ЖИЗНЕННЫЕ МИРЫ ЧЕЛОВЕКА

Jan 21, 2014 20:22

Основания прежней жизни сильно поизносились. Современный человек остро нуждается в новых ориентирах. Накоплены горы знаний о человеке и обществе. Книга Н.Г.Валенуровой и О.А.Матвейчева -- из тех немногих, которые помогают разобраться в «философии жизни и психологии человека» http://www.matveychev.ru/files/anti_psy.pdf. Цитирую:
• Первое, что нужно констатировать при анализе сегодняшней ситуации, это господство психоанализа в самых различных вариантах. Убеждение в определяющей роли бессознательного (как бы оно ни понималось) в человеческой психике. Вторым по популярности (особенно в клинической практике) направлением является «физиологическое»... Они достигли пределов своего развития и подверглись серьезной, основательной критике: на Западе - со стороны представителей гуманистической, когнитивной и экзистенциальной психологии, в России - со стороны культурно-исторической психологии Л.С.Выготского.
• Проблема взаимоотношения индивида и общества является фундаментальной для экзистенциальной психологии, определяющей ее эволюцию и терапевтическую практику... В каждой личности есть нечто несводимое к объективным процессам, нечто ускользающее от всякого объяснения... «Человек как целое не объективируем» [К.Ясперс]... Уникальность - это характеристика, присущая человеку... Одни знают об этой своей сущности, другие не знают. Для первых эта уникальность становится основой личности, своеобразным «смыслом жизни».
• Развитие, самоактуализация означает, что человек из того, что он есть в потенции, в возможности, становится действительным человеком… Человек - это проект, устремленность в будущее… Не-умение или другая причина для не-развития способностей означает, что человек не самореализовался.

Для личностного развития кризисы плодотворны, переживания необходимы. Такова аксиома экзистенциальной психологии. Личная история связана с перерывами в развитии, катастрофами, травмами, сбоями социализации, творческими неудачами. Теория развития выстраивается в виде психологических кризисов и переживаний. Каждый из экзистенциальных психологов по-своему интерпретировал различные кризисные точки, которые проходит личность в своем становлении. В рамках отечественной культурно-исторической психологии эта проблематика наиболее полно выражена в монографии Ф.Е.Василюка «Психология переживания». Её авторы анализируют а разделе «Позитивная роль переживания в становлении личности»:
• Первый жизненный мир, рассматриваемый Василюком, характеризуется как внутренне легкий и внешне простой. Стресс выводит этот жизненный мир из самого себя, превращая его во второй жизненный мир. Стресс находится на границе между мирами, - это переживание, способствующее развитию.
• То же со вторым жизненным миром. Фрустрация дает понятие трудности. Если после стресса организм понимает, что блага могут быть отдаленными, то после фрустрации возникает понимание, что их может быть и несколько, и они могут противоречить друг другу. Рефлексия внешних трудностей дает сложный внутренний третий жизненный мир, мир ценностей.
• Между ценностями возникает конфликт, который выводит третий жизненный мир на новый уровень. Выбирая между противоречащими друг другу ценностями, человек творчески строит сам себя [четвёртый мир].
• Кризис - это переход к пятому жизненному миру, не описанному Василюком.

Я модель Василюка использовал при разработке методологии индивидуального развития http://ecce-homo-ru.livejournal.com/667.html. Пяти жизненным мирам соответствуют пять психологических возрастов (ступеней развития) -- «младенец», «ребёнок», «отрок», «юноша», «зрелый» http://ecce-homo-ru.livejournal.com/7293.html (4. Ступени развития).

Матвейчев, идея, Выготский, развитие, Василюк, Ясперс

Previous post Next post
Up