Кейсария - Часть вторая, франкская.

Mar 28, 2010 13:37




(Поскольку Кейсария не помещается в один пост, пришлось взять всё, да и поделить... :))

26 мая 1099 года двигавшиеся вдоль берега участники первого крестового похода подошли к Кейсарии. Одна часть армии, под началом Готфрида Бульонского и Роберта, графа Фландрии, разбила лагерь к востоку от города; другая, с Раймундом, графом Тулузы, и Робертом, герцогом Нормандии, к северу. В этих лагерях они пробыли четыре дня, повидимому совершенно игнорируя неверных; в ответ подотчётный египетским Фатимида эмир точно так же не беспокоил кафиров. 30-го франки продолжили свой путь, а эмир, должно быть, облегчённо вздохнул и пожелал себе больше не видеть этих европейских варваров. Как мы знаем, его гипотетическим мечтам не суждено было сбыться - в июле варвары взяли Иерусалим, затем избрали Готфрида своим главой и принялись подбирать всё плохо лежавшее в пределах досягаемости. В начале 1100-го эмиры Аскалона, Акры и Кейсарии направили к Готфриду делегации с подарками и предложением ежемесячных 5000 безантов (в общей сложности ?) в обмен на мир; так и порешили. В марте-апреле 1101-го сменивший Готфрида король Балдуин I продлил соглашения, но соблюдал их недолго.

29 апреля Балдуин принял капитуляцию Арсуфа и 2 мая совместно с генуэзским флотом приступил к осаде Кейсарии. 17 мая франки пошли на штурм при помощи лестниц, и быстро ворвались в город. Завершился штурм резнёй пытавшихся укрыться в мечети местных жителей. В ходе последовавшего затем дележа добычи генуэзцы (им полагалась треть) приметили в мечети зелёную посудину, которую сочли Святым Граалем и увезли на родину:

"In this same chapel was found a vase of brilliant green shaped like a bowl. The Genoese, believing that it was of emerald, took it in lieu of a large sum of money and thus acquired a splendid ornament for their church. They still show this vase as a marvel to people of distinction who pass through their city, and persuade to believe it is truly an emerald, as its color indicates."
(Вильгельм Тирский)

Альтернативная версия, впрочем, гласит, что украшавший генуэзский собор предполагаемый Грааль был добыт в испанской Альмерии в 1147. Так или иначе, после завоевания Италии Наполеоном посудину отправили в Париж; по окончании наполеоновских войн вернули обратно, но по пути разбили и один из осколков потеряли. Заодно пришли к выводу, что трофей не изумрудный, а всего лишь стеклянный.

Командование гарнизоном Балдуин вверил некоему Харпину из Буржа; надолго ли - неясно. К 1110-му Кейсария стала центром сеньории, доставшейся соратнику Готфрида и Балдуина, непонятно откуда взявшемуся рыцарю оевидно невыдающегося происхождения по имени Евстахий Гранье. Карьерный рост Гранье на этом не остановился. Вдобавок к Кейсарии он вскоре получил Сидон. В 1120-3 исполнял обязанности коннетабля; 29 мая 1123-го, временно замещая пленного Балдуина II, нанёс поражение египтянам при Явне; возможно, в этом бою Гранье был ранен, поскольку 15 июня он умер. Потомки Евстахия оставались лордами Кейсарии все следующие полторы сотни лет - довольно редкий случай. Владения лорда Кейсарии простирались примерно на 15 миль на север и восток и 20 на юг. Кроме собственного лорда, имелся в Кейсарии и собственный архиепископ; уже в 1101-м на эту должность назначили Балдуина, аббата монастыря св. Марии в Иосафатовой долине. Согласно Жану д'Ибелину, лорд должен был содержать 25 рыцарей, а город и архиепископ по 50 конных сержантов.

В 1187-м году лорд Кейсарии Готье участвовал в битве при Хаттине; в отличие от многих соратников, он сумел спастись и добраться до Тира; несколько лет спустя он погиб при осаде Акко. Сокрушительное поражение крестоносцев оставило города и замки королевства фактически без защиты, и вскоре эмиры Бадр ад-Дин Дулдерим и Гарас ад-Дин Килидж заняли Кейсарию; множество "гражданских" франков были убиты или проданы в рабство. Франки вернулись 31 августа 1191-го; отступая, Саладин разрушил городские укрепления. Только в 1217-м объект был заново фортифицирован королём Иоанном де Бриенном. В 1219-20, пока король и с ним лорд (опять Готье) крестопоходили в Египте, город подвергся рейду правителя Дамаска аль-Муаззама. Оборона была оручена генуэзскому отряду; генуэзцы сопротивлялись четыре дня, затем ушли морем, после чего аль-Муаззам разрушил только что построенное. В 1225-м Якут констатировал, что объект больше похож на деревню. Снова Кейсарию укрепили в 1228, при участии германских крестоносцев, дожидавшихся прибытия императора Фридриха. Работы были завершены при Людовике IX "Святом" (который, как пишут, лично "мешки ворочал") в 1251-2. Укрепления, несомненно, были основательными; даже сейчас их остатки смотрятся очень даже неплохо.

