Бейтар.

Jan 04, 2015 00:22




(Продолжение похода с janataha)

Километрах в десяти к юго-западу от стольного града Иерусалим находится арабская деревня Батир. Деревня знаменита сельскохозяйственными террасами, которые в июне 2014 года были внесены ЮНЕСКО в список объектов всемирного наследия; впрочем, ниже речь главным образом пойдёт о другом. На окраине деревни, на холме высотой 700 метров над уровнем моря, окружённом с запада, севера и востока долиной сезонной речки Рефаим, можно обнаружить руины поселения, которые местные жители называют Хирбет эль-Яуд - то есть "еврейские руины". Ещё Эдвард Робинсон в середине девятнадцатого века обратил внимание на сходство имён с античным Бейтаром, но из-за незначительности археологических находок склонялся к другим вариантам. Начиная с французского исследователя Виктора Герена, посетившего объект в 1860-е, отождествление с Бейтаром начало брать верх. После Герена бывали в тех краях и многие другие более или менее знаменитые археологи; но раскопки, насколько я понимаю, проводились лишь однажды - в августе-сентябре 1984-го, Давидом Усишкиным из Тель-Авивского Унивеситета.

Бейтар не упоминается в каноническом ТАНАХе, но Септуагинта числит его среди городов колена Иуды (книга Иисуса Навина, 15:59, как Βαιθηρ или по-русски Вефир), а один из вариантов ещё и как город Левитов (хроники 1, 6:44). Потом следы его теряются, и снова обнаруживаются во втором веке нашей эры, в связи с третьим за семьдесят лет крупным антиримским восстанием - т.н. восстанием Бар Кохбы. Подробным описанием восстания - вроде "Иудейской войны" Флавия - мы не располагаем; поэтому приходится довольствоваться крохами, такими как нижеприведённые цитаты из Диона Кассия и Евсевия:

На месте разрушенного Иерусалима он {император Адриан} основал город, который назвал Элия Капитолина, а на месте храма Бога воздвиг храм Юпитеру, и это привело к войне весьма значительной и продолжительной, ибо иудеи считали недопустимым, что в их городе поселятся иноземцы и укоренятся чужие святыни; и, пока Адриан находился неподалеку в Египте и потом снова в Сирии, они не предпринимали никаких действий, кроме того, что оружие, которое им было предписано изготовить, они умышленно делали худшего качества, рассчитывая сами воспользоваться им, если римляне его отвергнут; но, когда он оказался далеко, они открыто восстали. Они не отваживались вступать с римлянами в открытое сражение, но занимали выгодные пункты на местности и снабжали их подземными ходами и стенами, с тем чтобы в том случае, если противник станет их одолевать, иметь убежища и скрытно сноситься друг с другом под землей, и на определенном расстоянии проделывали в этих подземных ходах лазы наружу, чтобы дать доступ воздуху и свету.

Поначалу римляне вовсе не обращали на них никакого внимания. Вскоре, однако, вся Иудея пришла в возбуждение, и иудеи волновались повсюду, собирались вместе и как тайком, так и в открытую выказывали великую враждебность римлянам; и многие другие иноземные народы из своекорыстных побуждений присоединялись к ним, и, можно сказать, весь мир в связи с этими событиями пришел в движение. Тогда только Адриан послал против них своих лучших полководцев, первым среди которых был Юлий Север, направленный против иудеев из Британии, где он был наместником. Север ни в одном месте не рискнул в открытую напасть на противников, видя их многочисленность и отчаянную решимость, но, рассекая их на отдельные части благодаря численности своих солдат и младших командиров, лишая их доступа к продовольствию и блокируя, он смог хотя и медленно, но без лишних опасностей истощить силы врагов, нанести им потери и подавить. Действительно, лишь очень немногие из них остались в живых. Пятьдесят из наиболее важных укреплений и девятьсот восемьдесят пять самых значимых деревень были стерты с лица земли, пятьсот восемьдесят тысяч человек были перебиты в стычках и сражениях (число же погибших от голода, болезней и огня не поддается подсчету). В итоге почти вся Иудея была превращена в безлюдную пустыню в точном соответствии с теми предзнаменованиями, которые были явлены им до войны. Действительно, гробница Соломона, которая почитается иудеями как святыня, сама по себе разрушилась и разом рухнула; в города их с воем вбегали в большом количестве волки и гиены. Впрочем, на этой войне немало погибло и римлян. Поэтому Адриан в письме сенату не использовал обычного для императоров приветствия, которое звучит так: «Если вы и ваши дети здоровы, хорошо; я и войско здоровы».
(Кассий - Римская история, книга LXIX, 12-14)

