Хурват Аним.

Nov 06, 2013 01:10




"И были города по краю (надела) колена Йеуды... А на горе: Шамир, Яттир и Сохо; Данна, Киръят-Оанна, она же Девир; Анав, Эштемо и Аним; Гошэн, Холон и Гило - одиннадцать городов с селами их", сообщает нам Иегошуа 15. Много лет спустя Ономастикон упоминает "large village of the Jews called Ania in the Daroma nine miles south Hebron... Another Anaia near the former now happens to be wholly Christian to the east of the first".

В более-менее подходящем месте (примерно 19 км к югу от Хеврона, около въезда в Шани/Ливне) нашлась пара руин под общим прозвищем Хирбет Гуэйне. Среди каменюк оказалась крепость железного века, вокруг же живописно раскинулась позднеантичная еврейская деревня. Посему археологи решили идентифицировать Гуэйне эт-Тахт/эль-Гарбие (соответственно "нижняя" или "западная") с библейским Аним и "западной Анией" Евсевия; отсюда нынешнее название Хурват Аним. Соответственно, соседняя Гуэйне эль-Фаука/эш-Шаркие (соответственно "верхняя" или "восточная") подошла на роль христианской "восточной Анаи". Кстати, не подскажет ли кто, далеко ли до этой Гуэйне эль-Фаука и есть ли там что интересное ?

Вид с востока. На заднем плане в центре - синагога; левее и чуть выше - крепость:




Крепость с северо-востока:







С северо-запада:







Северная стена "в разрезе":




Южная стена и за ней:




В 1987 Цви Илан обнаружил в Хурват Аним синагогу, которую и раскопал в 1988-89 совместно с Давидом Амитом. Синагога функционировала с 4 до 7-8 века, после чего (по Штумбергеру) использовалась как мечеть. Фасад с двумя входами обращён к востоку. У входа находился двухметровой ширины портик, дальше - двор с колодцем. Размер здания - 14.5 на 8.5 м (это, видимо, с портиком, внутри явно намного меньше ?).



(The Design of the Ancient synagogues in Judea: Horvat Ma’on and Horvat ‘Anim By D. Chen & D. Milson)



(The Synagogue of Hurbat Ma'on and Hurbat 'Anim and the Jewish Settelments in Southern Hebron Hills By D. Amit)

Синагога с севера, востока, юго-вотока и запада:













Колонны:







Колодец:




Вход:




Интерьер, опять же север-восток-юг-запад. Пол выложен каменными блоками, под которыми обнаружены остатки более ранней мозаики. Около обращённой к Иерусалиму северной стены видно возвышение-бима. Самое время заметить, что в подавляющем большинстве древних синагог бима "смотрит" в сторону Иерусалима, а под вход выделена противополжная стена. В то же время все известные позднеантичные синагоги на юге Хевронского нагорья - Эштемоа, Сусия, Тель Маон и Хурват Аним - сочетают стандартное направление молитвы (на Иерусалим, в данном случае на север) с необычным входом с востока; таким образом, войдя в здание "пользователи" должны повернуть направо, что способствует излишнему столпотворению. Никаких архитектурных причин, вынуждавших пойти на такое неудобство, не видно. Амит полагает, что причина кроется в подражании ориентации храма и, возможно, в желании избежать молитвы лицом к востоку, в подражание всяческим "еретикам". Ещё одна общая фича четырёх южноиудейских синагог - отсутствие колонн; предположительно крыша держалась на поперечных деревянных балках. У Амита опять же есть объяснение - мол, строитель не хотел возводить ряд колонн и опирающиеся на них арки поперёк движения, а поскольку из-за нестандартной ориентации входов движение имело место по обеим осям здания, то "вдоль" не выходило никак, и пришлось обойтись без колонн совсем...













Что-то примыкающее к западной стене синагоги:




Подземелье возле синагоги. Википедия пишет что-то о пещере-укрытии южнее синагоги, вероятно это она и есть:










Вокруг порядка 50 подземных жилищ; вот одно из них, к западу от крепости:




Двухкомнатная квартира в северо-западной части хурвы:













Внутри маслобойня. Орен Шмуэли и Давид Амит (2014) датировали девайс седьмым-восьмым веками. Позже (в девятом-десятом и в тринадцатом-четырнадцатом веках) пещера использовалась как жильё.




Фотографии:
1) в picasa web albums
2) в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
Architectural Plans of Synagogues in the Southern Judean Hills and the 'Halakah' By David Amit (from Ancient Synagogues: Historical Analysis and Archaeological Discovery)
Jews and Christians in the Holy Land: Palestine in the Fourth Century By Gunter Stemberger
The Design of the Ancient synagogues in Judea: Horvat Ma’on and Horvat ‘Anim By D. Chen & D. Milson

крепости, фотоотчёты, синагоги

Previous post Next post
Up