Наряду с
недавним Аним, в том же списке населённых пунктов в наделе колена Иуды фигурируют "
Маон,
Кармэль,
Зиф и
Юта; Изреэль, Йокдеам и Заноах; Каин, Гива и Тимна - десять городов с селами их" (
Иегошуа 15:55-57).
Или вот: И умер Шемуэйл; и собрались все Исраэйльтяне, и оплакивали его, и похоронили его в доме его, в Раме. А Давид встал и сошел в пустыню Паран. И был человек в Маоне, а имение его в Кармэле; и этот человек был очень богат: у него было три тысячи овец и тысяча коз; и был он при стрижке овец своих в Кармэле. Имя того человека Навал, а имя жены его Авигаил; эта женщина была умна и красива, а муж - человек жестокий и злой; он был из рода Калэйва.
(
Шмуэль 1 25)
Дальше Навал отказался пожертвовать немного провианта на нужды солдат Давида, и последний уже собрался грохнуть негодяя, а заодно "всех, кто принадлежит ему, мочащегося к стене", но Авигаил разрулила ситуацию без жертв и разрушений. Спустя десять дней Навал совершенно неожиданно отравился свинцом скончался, и Давид женился на умной и красивой вдове.
Ещё Эдвард Робинсон в середине 19 века, услышав об арабских топонимах Маин, Кармиль, Зиф и Ята к югу от Хеврона, сложил два и два. Процитирую и Робинсона, "отец библейской географии" всё же:
Арабские крестьяне... пригласили нас пойти в Маин, в лагерь крестьян из Ютты... Лагерь был на северном склоне конического холма Маин, в пяти минутах от вершины. Холм возвышался над Кармелем не менее чем на две сотни футов. Мы поднялись на вершину холма, откуда открывается прекрасный обзор на север и через широкие равнины на запад. Солнце взошло и пролило золотой свет на равнины и холмы за ними, так что все объекты были хорошо различимы. На вершине находятся небольшие руины; фундамент из обработанного камня; квадрат, вероятно остатки башни или маленькой крепости; и несколько резервуаров. Вид был прекрасен, в том числе на восток к Мёртвому Морю; и на север к Бени Наим и Хеврону, который был хорошо виден в долине; и на запад к Дохерие и дальше. К югу вид был ограничен горной грядой... в получасе от нас, уходящей на запад-юг-запад.
Из Маина мы могли разглядеть много мест... Некоторые из этих мест, несомненно, древние. Маин, вне всякого сомнения, есть Маон Навала. Семуа, который мы видели раньше из Дохерие, вероятно соответствует античному Эштемоа. Атир наводит на мысли о Ятире из писания.
Сусие - это руины посреди равнины, говорят большие, со множеством колонн, но похоже без уцелевших зданий. Анаб, разумеется, оставшееся неизменным античное название Анаб; а в Шувейке, уменьшительном от Шауке, мы можем узнать Соко из иудейских гор. В лице Юты и Курмуля мы имеен Юту и Кармель...
Вслед за Робинсоном на Тель Мaон моднимались и другие исследователи, в числе прочих Герен и Гиршфельд. На вершине нашлось что-то относящееся к железному веку, а на склоне остатки поселения римского и византийского периодов.
Тель Маон с востока. Внизу виднеется 317-е шоссе, дома в правой части кадра - вероятно, окраина деревни Кармиль ?
Поднимаемся:
Привал среди руин византийского форта (видимо того самого сооружения, про которое писал Робинсон):
Рядом пещера:
Слева Маин, в центре Кармиль, на горизонте - Ята и Хеврон ?
Несанкционированное поселение
Авигаиль (названное, ясен пень, в честь жены нехорошего человека Навала):
Главная цель вылазки. Как выяснили в 1987-88 Цви Илан и Давид Амит, здание из обработанных камней на северном склоне холма есть античная синагога.
Размер здания 10.5 на 15.5 м. Предположительно оно было построено на рубеже четвёртого-пятого веков и по структуре напоминало синагогу в Хурват Аним - вытянутое в направлении север-юг, входы (на схеме у Хена/Милсона их два, а у Амита три) в длинной восточной стене, колонны отсутствуют. В шестом веке, однако, последовала перестройка; основной зал укоротили на 3.5 метра, выделив его южную часть в "вестибюль". Южный из входов теперь вёл в эту новую комнату, из которой было два прохода в основной зал; другой/ие вход/ы, возможно, замуровали (на схеме у Амита они закрашены). Вдоль зала построили два ряда колонн. Повреждённый мозаичный пол заменили каменными плитами. В таком виде синагога функционировала до седьмого века, после чего была заброшена.
(The Design of the Ancient synagogues in Judea: Horvat Ma’on and Horvat ‘Anim By D. Chen & D. Milson)
Синагога с юго-запада:
"Вестибюль" с запада; есть мнение, что комната использовалась для изучения Писания, во всяком случае вдоль новой стены добавили скамейку:
С северо-запада:
И с востока; человек в клетчатом - экскурсовод Арье Кляйн.
Вход в вестибюль:
Проход из вестибюля в восточный неф:
Экс-миква (?) около яго-западного угла здания:
Вышеописанная синагога вроде бы находилась чуть в стороне от поселения. Есть мнение, что она "обслуживала" не Маон, а соседний Кармель. Что же, в Маоне не было своей синагоги ? Не может быть ! Должно быть
минимум две ! И оказывается есть ещё кандидат - "общественное здание" невыясненного пока назначения; мимо него мы тоже прошли:
И снова какая-то пещера, очевидно занятая под подсобку жителями деревни Маин:
Теперь в Сусию...
Бонус из другой поездки в те же края - колодец Бир Маин и прилагающиеся пещеры:
Гранатовое дерево около синагоги:
И ещё один ракурс Тель Маона:
P.S. Кстати, есть в наших палестинах и другой Маон, тоже
с синагогой.
Фотографии:
1) в
picasa web albums2) в
wikimedia commons ГугльМэп местности.
Ссылки:
Biblical researches in Palestine: mount Sinaï and Arabia Petraea By Edward RobinsonArchitectural Plans of Synagogues in the Southern Judean Hills and the 'Halakah' By David Amit (from Ancient Synagogues: Historical Analysis and Archaeological Discovery)
Jews and Christians in the Holy Land: Palestine in the Fourth Century By Gunter StembergerThe Design of the Ancient synagogues in Judea: Horvat Ma’on and Horvat ‘Anim By D. Chen & D. Milson