Тринадцать лет спустя, однако, эти внушительные стены не смогли надолго задержать султана Бейбарса и его мамлюков. Бейбарс подошёл к городу 27 февраля 1265-го и немедленно приступил к штурму. По всей видимости, гарнизон не был готов к такому развитию событий и быстро отступил в цитадель. Мамлюки обстреляли последнюю из катапульт и подвели осадные орудия. 5 марта защитники оставили цитадель и отплыли в Акру. Султан приказал снести всё нафик и уделилил этому увлекательному занятию целых две недели; при этом он последовал примеру Людовика и лично приняв участие в работах. 19-го марта Бейбарс закончил с наведением беспорядка и ушёл осаждать Арсур. Другой мамлюкский султан, аль-Ашраф Халиль, после взятия Акко (1291) на всякий случай распорядился о доламывании Кейсарии и других прибрежных крепостей.



(Boas)

Так описывает взятие франкской Кейсарии биограф Бейбарса Мухи ад-Дин Ибн Абд аз-Захир (спасибо Михаилу Чернину за перевод):

Он прибыл к ней в четверг 9 числа месяца Джумада аль-Ула 663 года, и сразу же окружил её. Люди пошли на штурм города, прыгая в ров и использую железные колья для (привязи лошадей), за которые они ухватывались, привязывая к ним треноги и конскую сбрую. Они взобрались на (стены) со всех сторон, водрузив на них (султанские) стяги, и подожгли ворота и сорвали (с города) его чадру. Жиели города бежали в цитадель... Напротив цитадели были установлены камнемёты. Она же (цитадель) являлась одной из крепчайших и красивейших крепостей, будучи известной под названием аль-Хадра. Ридафранс {т.е. король Франции} стащил к ней кремневые столбы и укрепил её, так что на всём побережье не было крепости более прекрасной своими формами, более крепкой и более высокой. Ибо Солёное море омывало её и протекало через её рвы. Подкопы же не действовали против неё благодаря кремневым столбам, вмурованным в её основание: когда подкопы поджигались, стена всё равно не рушилась. Штурм (цитадели) затянулся, и камнемёты обстреливали её. Султана иногда можно было увидеть посылающим стрелы с крыши церкви, расположенной напротив цитадели, а иногда, во время боя, въезжавшим верхом в море и пересекавшим его волны. (По его приказу) были построены тараны и переносные навесы, а всему войску были розданы стрелы, привезённые из крепости в Аджллуне: командир каждой сотни всадников получил по четыре тысячи стрел. Столько же получили бойцы халки и прочие воины. (Султан) приказал свозить (в Кейсарию) деревья и камни для камнемётов. Он наградил эмира Изз ад-Дина аль-Афрама званием эмир-джандара, за его отличие в деле задействования и строительства камнемётов... Султан продолжал упорно штурмовать цитадель. Он поселился в церкви, и не возвращался в свой шатёр, стреляя оттуда, вместе с некоторыми лучниками (укчи), по франкам и не давая им взойти на стены цитадели. Иногда его моно было увидеть толкающим поставленные на колёса тараны, под (навесом которых) он доходил до самой стены. В один из дней, взяв в свою руку щит, он сражался и не вернулся назад, пока в его щит не вонзилось несколько стрел. В ночь на четверг, 15 числа месяца Джумада аль-Ула, франки бежали, бросив цитадель и всё что было в ней. Мусульмане вскарабкались по её стенам, подожгли её ворота, и начали входить внутрь проходя под и над стеной. Призыв к утренней молитве был вознесён уже в цитадели. Войдя в цитадель, султан поделил весь город между своими эмирами, приближёнными, мамлюками и воинами халки, и приказал начать его разрушение. Выйдя и взяв в свои руки кирку, он начал самолично крушить (строения). Люди увидел его, и дабы уподобиться ему тоже принялись за работу. Он же самолично и собственноручно показывал им пример, так что вся его одежда покрылась пылью.




