Тель Сохо.

Apr 20, 2024 15:19



На "люпиновом холме" к югу от Бейт Шемеша я был в начале марта три года назад, но написать пост руки дошли почему-то только сейчас. В 19-м веке на холме (см. левый нижний угол карты PEF) находились руины по имени Хирбет Шувейке (и рядом ещё одни, Хирбет Абад); и посему объект начиная по крайней мере с Эдварда Робинсона (1838) принято опознавать как один из библейских Сохо. Два города с таким названием упоминаются в Иегошуа 15 в наделе колена Иегуды - сперва "наш" в долине Эла, а потом ещё один, на юге Хевронского нагорья:

В низменности: Эштаол, Цора и Ашна; Заноах, Эйн-Ганним, Таппуах и Эйнам; Ярмут, Адуллам, Сохо и Азэйка; Шаараим, Адитаим, Гедэйра и Гедэйротаим - четырнадцать городов с селами их... А на горе: Шамир, Яттир и Сохо; Данна, Киръят-Оанна, она же Девир; Анав, Эштемо и Аним; Гошэн, Холон и Гило - одиннадцать городов с селами их.

Позже в этих местах пересеклись филистимлянский культурист Голиаф и еврейский мальчик Давид (Шмуэль I 17:1), со всем известным результатом:

Пелиштимляне же собрали войска свои для войны и собрались в Сохо, что в Йеудее, и расположились станом между Сохо и Азэйкою, в Эфэс-Даммиме. А Шаул и Исраэйльтяне собрались и расположились станом в долине Эйла и приготовились к войне с Пелиштимлянами. И Пелиштимляне стояли на горе с одной стороны, а Исраэйльтяне на горе с другой стороны, а между ними - долина. И вышел из станов Пелиштимских единоборец по имени Гольят, из Гата...

Затем в Мелахим I 4:10 возникает уже третий Сохо, севернее:

И был царь Шеломо царем над всем Исраэйлем. И вот начальники, которые (были) у него:... Сын Хэсэда - в Арубботе; ему же (принадлежал) Сохо и вся земля Хэйфэр...

Рехавам Соломонович укрепляет один из Сохо (Диврей а-Ямим II 11:7):

И жил Рехавам в Йерушалаиме; он обратил города в Йеудее в крепости; И обстроил Бэйт-Лэхэм, и Эйтам, и Текоа, И Бэйт-Цур, и Сохо, и Адуллам, и Гат, и Марэйшу, и Зиф, И Адорайим, и Лахиш, и Азэйку, и Цору, и Айалон, и Хэврон, города укрепленные в Йеудее и в (земле) Бинйаминовой.

При царе иудейском Ахазе в окрестностях Бейт Шемеша снова появляются филистимляне и захватывают сабж (Диврей а-Ямим II 18:18):

И пелиштимляне вторглись в города низменности и юга Йеудеи, и захватили Бэйт-Шэмэш, и Айалон, и Гедэйрот, и Сохо, и пригороды его, и Тимну, и пригороды ее, и Гимзо, и пригороды его, и поселились там; ибо покарал Г-сподь Йеудею из-за Ахаза, царя Йисраэйля (Йеудеи), ибо он бесчинствовал в Йеудее и тяжко изменил Г-споду.

Но захватывают, видимо, ненадолго. Сохо - одно из четырёх мест, значащихся на "царских печатях" на ручках сосудов примерно в 7-м веке до нашей эры; возможно, здесь был какой-нибудь пункт сбора налогов... Наконец, в начале уже нашей эры Евсевий Кейсарийский размещает объект по дороге из Бейт Гуврина в Иерусалим:

Сокхо (Σοκχώ), есть два селения по дороге из Елевферополя в Элию, на 9-м милиарии, одно верхнее другое нижнее, называемые Сокхоф (Σοκχώθ), колена Иудина.

В середине 19-го века в этих местах побывал британский консул Джеймс Финн и записал следующее:

Мы остановились в разрушенной деревне Шоко (теперь в уменьшительной форме арабского превратившейся в Швейке) после того, как каждый из нас взял из ручья пять гладких камней на память себе и далеким друзьям, стремясь в то же время сформировать мысленную картину сцены, столь ярко рассказанной в священной истории и знакомой нам с раннего детства.

Сейчас здесь нет постоянных жителей; лишь несколько человек время от времени живут в пещерах и разрушенных домах. Однако некоторые остатки древности все еще существуют, особенно колодцы прекрасной каменной кладки и большой глубины у подножия холма. Это, вероятно, представляет собой нижний Шоко, упомянутый Евсевием и Иеронимом в Ономастиконе... Какие-то проходившие крестьяне подвели меня к упавшей притолоке двери небольшой мечети, на которой была грубо выполненная куфическая арабская надпись, неразборчивая, поскольку как они сказали: «её ели ночи и дни».

По жнивью паслись большие стада овец (ибо в этом теплом, укрытом месте уже была собрана часть урожая) под предводительством таких мальчиков-пастушков, какими, возможно, был Давид из Вифлеема, а большие стаи голубых голубей кружили над наши головы. Среди снесенных домов некоторые женщины сбивали молоко, попеременно размахивая зашитой козлиной шкурой. Холм неподалеку венчает магометанский вели (своего рода одинокая часовня), названная Салхи.

Вид во всех направлениях самый впечатляющий. Этот приблизительный план даст довольно хорошее представление о долине Эла. На другой стороне долины, напротив Шоко, растет очень красивое терпентиновое дерево. Возможно, в древние времена в этом районе было много таких, и может быть поэтому долина и деревня Эла получили это название.

Чарльз Вильсон около 1880-го отметил здесь мавзолей шейха Абу Хелаля; забегая вперёд, сейчас ничего подобного там нет.




Тель Сохо в наши дни:



Небольшие раскопки у северо-западного подножия холма в 1980-м принесли христианский комплекс 5-8 веков с мозаичным полом, вероятно монастырь; большую часть добытой мозаики увезли куда-то. Остальной холм, насколько я понимаю, пока не копали.







Теперь вверх:



Вид на север, на долину Эла:



Люпины:





И цикламены:



Почти вершина:



Стена:







Совсем вершина:



Опять люпины и каменюки:

















По тропинке вдоль холма, примерно на юго-восток:



Разные древние инсталляции:











Дальше:







Ещё дыры в земле:









Каменюки справа по курсу:







Аленькие анемоны:





И ещё:







Пещера:







Теперь обратно вдоль подножия холма:











Напоследок - ещё люпины:





Фотографии: в wikimedia commons.

ГугльМэп местности.

Ссылки:
Biblical researches in Palestine, Mount Sinai and Arabia Petraea A journal of travels in the year 1838 (Volume 2) By Edward Robinson
Byeways in Palestine By James Finn
The survey of western Palestine (Volume 3) By C.R. Conder et al p 53,p 104,p 125
Picturesque Palestine, Sinai and Egypt (Volume 3) By Charles Wilson
BibleWalks.com
Отчёт ЖЖ-юзера ramires10

фотоотчёты, мозаики

Previous post Next post
Up