Так вот, иудеи восстали вновь, и восстание их всё разрасталось. Руф, правитель Иудеи, с войском, присланным ему в помощь императором, безжалостно, пользуясь их безумием, преследовал и уничтожал их десятками тысяч: мужчин, женщин, детей - всех заодно; всю страну их, по закону войны, поработил. Вождем иудеев был тогда человек по имени Варкохеба, что значит "звезда",- убийца и разбойник; он, ссылаясь на это имя, внушил рабам, будто он светило, спустившееся с неба, дабы чудом даровать им, замученным, свет. На восемнадцатом году правления Адриана война была в разгаре; осада Бетферы (это был очень укрепленный городок недалеко от Иерусалима) затянулась; мятежники гибли от голода и жажды и дошли до последней крайности. Виноватый в этом безумец понес достойное наказание; а по законодательному решению и распоряжению Адриана, всему народу запрещено было с того времени ногой ступать на землю в окрестностях Иерусалима; не разрешалось даже издали взглянуть на родные места. Это пишет Аристон из Пеллы. Так пришел в запустение город иудеев; никого не оставалось из старых жителей, и его заселил чужой народ; здесь возник потом римский город с другим именем: его назвали Элией в честь императора Элия Адриана. Тамошняя Церковь составилась тоже из язычников, и первым после епископов из обрезанных принял служение в ней Марк.
(Евсевий - Церковная История, книга 4)

Внимание восстанию уделено, разумеется, и в еврейских источниках. Вряд ли нижеприведённые отрывки следует понимать буквально, но процитировать тем не менее стоит. Заметим, что имя руководителя восстания в этих отрывках звучит как "Бен-Козиба", то есть "сын лжи"; мол, возлагавшиеся на него (в том числе и некоторыми мудрецами) надежды обернулись большими разочарованиями. Отметим также наезды на самаритян.

Существовал обычай: родится сын, сажали кедровое дерево, когда родится дочь, сажали акацию; когда дети эти вырастали и вступали в брак, срубали деревья и изготовляли из них шесты для венчального балдахина. Однажды через Бетар проезжала дочь императора, и сломалась ось в ее колеснице. слуги срубили первый попавшийся кедр и сделали новую ось. Напали на них иудеи и побили их. Донесли римляне императору: «Иудеи взбунтовались». Пошёл император на Бетар.

Предание от р. Иоханана:
- В числе римлян, нападавших на Бетар, одних «трубящих в трубы» было 80 тысяч человек. В Бетаре находился в то время Бен-Козиба. У него было 200 тысяч воинов, каждый с отрубленным толстым пальцем на руке. На вопрос старейшин: «Доколь ты будешь заставлять сынов израилевых увечить себя?» - Бен-Козиба ответил: «Каким же иным способом испытать их мужество?» На это старейшины сказали: «Кто верхом на лошади не сумеет на всем скаку вырвать с корнем кедр ливанский, того не принимай в ряды своего войска».
Бен-Козиба так и сделал, и оказалось у него два отряда воинов, прежних и вновь принятых, по двести тысяч в каждом. Но люди эти, выходя на бой, говорили:
- Пусть Он (Господь) нас не поддерживает, но пусть и не вредит нам.

Сам Бен-Козиба обладал такой силой, что пущенные в него с пращей камни он одним коленом отбрасывал обратно, убивая этим каждый раз множество неприятеля.
Увидя его, раби Акива сказал:
- Вог царь Мессия!
На что р. Иоханан бен Торефа ответил:
- Акива! Быльем порастут челюсти твои, пока еще Мессия придет.

