Двухколесный Крым. Ч.2. С востока на запад или в обратную сторону

Mar 12, 2011 18:21


ОГЛАВЛЕНИЕ ЖУРНАЛА
Введение Часть 1 Часть 3 Часть 4
2010. День 3. Дали крымских дорог
По насыщенности событий третий день года 2010, пожалуй, смотрится повыгоднее, поэтому отведу-ка я стрелки часов не очень далеко назад и верну читателя к зубчатым стенам Судакской крепости, где мы ночевали в прошлый раз. Судак еще услышит свое описание в более поздних записях; теперь же нам пора в новый путь. В Новый Свет.



"Край" Нового Света - мыс Капчик далеко выдается в море




Тот же вид, но из Гугля. Даже на космоснимке видна популярность места - прогулочные кораблики бороздят Синюю бухту. А по другую сторону от нее - Голубая бухта (левая из двух). Она же Царская. Она же Делилиманская.
Новый Свет (а точнее переход в него от Веселого) произвел на меня впечатление еще в наш первый поход в 2009 г, вербализацию которого (впечатления) я опять же оставлю на потом. Но несколько дополнительных слов скажу все-таки.



Деклеймер. Новый Свет.
С дороги совершенно ничем себе не примечательный поселок, этот Новый Свет. Хрущевки и путаные улочки сопровождают туриста вниз к морю, пока черта построек не обрывается можжевеловой рощей. Сквозь рощу ведет такое количество тропинок, что его можно сравнить с количеством самих деревьев. Основная "магистраль" отсыпанной и огороженной тропы приводит к кассе и дальше к берегу. Наконец, с полпути над линией горизонта постепенно встает острый зубец - это вырисовывается окончание изогнутого мыса Капчик.  
Мыс совместно с окружающим ландшафтом как раз и составляет очень живописный скально-лесно-морской "архитектурый" комплекс, основные достопримечательности которого нанизаны на голицинскую тропу, но вовсе не ограничиваются ей.
Про бухты сказано было выше, а Царская бухта оправдывает свое название от первой до последней песчинки. Несмотря на крохотный пятачок пляжа, она даже в мае бывает забита отдыхающими. Ее популярность среди такого неумытого и небритого турья как мы привела к тому, что на берегу в 2010 г посадили охрану. Функция скучающих стражей с тех пор - препятствовать "несанкционированному" купанию (частенько голышом) в целях заботы о морально-психическом состоянии :) туристов, подплывающих к бухте на катерах со стороны моря.
Намеренно оставлю в стороне все, что лежит в сторону пос. Веселое, подчеркнув еще раз, что более красивого сочетания моря и скал мне, пожалуй, видеть не доводилось. 
Видимо, я не одинок в высокой оценке местных красот, недаром поселок первоначально носил простое и недвусмысленное имя - Парадиз. В 1912 г. жители рая были переименованы и спущены на землю, а вообще оказалось, что на Украине ажно шесть населенных пунктов носят название Новый Свет, еще два Новых Света есть в России и еще один - в Белоруссии.



В окрестностях Капчика и Голубой бухты мы не могли задержаться надолго, ибо обед стоял уже на пороге, а группе еще предстояла первая "слабина" на маршруте - в целях экономии времени и сил на 50 км на запад нас забросил зафрахтованный микроавтобус. К вечеру мы были в Генеральском - колеса наших велосипедов упирались нынче в ворота восточных яйл.



Закатывается солнце



Закатываемся мы
Этим эпизодом следует закончить очередной наш день в Крыму. Поднявшись куда смогли, мы разбили лагерь в совершенно "домашнем" молодом буковом леса, оставив по пути стоянку у родника Ай-Алексий и поворот на Джурджур - самый известный после Учан-Су в Крыму водопад. Легкое сожаление по этому поводу окрасило вечер третьего дня, но оно скомпенсировалось предвкушениями дня завтрашнего.

А в это же время годом раньше...
... случился наш самый мокрый вело-день. С утра расчистившийся вроде бы Мангуп благоволил нам примерно до обеда.



