчик
Еще нужно добавить, что раньше (в 2009 г. точно) можно было вставать лагерем прямо под крепостными стенами внизу, у моря - для этого там есть небольшая удобная площадка. Однако со стен времнами довольно серьезно сыпет камни. Возможно, эта камнеопасная обстановка привела к тому, что в 2010 году мы обнаружили, что стоянка закрыта. А быть может, площадка просто ушла в чьи-то частные руки.


Как ясно из заметки про Судак, нам повезло разбить лагерь прямо под скалами и крепостью. Мы раздобыли даже дрова, и звездная ночь застала нашу группу между морем и древней крепостью. Подходило к концу путешествие.

ПРИЛОЖЕНЕНИЕ 4. Ренейминг территорий
Пока я разузнавал всякие интересности про Крым, обнаружилось несколько очередных забавных вещей с его топонимикой, а точнее с бесконечными переименованиями. К примеру:

1. Карасевка (река) - этот гидроним за якобы наличие в водах большого количества карасей был переименован на русский лад из тюрского Кара-Су (черная вода)
2. Белогорск (город) - город у белых гор был переименован из Карасубазар, что, напротив, означает "базар у черной реки"
3. Крымцы не остались в долгу, и теперь предлагают свой ренейминг - Симферополь в Акъмесджит, а Севастополь - в Ахтияр
4. И под конец рекорд переименований - город Старый Крым был переименован 22 раза за свою историю (и кстати, носил и проектное имя Симферополь). А кроме того, именно поселение (Старый) Крым бывшее когда-то столицей всей Таврики, дало нынешнее имя полуострову.

ОГЛАВЛЕНИЕ ЖУРНАЛА
Введение Часть 1 Часть 2 Часть 3

Новый Свет, Караул-Оба, ЮБК, r4, Ай-Петри, вело, Крым

Previous post Next post
Up