Эйн Хания.

Dec 19, 2014 10:39




(Стартовой позицией для броска в Батир-Бейтар под началом janataha послужил источник Эйн Хания, который и сам оказался довольно интересен. Поэтому сначала о нём.)

Как сообщают нам "Деяния апостолов", в соответствующие лохматые годы жил да был христианин по имени Филипп, и однажды произошла с ним такая история:

А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста. Он встал и пошел. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения, возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию. Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице. Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь? Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним. А место из Писания, которое он читал, было сие: как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его {Исайя 53:7}. Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя [сказать]: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом? Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе. Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь.
(8:26)

Дальше, согласно традиции, евнух вернулся в родные края и - you got it - положил начало эфиопской церкви... "Деяния" не уточняют, какой же дорогой ехал евнух из Иерусалим в Газу; направлялся ли он в Хеврон или в Бейт Гуврин; носители традиции задумались и каждый решил по своему разумению. Первый вариант, представляющийся более старым (по крайней мере начиная с Евсевия) и более популярным, идентифицирует источник, в котором крестился евнух, как Эйн Дхирве на хевронской дороге; другой отдаёт предпочтение направлению на Бейт Гуврин и соответственно источнику Эйн Хания. Есть мнение, что на протяжении многих лет эта дорога считалась менее удобной, и поэтому лучше соответствует указанию "на ту, которая пуста". В 1859-м участок земли, на котором расположен источник, был приобретён армянским патриархом Ованесом Змюрнеци и формально принадлежит армянской патриархии по сей день, но никаких признаков присутствия армян не видно. А вот эфиопские паломники, если верить интернету, здесь бывают. А ещё в 2010-м группа евреев и арабов выбрала это место для совместной молитвы о дожде... впрочем, это уже к Филиппу отношения не имеет.

В 1929-м у источника проводились раскопки мандатным Управлением Древностей, под руководством арабского археолога Димитрия Барамки; около источника обнаружились остатки византийской церкви с мозаичным полом и два реликвария без надписей. Также к источнику прилагался бассейн и крытые колоннады; как этот комплекс использовался - для красоты ли, для ирригации или для омовений - пока неясно. В 2007 источник вроде слегка подлатали; в 2012-16 были ещё раскопки (см. оранжевые ленточки на моих фотографиях, сделанных в 2014-м), и наконец в начале 2018-го там открылся парк.

"Источник Филиппа", как его увидел Жан Зуаллар, 1587:



(wiki)

Рисунок Корнелиса де Брюйна, 1680-е; на заднем плане, надо полагать, руины церкви:




Фотография Августа Зальцмана, 1854:



(wiki)

Picturesque Palestine, около 1875-го:




Слева мы пробирались мимо развалин древней церкви, в которой по-прежнему различимы три входа с фасада, три сводчатых нефа и три апсиды, которые образовывали заднюю часть нефов. Падающие стены состоят из огромных камней, среди которых можно увидеть три перемычки дверей.
(Alessandro Bassi, Pellegrinaggio storico e descrittivo di Terrasanta, 1857)

Так называемый источник Св. апостола Филиппа находится на пути в Газу на юг от Иерусалима. Дорога к нему идет мимо Крестного монастыря через розовые плантации селения Мальха, от которого он находится на три четверти часа езды. Некоторые посещают его на обратном пути из пустыни Иоанновой, от которой он отстоит на два часа пути, или наконец на возвратном пути из Вифлеема в Иерусалим через Беджаллу... Мало мест в окрестностях Иерусалима столь живописных, как источник Филиппа. Водоем построен из камней желтоватого цвета, в виде ниши, украшенной по сторонам двумя пилястрами коринфского ордена с капителями в богатой резьбе виноградных листьев. В средине арки, или как бы алтарной сени, находится окно, украшенное четырьмя огивами. Из-под самого нижнего карниза вытекает обильный источник и, вырвавши снизу несколько камней, скачет с приятным шумом малыми каскадами по карнизам и разбросанным камням. Местами по стенам этого фонтана вьется плющ и другая зелень, а самая вершина его, также покрытая растениями и зеленью, оканчивается развалиною, ибо уцелела лишь небольшая часть свода вроде крыши, висящей над источником. Смотря на этот живописный обломок, нельзя согласиться, чтобы это были развалины фонтана; широкая стена, стороны которой в развалинах, разбросанные у воды колонны и камни, и наконец ясно видные следы другой стены такой же постройки дают повод заключить, что здесь был храм во имя святого Филиппа и что уцелевшая стена есть остаток главного алтаря, выходя из-под коего источник протекал по храму в мраморном ложе. Теперь этот фонтан в диком ущелье у подножия скалы, несмотря на развалины, восхищает своею красотою. Кругом растут деревья и кустарники. Ручей, образуемый источником, бежит по долине Сорек. По дороге от источника к Горнему граду Иудову, которая идет через горы и долины, на первой горе видно довольно большое селение, окруженное садами, которое также носит имя святого Филиппа, и в нем видны развалины древней церкви.
(Архимандрит Леонид (Кавелин), Старый Иерусалим и его окрестности, 1863-5)

Издали:




Ближе:




Нимфеум:




Капля за каплей, капля за каплей, и океан...




Бассейн:




Обхожу вокруг:










Собственно источник, похоже, находится здесь:







По соседству есть несколько заброшенных домов. Вот первый:







Второй:










Обстановка:




И третий:













Дорога на Бейтар начинается по другую сторону шоссе, возле этого мостика через Нахаль Рефаим; последняя, несмотря на зимнее время, была абсолютно сухой:




Вскоре по пути попадаются следы раскопок. О раскопках можно почитать здесь, если коротко - винный пресс византийского периода, остатки османских террас и всякая мелочь:










Продолжение следует...

Фотографии: в picasa web albums

ГугльМэп местности.

Ссылки:
Ros-vos.net
Description géographique, historique et archéologique de la Palestine By Victor Guérin
Отчёт ЖЖ-юзера lorien22

фотоотчёты, водопровод

Previous post Next post
Up