Единственное фото третьего дня 2009 г. Под колесами виден светло-серый грунт - это кил. Эта характерная крымская глина имеет второе название - мыльная земля. И действительно, под малейшим дождем она превращается в липкую, скользкую массу, приносящую очень много трудностей обладателям вибрейков
Затем (хорошо, что уже на асфальте) нас сопровождал дождь. Мелкий, противный, холодный, он гнал нас к Севастополю. Там, ожидая МТП, мы основательно померзли в лесополосе и, наконец, под светом ночных фонарей нашли себе жилище на ночь.

2010. День 4. Яйлы.
Самая высокогорная часть похода маячила где-то там впереди. Яйла массива Демерджи манила наши жаждущие новых пейзажей взгляды, но увы, глаза пока что упирались в дорогу - мы впряглись в нудный и медленный подъем в гору.



Подсказанный нам перед походом способ закатывания велосипеда - через веревочное рулевое управление и заднюю точку приложения силы. Не пробовал, оценить удобство не могу
Ввиду нелегкого процесса набора высоты были часты остановки и передышки, и тогда удавалось отбежать в лесок - нет, не за этим, а пощелкать затвором.



Май...
Дыхание яйл на одном из пригорков внезапно коснулось наших лиц, и подняв глаза от мерно ползущей под ногами дороги, мы вдруг обнаружили, что волочимся в тумане.
И он был живописен. Из полупрозрачной дымки то и дело материализовались группы, чаще всего пешие. Стало видно, что мы вступаем в полосу популярных туристических территорий.



Туман в буковом лесу
Где-то выше затуманенным ориентиром предугадывалась Стол-гора. Она становилось ближе с каждым шагом, но количества оставшихся шагов не было видно в белой мгле. Уже и не ехал велосипед. Уже и ноги устали идти. Уж и слезы бессилия норовили скатиться по плавным линиям упрямых скул нашей прекрасной половины группы... :)
Как вдруг был взят последний крутой подъем, и вся команда улеглась на холодный покров только-только оттаявших трав. Тут же и туман разлезся клочьями - как будто мы сдали экзамен и сейчас заслуживаем видов.







Пейзажи Северной Демерджи

Здесь наверху была еще ранняя весна. Никакой зелени на кленах и березах, прошлогодняя трава и пар при дыхании. Только лишь первоцветы там и сям свидетельствовали о том, что и яйлы отходят от сна. Северная Демерджи открыла свои дороги нашим покрышкам. Отсюда уже было просто - крутить себе педали по укатанной грунтовке и периодически поглядовать с куэст вниз, где в зелени беззаботно распластались прибрежные крымские городишки.



Дороги Северной Демерджи. На среднем плане видны березы (обычный европейский вид) - оказывается, это реликт Крыма, постепенно исчезающий с яйл. Более того, из всего полуострова они растут только здесь.
Существующие биоценозы березы неуклонно деградируют и не дают новой поросли. Предпринимлись попытки искусственного восстановления популяции, но лишь немногие саженцы выдержали суровые условия яйл, что, собственно, и видно на фото
За два часа предвечернего времени мы проделали путь, превышающий по длине весь дневной преход, и низкое солнце нас настойчиво приглашало позаботиться уже и о ночлеге. Таковой вскоре и нарисовался перед нами - мы вкатили в гудящий улей урочища Джурла. 
Стоял разгар майских праздников, и огромное количество палаток ожидаемо, и одновременно неожиданно, возникло перед нами. Кого тут только не было - семейные и молодежные группы, новички и "зубры", пешие и автомобилисты, все сливались в одну небольшую котловину урочища, занимая все более-менее пригодные куски почвы.
Нам удалось найти и свое место под солнцем, а помимо того даже позволить себе роскошь костра. А вечером, укладываясь спать, было даже приятно слышать этот гулкий гомон десятков соседних групп, угадывать песни у чужих костров и испытывать какое-то чувство причастности и глубокого удовлетворения жизнью.

А пока заглянем в 2009-ый
Этот день первого крымского года был почти целиком посвящен Севастополю. За что ему выделим отдельное место в деклеймере.