Три с половиною года продолжалась осада Бетара Адрианом. В Бетаре жил в то время дядя Бен-Козибы, раби Елазар Модийский. Проводя все дни в посте и молитве, раби Елазар ежедневно взывал к Господу:
- Владыка мира! Да не совершится сегодня суд Твой над нами!
Адриан уже намеревался отступить от Бетара, как явился к нему некий самаритянин и, рассказав про р. Елазара, сказал:
- Государь! До тех пор, пока курица эта в пепле валяется, не взять тебе Бетара. Однако позволь мне, и я устрою так, что сегодня еще город будет в твоих руках.
Пробрался самаритянин в город и, застав р. Елазара погруженным в молитву, наклонился к нему, делая вид, будто шепчет ему что-то на ухо. Донесли Бен-Козибе: «Дядя твой р. Елазар намеревается предать округ этот Адриану». Послал Бен-Козиба за самаритянином.
- О чём говорил ты, - спросил он, - р. Елазару? Отвечал самаритянин так:
- Скажу, буду казнен императором; не скажу, буду убит тобою. Так лучше сам покончу с собою, но тайны, доверенной мне императором, не открою.
Эти слова убедили Бен-Козибу в том, что р. Елазар намеревался предать народ в руки Адриана. Велел Бен-Козиба привести р. Елазара.
- О чём, - встретил он р. Елазара вопросом, - говорил тебе тот самаритянин?
- Не знаю, - ответил р. Елазар, - о чем шептал он мне на ухо: я был погружен в молитву и ничего не расслышал.
- А что ты ответил ему?
- Ничего.
Разъярённый Бен-Козиба толкнул ногою р. Елазара с такой силой, что старик упал мертвый. В эту минуту раздался Голос: «Горе негодному пастуху, оставляющему стадо! Меч на руку его и на правый глаз его! Тобою, - продолжал Голос, - сокрушена мышца Израиля и ослеплен правый глаз его. Рука того, кем сделано это, совершенно иссохнет и правый глаз его совершенно потускнеет». Мера прегрешений исполнилась, - Бетар был взят и Бен-Козиба убит.

Принесли голову Бен-Козибы к Адриану.
- Кем убит он? - спросил император.
- Мною, - ответил один самаритянин.
- Иди и принеси тело его, - повелел Адриан. Когда тело было принесено, на убитом оказалась обвившаяся вокруг шеи змея.
- Нет, - сказал Адриан, - если бы не Господь убил этого человека, кто в силах был бы убить его?

Истребление бетарийцев продолжалось до тех пор, пока кровь их не стала литься через пороги домов, через кустарники, через края водостоков. Кони тонули в крови. Камни весом в сорок саа катило кровавым потоком. На протяжении четырёх верст окрашена была кровью вода морская. Виноградник был у Адриана, восемнадцати верст в квадрате, и повелел император поставить вокруг этого виноградника ограду из убитых бетарийцев, воспретив хоронить их. И лишь впоследствии, по приказу другого императора, трупы эти преданы были погребению. Предание гласит, что в продолжение 7 лет собирали урожай с напитанных иудейской кровью виноградников, обходясь без удобрения.
(wikisfera.net)

Итак, можно сказать что общее представление о восстании получено, восстанавливать же крупинкам подробности - задача не для скромного ЖЖиста; поэтому вернёмся к собственно Бейтару. Судя по керамике, поселение существовало с железного века. Возможно, некоторые фрагменты укреплений Бейтара были построены в самом начале римского периода, скажем при Ироде. Позднее эти фрагменты были встроены в городскую стену второго века. Стена, говорят археологи, была построена неаккуратно и неконсистентно, очевидно в спешке уже в ходе восстания. Площадь участка земли, окружённого стеной, порядка 40 дунамов; это указывает на население в одну-две тысячи человек, но трудно сказать, сколько народу сверх того могло укрыться в осаждённом Бейтаре. Перед южной стеной был выкопан ров. Имеем также остатки римской осадной стены и двух лагерей. Благодаря надписи, выбитой на камне неподалёку от местного источника, мы знаем, что в осаде участвовали легионы V Macedonica и XI Claudia. Среди находок Усишкина числятся шесть монет (от Селевкидов до Ирода); пара наконечников стрел; 38 каменей для пращи (диаметром от 5 до 9 сантиметров и массой от 100 до 650 грамм); фрагмент бронзового кольца и несколько других железяк; осколки стеклянных сосудов римского периода. Нет следов какой-либо деятельности после восстания.

