Батир - арабская деревня в 8 км на юго-запад от Иерусалима. Расположена на высоте 680 м над уровнем моря на склоне холма, спускающегося к излучине потока Рефаим. (В арабском названии сохранилось древнее название - Бейтар.)
Впритык к западной части деревни возвышается холм (Тель-Бейтар), называющийся арабами Хирбет аль-яхуд («еврейские развалины»), где и находился древний Бейтар.
Бейтар известен, прежде всего, как последний оплот Бар-Кохвы (Бар-Кохбы) в антиримском восстании 132-135 гг. н.э. Склоны холма весьма круты и с трех сторон окружены излучиной потока Рефаим. Только с южной стороны холм соединен седловиной с отрогами Хевронских гор. С вершины открывается панорама западного хребта Иерусалимских гор и вид на русло потока Рефаим. Южную седловину пересекает защитный ров, прорытый, скорее всего, еще до восстания, в начале второго века н.э. Ныне на холме ведется активное арабское строительство, и остатков древних сооружений практически не видно…
Город Бейтар не упоминается в каноническом еврейском своде (масоретском) ТАНАХа, но в Септуагинте (переводе 70 толковников) встречается один раз, и соответственно, попадает и в церковно-славянский перевод (а далее, и в русский) в списке городов удела колена сынов Иуды (Иисус Навин 15:59). После греческого преобразования название города принимает, естественно, вот такой вид - Вефир.
В талмудической же литературе город упоминается неоднократно и с разными вариантами топонима: Бейтар, Бейт-Тар, Бейтрей, Бейтейр, Бетер (Вавилонский Талмуд: трактаты Санхедрин 95 и Гитин 58; Иерусалимский Талмуд: трактат Таанит 4).
Итак, в 132-135 гг. Бейтар становится центром грандиозного восстания против римской власти, которое возглавили Шимон Бар-Кузива (Бар-Кохва) и рабби Акива. В начале восстания, захлестнувшего всю Эрец-Исраэль, Бар-Кохве удалось одержать несколько серьезных побед и удерживать отвоеванные рубежи до тех пор, пока в страну не вошла армия Юлия Севера…
Последним укреплением повстанцев стал Бейтар, павший лишь после длительной осады и кровопролитного штурма. Из-за противоречивых отношений к повстанцам, содержащихся в Талмуде (одном из немногих источников, сообщающих о подробностях восстания) трудно восстановить объективную историческую картину: в тексте есть как восхваляющие восстание параграфы, так и параграфы, содержащие брань и ругань.
Восстание было подавлено жесточайшим образом:
«Восемьдесят тысяч воинов вошли в город Бейтар, когда он пал, и убивали мужчин, женщин и детей так, что ручей из их крови достиг большого моря» (Гитин, 57- а).
«Сорок сеа (мера объема; 1 сеа = 13 литров) изрубленных филактерий сняли с голов убитых в Бейтаре. Сказал рабби Янай рабби Ишмаэлю: три корзины с сорока, сорока сеа» (Гитин, 58-а).
Ряд сказаний, приводящихся в Талмуде, возвеличивает и восхваляет город:
«Четыреста синагог было в городе Бейтаре, и в каждой по четыреста учителей, и у каждого по четыреста учеников…» (Гитин, 58-а).
В Талмуде также упоминается, что в течение какого-то времени Синедрион (Санхедрин) заседал в Бейтаре.
Описание мощи и красоты Бейтара в талмудической литературе призвано усиливать ощущение горечи утраты при упоминании о падении города. В одном из преданий говорится о грехе Бар-Кохвы (здесь он назван Бен-Козиба - 1) «человек из Козивы»; 2) «сын лжи») и плохом отношении к собственному дяде как причине падения Бейтара. Приведем это сказание из агадического свода Х. Н. Бялика и И. Равницкого в переводе С.Фруга:
«Три с половиною года продолжалась осада Бетара Адрианом. В Бетаре жил в то время дядя Бен-Козибы, раби Елазар Модийский. Проводя все дни в посте и молитве, раби Елазар ежедневно взывал к Господу:
- Владыка мира! Да не совершится сегодня суд Твой над нами!