Деклеймер. Севастополь.
Он произвел впечатление крупного города даже больше, чем столица (хотя в ней толком мы и не ездили). Есть свое удовольствие и в размеренном стритовом катании, что ни говори. Хотя бы даже в ровном приятном асфальте. Им мы и наслаждались, прикатив в конечном итоге к основной площади Севастополя - пл. Нахимова. Здесь сосредоточены объекты «обязательной программы»; сделав фото у памятника Затопленным кораблям и обменяв порцию отечественной валюты, группа погрузилась в катерок на морскую экскурсию по Севастопольской бухте, с трепетом ожидая личной встречи с главным бельмом в глазу дружественной Украины - с российским черноморским флотом. Экскурсия лично меня не прельстила, поэтому здесь я могу лишь пересказывать впечатления других участников. Запомнилась якобы популярная в среде российских туристов шутка: при осмотре российских боевых кораблей экскурсовод обращает внимание группы - а сейчас мы бы могли увидеть украинский флот, но его к сожалению, закрыл какой-то там сухогруз - дескать, так мал, что и не видно. По-дружески подтрунили над «коллегами», так сказать.
По самой бухте Севастополя известно, что она самая большая в Крыму (а вообще город имеет еще 23 более мелких внутренних бухточек). А кроме того, в мирное время XIX века в ней выращивали утриц, которых город имел честь поставлять ко двору Императора. Также известно, что для целей транспортировки этих морепродуктов в Санкт-Петербург был специально сконструирован и построен первый в России ж/д вагон-рефрежиратор.
Еще я с удивлением узнал, что именно Севастополь формально первым вступил в Великую Отечественную, подвергшись первому немецкому авиаудару в ночь 22 числа за полчаса до начала наземной фазы наступления противника и за час до перехода Западного Буга и боев в Брестской крепости.
Кроме самого города есть много чего интересного посмотреть и в пригородах - так, на его западной оконечности находится очень обширный комплекс античных руин и сооружений греческой эпохи под открытым небом - это Херсонес.





В Херсонесе
Следует еще упомянуть Инкерман (в который я с частью группы не попал), и Балаклаву, в которую мы как раз и направимся сразу же после осмотра Херсонеса.


2009. День 5. Листригонские воды, листригонские земли
Утро 5-го дня 2009 года застало нас в гостинице "Листригон" (рекомендуема за свое "студенческое" ценообразование - неприхотливому турью то, что надо) и уже гнало нас на исследование окрестностей.



Первой на пути исследования встала генуэзская крепость Чембало, такой мы ее лицезрели с балаклавских холмов:



Общий вид на Чембало. На самом заднем плане - мыс Фиолент. Там, кстати, находится самая длинная в Крыму лестница (200 м перепад высоты), ведущая с пляжа наверх, к подворью Георгиевского монастыря
Сама крепость представляет собой исторические руины времен генуэзской колонизации Крыма и стократ проигрывает тому же Судаку в зрелищности и масштабе. Тем не менее, от нее открывается не самый плохой вид на море и Балаклавскую бухту.



У крепости
Исследовательская жажда была утолена быстро, и гонимые жаждой телесной мы поспешили вниз - как же, подходило время экскурсии на ... да-да, тот самый объект К-825.



Привходовой зал базы
Ну что сказать о, возможно, самом секретном советском военном объекте - он произвел двоякое впечатление. С одной стороны, как и в случае с Чуфутом, огромная толпа экскурсантов наводила досадное чувство аттракционности, от которого и смотреть-то ничего не хотелось.
С другой стороны - стоило чуть отстать, уловить в длинных тоннелях последние отголоски шагов, как тут же окутывал дух Эпохи. В боковых заброшенных и неосвещенных бесконечных коридорах, за заваренными пыльными дверями клубилось и витало в воздухе столько сталкерского, что где-то внутри даже просыпался диггер.





