Кейсария.

Dec 05, 2007 10:12




Веке в третьем-четвёртом до нашей эры взбрело зачем-то финикийцам в голову построить на берегу Средиземного моря очередной порт. Греческий документ третьего века до н.э. (папирус Зенона) упоминает его как "Стратонос Пиргос", т.е. "Башня Стратона". Личность Стратона, увы, не установлена окончательно: согласно одной версии это один из нескольких царей Сидона именовавшихся Абдаштарт; по другой - некая неизвестная птолемейская шишка. "Наши" в лице Александра Янная завладели городом примерно в 100 году до н.э., сменив бывшего селевкидского наместника, провозгласившего себя независимым тираном. В 63 году до н.э. пришли римляне и всех разогнали. Когда поутих звон мечей и скрип перьев, Башня Стратона оказалась в составе вассального королевства Иудея, с Иродом Великим во главе.

В двадцать-каком-то году до н.э. Ирод затеял в городе капитальний ремонт. А заодно, видимо, решил, что увековечивать какого-то покойного Стратона совершенно бессмысленно, а вот уважить Цезаря Октавиана - не помешает; посему название "Кейсария" будет гораздо уместнее. Название подошло даже лучше, чем можно было предположить. К концу первого века н.э. слово "цезарь" из имени превратилось в титул, и каждый император мог принять название на свой счёт :). Соответственно, оно подвергалось только мелкой правке - сегодня Caesarea Maritima, завтра Caesarea Palaestinae, послезавтра, скажем, Flavia Augusta Caesarea...

В 6 году н.э. тот самый Август сместил Архелая Иродовича с поста этнарха Иудеи, и далее Кейсария служила административным центром римской провинции - сперва Иудеи, затем Сирии Палестинской (Syria Palaestina); а ещё позже византийской Первой Палестины (Palaestina Prima). Здесь жил и работал знаменитый Понтий Пилат (что подтверждается найденной табличкой с его именем); по Флавию выходит, что Пилат делил своё драгоценное время между "наездами" на иудеев и подавлением происходивших в результате волнений. Город неоднократно упоминается в Новом Завете - в частности как пункт в путевом листе Павла, и как место где Пётр впервые обратил в христианство язычника, центуриона Корнелия.

Флавий сообщает о конфликтах между язычниками, составлявшими большую часть населения Кейсарии, и быстро росшим еврейским меньшинством. Один из таких инцидентов, случившийся в 66 году, часто упоминают как "запустивший" ту самую Иудейскую Войну. Согласно Флавию, местный грек поставил у входа в синагогу горшок и принёс над ним в жертву птиц; последовавшая теологическая дискуссия приняла форму мордобоя, затем перешла в еврейский погром, и покатилось... Есть мнение, что в действиях грека был усмотрен намёк на старую египетскую байку о происхождении евреев от прокажённых. Только в конце второго века в Кейсарии снова возникла еврейская община; в третьем-четвёртом веках здесь жил известный талмудист Аббаху; когда еврейское присутствие снова сошло на нет, неясно. В городе, повидимому, также существовала довольно значительная самаритянская община. И, разумеется, росла община христианская, в т.ч. Ориген, Памфил и Евсевий. Памфилу приписывается создание в Кейсарии библиотеки; к 630 г. библиотека насчитывала тридцать тысяч книг.

Затем город без особых приключений пережил период византийский. Интересные времена настали в седьмом веке, когда он был сперва захвачен персами (614 г.), затем отбит византийцами (628 г.). На закуску пришли мусульмане; к 637-му они контролировали всю экс-византийскую Палестину, за исключением Кейсарии. Объект продержался до 640-го, чему несомненно способствовала связь по морю с метрополией. По аль-Баладури, падение города было результатом предательства; мол, некий еврей Юсеф провёл мусульманский отряд внутрь по тоннелю. Византийский император Иоанн Цимисхий ненадолго отбил Кейсарию три века спустя, в ходе кампании 975-го года; но в итоге отступил, и объект без боя вернулся под мусульманский контроль. Из-за насыщенного событиями седьмого века, а также в силу "сухопутной" ориентации халифата, город захирел; Кейсария арабская была гораздо скромнее Кейсарии византийской по территории и утратила своё значение как порт, а книги должно быть зачитали какие-то неизвестные библиофилы. И всё же около 985-го аль Мукаддаси снова описывает его как процветающий - мол, нет города красивее; в наличии фрукты, молоко, хлеб, крепость, нарядная мечеть, колодцы и резервуары (римско-византийские акведуки, как видно, вышли из строя). В 1047-м здесь побывал персидский путешественник Насир Хосров; из его записей можно понять, что и акведуки привели в порядок:

Это красивый город с проточной водой, пальмовой рощей, сладкими и кислыми апельсинами, прочной стеной и железными воротами. По городу протекают ручьи ключевой воды. Там красивая соборная мечеть; сидя на ее дворе, можно наслаждаться видом на море. Там была мраморная ваза, сработанная так красиво, как китайский фарфор, вместимостью около ста мен воды.

Франкский король Иерусалима Балдуин I прибрал Кейсарию к рукам в мае 1101 года, при содействии генуэзского флота. В дальнейшем город был опять взят арабами (1187 г.); снова крестоносцами (1191 г.); и наконец мамлюками (1265); последние, чем продолжать эту канитель, предпочли просто снести всё нафик (подробнее в отдельном посте). Так древний город прекратил своё существование.

Петерсен упоминает поселение, возникшее здесь в 17-м веке и загнувшееся в 18-м. В 1884-м на развалинах поселилась группа беженцев из Боснии, которым пришлась не по душе новая австрийская администрация. Осенью 1917-г в деревне совершил посадку почтовый голубь, что привело к ликвидации подпольной организации НИЛИ. К 1945-му население деревни составляло 960 человек. По Моррису, большинство жителей бежало после нападения Лехи на местный автобус 31-го января 1948-го; остальных изгнала Хагана 19-20 февраля и разрушила дома. Опять же по Моррису, это было первое организованное изгнание в ходе войны 1947-8 годов. Земля деревни или ещё часть ещё до 1948-го принадлежала Палестинскому еврейскому колонизационному обществу под руководством Ротшильдов; после образования Израиля последние передали свои владения государству; но именно этот участок ожидала особая судьба - он перешёл фонду, частично ротшильдовскому, а частично государственному; непосредственное управление собственностью было вверено принадлежащей фонду компании. Нa означенной территории компания сперва построила центр отдыха и туризма - гостиница, гольф-клуб итд; а в 1977-м к северу от древнего города возник посёлок Кейсария (на 2019-й год - 5343 жителя) - единственный в Израиле населённый пункт, которым вместо муниципалитета или совета управляет компания.

Руинам древней Кейсарии уделили некоторое внимание европейские путешественники, начиная с Ричарда Поукока. В 1873-м Кондер и Китченер оставили более-менее подробное описание. В 1959-м итальянская экспедиция, которой руководил Антонио Фрова, начала первые систематические раскопки Кейсарии; они продолжались 5 сезонов; итальянцы изучили византийскую городскую стену, театр итд. Примерно в те же годы (1960-4) Авраам Негев из Управления парков занимался стеной крестоносцев, храмом, церковью, верхним акведуком итд. В 1971-м знамя подхватила "объединённая экспедиция" из представителей 21 американского университета/колледжа и несла 12 сезонов; Л. И. Левин и Эхуд Нецер из Еврейского университета в 1975-6 и 1979-м раскапывали "дворец на мысе"; итд итп. В 1989-90 Кеннет Холум и Авнер Рабан организовали очередные масштабные раскопки; тот же Рабан с 1976-го занимался изучением подводных остатков иродианского порта. Кое-что из раскопанного археологами можно увидеть на карте ниже.



(Мэрфи-О'Коннор)

Так могла выглядеть Кейсария в 1-м веке:




Иродианско-римский театр на 4000 мест:







Остатки иродианско-римского "дворца на мысе":



















Между театром и дворцом - кусочек византийской крепостной стены:










Иродианский ипподром (который, кстати, по праздникам бывает действующим):







Рядом - кажется, общественный туалет ?




И кусок таблички с именем "Пилат":




Севернее и восточнее ипподрома - всякая всячина. Вот, например, бани:







Подсобные помещения римского дворца:




Дворцовые и прочие мозаики:







Таких зайцев у levakov - целый постинг:











































Резервуар:




Дальше к северу - город крестоносцев, о котором отдельный пост.