К сожалению, многие из отмеченных ранними исследователями древностей были впоследствии повреждены из-за расширения деревни Батир (римские лагеря), обустройства на холме сельскохозяйственных террас, рытья иорданских траншей к югу от речки Рефаим, и даже израильские лесопосадки к северу от неё же зацепили участок римской осадной стены; жалуются также на активность "чёрных археологов".

План местности. Числами обозначены: 1 - руины Бейтара, 2 - источник, 3 - римская дорога Иерусалим - Газа, 4 - предполагаемое оригинальное место найденного где-то поблизости мильного камня, 5 - римские лагеря, 6 - римская осадная стена.



(Archaeological Soundings in Betar, Bar-Kochba’s Last Stronghold By David Ussishkin)

Городская стена:



(Archaeological Soundings in Betar, Bar-Kochba’s Last Stronghold By David Ussishkin)

Раскопки в зоне B; видны предположительно иродианские "камни с рамками":



(Archaeological Soundings in Betar, Bar-Kochba’s Last Stronghold By David Ussishkin)

Итак, от источника Эйн Хания движемся на запад:




Правее и ниже - речка Рефаим и железная дорога Тель Авив - Иерусалим:




И вот впереди появляется деревня Батир:




Здешняя железнодорожная станция была одной из первоначальных станций открытой в 1892-м линии Яффа-Иерусалим. Сейчас функционирует исключительно как разъездная, оригинальное здание исчезло с лица земли.




А это зачем ?




Чуть дальше вдоль железки такой вот реликт паровой эры - труба для наполнения водой паровозных котлов:




Воспетые Юнеско террасы Батира:







Станция и террасы в конце 19 века:



(Album de Terre Sainte, Paris, 1893)







На рубеже веков:




При мандате; видна "гибридная" 1050-мм/1435-мм колея:




Во время арабского восстания 1936-39 годов станцию подпалили:



(Коллекция Мэтсона)

Израильский поезд прибывает на станцию, 1949:




1950-e:




Ещё террасы, дата не указана:







Ещё немного вперёд, а затем вверх:




Снова террасы:




И наконец древность - здоровенный пресс:




Углубление для крепления рычагов ? Хотя виноград вроде топтали ногами, а на пресс для маслин непохоже:




Резервуары для отжатой жидкости:




janataha проводит культпросветработу:




Неподалёку от пресса - круглое углубление, диаметров примерно 30. Происхождение явно искусственное, но назначение, говорит janataha, не установлено. Мол есть мнение, что это ступа; проблема в том, что ступа из известняка - верный способ наесться мела...




Дальше будет финишный рывок через террасы:




В одной из оград террас - кусочек древней кладки:




Дальше:







Под ногами хрустит керамика:




И вот конечная остановка. Здесь когда-то были укрепления:







А теперь, похоже, мусорка:




Благо идти от деревни совсем недалеко:




Пара квадратов раскопок чуть поодаль:




Обратный путь:




Фотографии: в picasa web albums

ГугльМэп местности.

Ссылки:
Jewishvirtuallibrary.org
Archaeological Soundings in Betar, Bar-Kochba’s Last Stronghold By David Ussishkin
Dayan.tau.ac.il
Biblical researches in Palestine, and in the adjacent regions By Edward Robinson (1938)
Description géographique, historique et archéologique de la Palestine By Victor Guérin
Archaeological researches in Palestine during the years 1873-1874 By Charles Clermont-Ganneau
The survey of western Palestine By C.R. Conder, and H.H. Kitchener
Отчёт ЖЖ-юзера m-k
Отчёт ЖЖ-юзера lorien22

крепости, фотоотчёты, железные дороги

Previous post Next post
Up