"
Сусия", - читаем опять же у Робинсона, - "это руины посреди равнины, говорят большие, со множеством колонн, но похоже без уцелевших зданий". Вот и всё. Навскидку могу предположить, что поскольку Робинсон интересовался прежде всего сопоставлением библейских топонимов с арабскими, и поскольку в Писании Сусия не обнаруживалась, то данные руины попали в список низкоприоритетных задач. В 1869 объект посетил Виктор Герен, отметил вероятную церковь и предложил идентификацию с Хацар-Суса из Иегошуа 19:5, но тут же передумал, поскольку не сошлась география. Следующими были британцы из PEF. В 1937 заскочили ненадолго Л. Майер и А. Рейфенберг (как раз занимавшиеся раскопками в
Саму/Эштемоа, километра на три западнее), и заподозрили в "церкви" Герена синагогу. Потом, по понятным причинам, еврейским/израильским археологам было не до того; иорданцы, видимо, тоже не заинтересовались. Наконец, в 1969-72 Шмарьягу Гутман и Зеев Йейвин и в самом деле явили миру синагогу, по ряду признаков напоминающую обнаруженную тридцатью с лишним годами ранее в Эштемоа. Раскопки в Сусии продолжили Гиршфельд (1978), Негев/Йейвин (1984-86), Иегуда Говрин (1992) и Юваль Барух (1998-99).
Негев обратил внимание, что Ономастикон дважды упоминает соседний Кармель, один раз как деревня где стоит римский гарнизон, другой как еврейскую деревню. Возможно, предположил Негев, речь идёт о двух разных населённых пунктах; мол, по мере романизации и христианизации оригинального Кармеля (нынешняя деревня
Кармиль, где раскопки выявили несколько церквей) еврейские жители оного перебрались южнее и основали новое поселение. Впрочем, коллеги (Шварц, Сафраи) не склонны с ним соглашаться. Судя по разным находкам, поселение существовало до эпохи крестовых походов. Также можем подшить к делу
документ от 1110 года, согласно которому рыцарь с примечательным именем Гаутериус Баффумет (если Эрлих нам не врёт, он же Готье Махомет, сеньор Хеврона с 1107) пожертвовал госпитальерам деревню Сусия; отсюда можем заключить что к тому времени деревня уже носила нынешнее название.
С 1986 Сусия является археологическим парком. Как можно понять из
статьи на сайте Бэ-Целем, по крайней мере с 1830-х пещеры в Сусии использовались под жильё, и организации парка предшествовало выселение примерно 25 семей. Часть выселенных перебралась в другие пещеры и временные строения, и страсти продолжают кипеть по сей день.
Правее по политическому спектру эти страсти рассматривают как попытку пастухов из Ятты явочным порядком занять приглянувшуюся землю.
(З. Сафраи)
Город был окружён стеной:
Слегка загородная погребальная пещера; закрывающая её каменная "шайба" называется "
голель":
Заходим:
Дома, примыкающие к стене:
Каменюка с семисвечниками:
Табула ансата:
Какой-то хозяйственный девайс:
Миква:
Жилой дом:
Дальше:
Вокруг много интересных каменюк:
Улица:
"Пещера гончара":
Кажется, этот гончар там до сих пор работает:
Ещё подземелье:
"Арочная пещера", вроде бы служившая винным погребом:
Нечто:
Снова подземелье:
Колодец:
"Общественная пещера"; над входом вроде бы изображение меноры:
Синагога с северо-запада:
Синагога похожа по планировке на аналог в Эштемоа. Она представляет собой здание, вытянутое вдоль оси запад-восток. К востоку - дворик, из которого можно было попасть либо в основной зал (16 на 9 метров), либо в узкое и длинное "южное крыло". Вдоль северной, южной и западной стен зала располагались каменные скамьи. У обращённой к Иерусалиму северной стены возвышение (бима) и ниша для свитка Торы, плюс ещё одно возвышение восточнее. Возвышения были облицованы мрамором. Пол украшала мозаика, частично дожившая до наших дней. В мозаике различают два этапа; первый, вероятно, со знаками Зодиака, второй в основном геометрический. Мозаика содержит две ивритские и две арамейские надписи, упоминающие спонсоров проекта. В одной из надписей имеются частично расшифровываемые даты (одна относительно "субботнего года", другая от сотворения мира). Что за даты и насколько хорошо они поддаются прочтению я пока не понял. Но так или иначе первую фазу синагоги принято датировать 4-5 веками, после чего ещё лет 200 её достраивали и перестраивали, а ещё позже забросили. Затем дворик синагоги стал работать мечетью. Согласно Йейвину, мечеть следует датировать десятым веком; Магнес настаивает на восьмом.
(The Design of the Ancient Synagogues in Judea: Eshtemoa and Horvat Susiya By D. Chen)
Фасад:
Дворик:
На всякий случай на входе во дворик приготовлен голель:
А пока недруги возятся с голелем, можно сбежать через подземный ход:
Михраб:
Основной зал:
Северо-восточный угол - ковчег завета и две меноры:
Северо-западный угол:
Юго-западный угол:
И обратно по главной улице:
Бонус - фрагменты мозаики из синагоги в
Добром Самаритянине.
1) В углу дворика - "Пусть помнят святость моего господина и рабби, почтенного священника Исая, который покрыл стены известью и сделал эту мозаику, и пожертвовал её на пиру рабби Йоханана священника. Мир Израилю. Аминь.":
2) Обрывки фраз на иврите:
Фотографии:
1) в
picasa web albums2) в
wikimedia commons ГугльМэп местности.
Ссылки:
The Archaeological Encyclopedia Of The Holy Land By Avraham Negev
Excavations at Carmel (Kh Susiya) in 1984 By Avraham Negev
היישוב היהודי בדרום הר-חברון הערות היסטוריות - יהושע שוורץה'אונומסטיקון ' לאוסביוס והיישוב בררים הר חברון - זאב ספראיהערה לעניין זיהוי היישוב בחורבת סוסיה - מיכאל ארליךThe Archaeology of the Early Islamic Settlement in Palestine, Volume 1 By Jodi MagnessArchitectural Plans of Synagogues in the Southern Judean Hills and the 'Halakah' By David Amit (from Ancient Synagogues: Historical Analysis and Archaeological Discovery)
The Design of the Ancient Synagogues in Judea: Eshtemoa and Horvat Susiya By D. ChenJews and Christians in the Holy Land: Palestine in the Fourth Century By Gunter StembergerBiblical Researches in Palestine, Mount Sinai and Arabia Petraea: A Journal of Travels in the Year 1838 (Volume 2) By Edward Robinson, Eli SmithThe survey of western Palestine by C.R. Conder, and H.H. KitchenerQuarterly statement - Palestine Exploration Fund Отчёт ЖЖ-юзера
lorien22 Отчёт ЖЖ-юзера
grimnir74