Здесь когда-то стоял иродианский храм:




Ещё один античный реликт внутри франкских стен - нимфеон:




Сувенирно-ресторанная часть парка, вокруг порта, цитадели и "боснийской" мечети:




Минарет:




Так то же место выглядело в июне 1938 (фото из коллекции Мэтсона)




Коллекция саркофагов:




levakov считает, что лицо, изображённое на этом саркофаге - вовсе не Горгона, а бог сна Гипнос.










Саркофаг из Кейсарии в музее (фото из коллекции Мэтсона, 1900-20)




Реконструкция гавани...




...и процесса строительства молов - при помощи деревянных ящиков-понтонов, которые буксировали в нужное место и наполняли импортированным из Италии цементом на основе вулканического пепла, затвердевавшим при контакте с водой.




Значительная часть древнего города осталось за пределами парка. У восточных ворот города проходила такая вот византийская улица:




Улицу украсили скульптурами, видимо позаимствованными из римских храмов:




Ещё восточнее можно обнаружить каменные ворота неизвестного, но явно не римского происхождения. За воротами, на горизонте - обелиск из асуанского гранита, некогда украшавший второй городской ипподром, предположительно 2-го века. Обелиск нашли расколотым на три части; вернее, частей явно было больше, но остальные куда-то запропастились, равно как и прочие элементы ипподрома. В оригинале его высота была не менее 12.5 метров и масса порядка 100 тонн. В 2001-м наличествовавшие фрагменты скрепили при помощи металлических стержней и результат установили вертикально.





Ещё ипподромные каменюки:





Минутах в десяти ходьбы вдоль берега от северных ворот обнаруживается синагога:










Потом участок иродианской городской стены:







И, наконец, два акведука. Первая очередь акведука доставляла воду из источников Шуни; впоследствии у "верхнего" акведука появилось ветка, подключённая к источникам в верхнем течении Нахаль Таниним; а ещё позже добавился второй, "нижний" акведук, из водохранилища в нижнем течении Нахаль Таниним. Был вроде бы и третий небольшой акведук, от источника Айн эль-Ассаль в 4 километрах к югу от города.

Часть "верхнего" акведука сразу за вышеупомянутым участком городской стены:




И дальше:




"Нижний" акведук:




Этот канал по внутреннюю сторону стены - возможно, продолжение акведука ?







И наконец " птичья мозика" по дороге в современную Кейсарию, сразу за поворотом к акведукам:




Бонус: ещё одна мозаика из Кейсарии (6-й век), выставленная в аэропорту имени Бен-Гуриона:



Маленький апдейт - в феврале 2015 ныряльщики обнаружили недалеко от Кейсарии рекордный клад - 2000 золотых монет эпохи Фатимидов. В конце 2018-го из колодца достали ещё один, 24 византийских и фатимидских золотых монеты.

Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
The Holy Land An Oxford Archaeological Guide: from Earliest Times to 1700 By Jerome Murphy-O'Connor
Harbor Chronology By Dr. Avner Raban
Straton's Tower: Searching for the City before Caesarea By Paul Crocker
Architecture of Herod, the Great Builder By Ehud Netzer
Constructing the harbour of Caesarea on the Sea
Aufstieg und Niedergang der römischen Welt By Wolfgang Haase, Hildegard Temporini
The Advent of Islam at Sepphoris and in Caesarea Maritima By Fred L Horton (in Galilee Through the Centuries: Confluence of Cultures)
A Gazetteer of Buildings in Muslim Palestine (Part 1) By Andrew Petersen
Every Pilgrim's Guide to the Journeys of the Apostles By Michael Counsell
Palestine under the Moslems; a description of Syria and the Holy Land from A.D. 650 to 1500 by Guy Le Strange
The survey of western Palestine (volume 2) By C.R. Conder et al
The Birth of the Palestinian Refugee Problem Revisited By Benny Morris
מדריך ישראל החדש
Католическая энциклопедия
Отчёт ЖЖ-юзера magicspark69
Отчёт ЖЖ-юзера janataha
Отчёт ЖЖ-юзера alexs70
Отчёт ЖЖ-юзера dandrey
Отчёт ЖЖ-юзера prizeofsummer
Отчёт ЖЖ-юзера moonwalker004
Отчёт ЖЖ-юзера nyurka
Кейсария с неба (c) igor-torick

Crossposted to tourism_israel.

арены, фотоотчёты, мечети, дворцы, бани, храмы, мозаики, синагоги

Previous post Next post
Up