Укрепления франкской Кейсарии были расчищены и частично реконструированы А. Негевом в начале 1960-х. Франкская городская стена, вероятно построенная на месте более ранних укреплений времён Халифата, охватывала участок земли размером 450 метров (север-юг) на 240 (запад-восток) и площадью порядка 10 гектаров. Получается довольно скромно, в разы меньше Иерусалима (72 га) или Аскалона (50 га). Стены из местного песчаника были более четырёх метров толщиной; перед стенами - сухой ров шириной 7-8 и глубиной 4-6 метров. Сохранились основания четырнадцати прямоугольных башен шириной от 10 до 17 метров. Ворота - на севере, юге и востоке; и ещё три "потайных" спуска в ров, тоже по одному с каждой стороны (один из трёх замурован полностью, другой частично). По Боазу, население города составляло 4800 человек (опять же раз в шесть меньше Иерусалима, Акры или Тира).

Из по меньшей мере восьми городских церквей на сегодняшний день обнаружен лишь кафедральный собор св. Петра. Согласно различным традициям, собор находился на месте иродианского храма Августа или же на месте дома центуриона Корнелия. Так или иначе, в 1101-м там располагалась упомянутая выше мечеть. Впоследствии здание разрушили и взамен построили базилику. Судьбу собора в конце 12 века проследить не удаётся, но во всяком случае к 1218 он снова был в строю и дотянул до прихода мамлюков. Скорее всего это та самая церковь, которую Бейбарс использовал как базу для действий против цитадели; а затем, вероятно, снёс её; однако кое-какие следы видны и сейчас. Руины ещё одной церкви, около северного мола порта, упоминаются в Survey of Western Palestine, но до наших дней не дотянули. Другие остатки франкских построек сохранились в юго-восточной части города, плюс большой дом в северной части.

Южная стена:




Южный вход в город сохранился хуже других. Когда-то ворота вели в башню, ныне разрушенную, и были снабжены опускавшейся сверху решёткой. Теперь ведут прямо в город:




Наверху видны "дверные петли":




Юго-восточная угловая башня. Рядом - единственный незамурованный спуск в ров.







Он же изнутри:




Восточная стена. Строители, как нередко бывало, подобрали и пустили в дело пару античных колонн.




Старое фото стены (E. et F. THEVOZ, La Palestine Illustree, Lausanne 1888):




Восточные ворота, они же на первой фотографии. Сперва (возможно, ещё до крестоносцев) ворота были защищены двумя прямоугольными башнями, почти не выступавшими за стену. В тринадцатом веке на месте старых ворот построили новую башню, шириной 21.65 м. Теперь пожелавший ворваться в город супостат должен был, преодолев деревянный мост, повернуть на 90 градусов налево, разобраться с решёткой и воротами в башню, внутри башни повернуть ещё раз, направо, и заняться ещё одними воротами.




Паз для решётки, отверстие для засова, порог, нижняя "петля":




И верхняя:




Внутреннее помещение башни, 15 на 4.5 м., с трёхсекционным "ребристым" сводом. Вход за спиной, выход в город справа.




Нижняя часть "рёбер" свода:




Выход:




Одна из башен северной стены, опять же с остатками ворот, по конструкции подобных восточным. Внутреннее помещение на сей раз квадратное, со стороной 8.25 м.




Опять же видны паз для решётки и дыра для засова.










Между вышеописанной башней и морем видны остатки моста. Вероятно, здесь проходил акведук, построенный ещё рабами Рима:




Средневековая улица к югу от восточных ворот:







Собор в 1938 году (фото из коллекции Мэтсона):




И сейчас:













На стене центрального нефа какой-то средневековый сионист нацарапал магендавид:




И след птичьей лапы впридачу:




Вероятно, вышеупомянутый дом в северной части города:




Цитадель представляла собой прямоугольный форт, отгороженный от "большой земли" рвом и стеной, защищённой с флангов башнями.










Она же в конце 19 века (E. et F. THEVOZ, La Palestine Illustree, Lausanne 1888):




Примерно тогда же (Félix Bonfils):




И в начале 20 (из архива Кресвелла):




Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
Crusader Archaeology By Adrian J. Boas p 47, p 130
Town Defences in the Crusader Kingdom of Jerusalem By Denys Pringle (from The Medieval City Under Siege By Ivy A. Corfis, Michael Wolfe)
The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A-K By Denys Pringle
Secular Buildings in the Crusader Kingdom of Jerusalem By Denys Pringle
Caesarea and the Crusades By Harry Hazard
The Holy Grail: imagination and belief By Richard W. Barber
A Deposit of Twelfth Century Medieval Seals at Caesarea By Robert Kool (from In laudem hierosolymitani)
The Conquest of Arsuf by Baybars Political and Military Aspects By Reuven Amitai
The Holy Land By Jerome Murphy-O'Connor
מדריך ישראל החדש

Crossposted to tourism_israel.
Crossposted to zamki_mira.

церкви и монастыри, крепости, фотоотчёты

Previous post Next post
Up