Внутренний канал для входа подлодок из бухты
Если бы не беспощадное освещение и периодические залы с небогатыми экспозициями, то балаклавская база была бы таким знаковым абандоном, который стоит целого паломничества. А вообще, даже чем-то грустным отдавала теперешняя игрушечная роль когда-то мощного стратегического объекта - как от встречи с боевым ветераном, сданным в дом престарелых. 
До обеда мы еще оставались в Балаклаве. А после выдвинулись дальше - продолжился наш путь на запад. Впереди лежала трасса Севастополь-Ялта.
Раззадорившись, к вечеру мы миновали живописный Ласпинский перевал. Южный берег Крыма (далее ЮБК) открывал нам свои западные двери.



Вид с трассы Севастополь-Ялта на скалу Ильяс-Кая. Справа от дороги, внизу (на фото не видна) - бухта Ласпи. Говорят, что это место - самое теплое в Крыму, и здесь самая чистая вода. Проверить, увы, времени не было


Деклеймер. Южный берег Крыма (ЮБК).
ЮБК - это название части побережья полуострова, курортный мезорайон, по "смыслу" близкий к термину Большой Сочи. Вообще говоря, у ЮБК есть свои четкие географические границы - от мыса Айя до Карадага (а там читатель уже побывал в прошлой записи), но обывательское понятие термина несколько уже и подразумевает под собой окрестности Ялты, Алушту, быть может, Форос и всю густонаселенную приморскую часть между ними.
При этом восточная часть ЮБК примерно до Алушты гораздо менее популярна и обустроена - это сразу бросается в глаза - а также содержит меньше историко-культурных достопримечательностей нового и новейшего времени, по крайней мере, у меня осталось такое впечатление.
В походе у нас родился спонтанный вопрос о географической широте Ялты, как неофициального центра ЮБК - мы сомневались, что южнее: Ялта или Краснодар. Оказалось, Ялта на полградуса южнее, примерно как Геленджик, а наиболее близкий "широтный аналог" крымской курортной столицы у нас на побережье - это Дивноморское.
Отдельно нужно описать горы ЮБК - здесь к морю подступает самая высокая часть Главной гряды, зачастую не доходя до берега всего несколько километров. Безусловно, в сочетании с самой богатой и буйной флорой это беспроигрышная композиция для того, чтобы влюбиться в пейзажи Южного берега.
Еще именно на ЮБК мы наблюдали красивейшие морские туманы (их время еще придет в следующих записях) - я потом долго искал, имеют ли они какое-то свое собственное наименование, наподобие новороссйиской "бороды". Оказывается, нет, обычный туман охлаждения, возникающий от резкой разницы температур воздуха над еще холодным морем и уже прогретой сушей.
Ну и напоследок о рекордах ЮБК - здесь самый длинный в мире троллейбусный маршрут и самая длинная безопорная канатная дорога в Европе (а позже мы еще прокатимся на том и на другом).


Не больше часа нам оставалось до очередной ночевки. Цветущая вдоль дороги лаванда кивала нам под вечерним бризом в сторону Фороса - мы не стали возражать, и съехав в ближайшем удобном месте с асфальта, уютно устроились в хвойно-можжевеловом перелеске между скалами и морем. Костер был жарок, звезды ярки, а описание этого же дня в 2010 году перекочует уже в следующую запись - он слишком насыщен, чтобы кратко рассказывать о нем серым шрифтом.

ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНЕНИЕ 2. Эллинское наследие

Херсонесос - мыс, полуостров (название дано Херсонесу за его распооложение)
Ай - святой (многие топонимы Крыма связаны с именами святых, отсюда толкование их чаще всего прозрачно, как оливковое масло)
Чембало - гавань предзнаменований (искаженное генуэзское название с др.-греч. "сюмболон лимне")
Ласпи - грязь (бухта названа так за обилие мутных дождевых вод, стекающих во время осадков, что совершенно не стыкуется с нынешним позиционированием бухты как места с самым чистым морем)

ОГЛАВЛЕНИЕ ЖУРНАЛА
Введение Часть 1 Часть 3 Часть 4

Демерджи, Херсонес, r4, вело, Балаклава, поход, Ласпи, Новый Свет, Севастополь, Крым

Previous post Next post
Up