Адриан уже намеревался отступить от Бетара, как явился к нему некий самаритянин и, рассказав про р. Елазара, сказал:
- Государь! До тех пор, пока курица эта в пепле валяется, не взять тебе Бетара. Однако позволь мне, и я устрою так, что сегодня еще город будет в твоих руках.
Пробрался самаритянин в город и, застав р. Елазара погруженным в молитву, наклонился к нему, делая вид, будто шепчет ему что-то на ухо. Донесли Бен-Козибе: "Дядя твой р. Елазар намеревается предать округ этот Адриану". Послал Бен-Козиба за самаритянином.
- О чем говорил ты, - спросил он, - р. Елазару?
Отвечал самаритянин так:
- Скажу, буду казнен императором; не скажу, буду убит тобою. Так лучше сам покончу с собою, но тайны, доверенной мне императором, не открою.
Эти слова убедили Бен-Козибу в том, что р. Елазар намеревался предать народ в руки Адриана. Велел Бен-Козиба привести р. Елазара.
- О чем, - встретил он р. Елазара вопросом, - говорил тебе тот самаритянин?
- Не знаю, - ответил р. Елазар, - о чем шептал он мне на ухо: я был погружен в молитву и ничего не расслышал.
- А что ты ответил ему?
- Ничего.
Разъяренный Бен-Козиба толкнул ногою р. Елазара с такой силой, что старик упал мертвый. В эту минуту раздался Голос: "Горе негодному пастуху, оставляющему стадо! Меч на руку его и на правый глаз его! Тобою, - продолжал Голос, - сокрушена мышца Израиля и ослеплен правый глаз его. Рука того, кем сделано это, совершенно иссохнет и правый глаз его совершенно потускнеет".
Мера прегрешений исполнилась, - Бетар был взят и Бен-Козиба убит».
Предание также гласит, что Бейтар был разрушен из-за тележной оси:
«Существовал обычай: родится сын, сажали кедровое дерево, когда родится дочь, сажали акацию; когда дети эти вырастали и вступали в брак, срубали деревья и изготовляли из них шесты для венчального балдахина. Однажды через Бетар проезжала дочь императора, и сломалась ось в ее колеснице. слуги срубили первый попавшийся кедр и сделали новую ось. Напали на них иудеи и побили их. Донесли римляне императору: "Иудеи взбунтовались". Пошел император на Бетар».
И вот еще одно красочное описание в переводе Фруга (художественное преображение вышесказанного):
«Истребление бетарийцев продолжалось до тех пор, пока кровь их не стала литься через пороги домов, через кустарники, через края водостоков. Кони тонули в крови. Камни весом в сорок саа катило кровавым потоком. На протяжении четырех верст окрашена была кровью вода морская. Виноградник был у Адриана, восемнадцати верст в квадрате, и повелел император поставить вокруг этого виноградника ограду из убитых бетарийцев, воспретив хоронить их. И лишь впоследствии, по приказу другого императора, трупы эти преданы были погребению.
Предание гласит, что в продолжение семи лет собирали урожай с напитанных иудейской кровью виноградников, обходясь без удобрения».
Как уже говорилось, ныне почти ничего не сохранилось от крепости, кроме остатков башен, части крепостной стены и рва, засаженного фруктовыми деревьями. В выводах археологической инспекции в 1974 году существование большой крепости, описанной в Талмуде, не отрицается, но и не подтверждается. Посему серьезного исследования здесь проводить не стали, и холм был передан жителям Батира для дальнейшего заселения…
Еще недавно на вершине Хирбет аль-Яхуд можно было созерцать остатки римских сооружений, окруженных насыпными стенами, сторожевых башен и военных лагерей. Последние находились на вершинах ближайших гор на расстоянии около 4 км от Бейтара.
На склоне Тель-Бейтара, за пределами городских стен, находился источник, рядом с которым обнаружена надпись, выбитая на скале:
«Сотникам пятого Македонского легиона и одиннадцатого Клавдийского».
Мы подошли к Бейтару с северо-запада, протопав по руслу потока Духов, Привидений и Великанов (Рефаим) от моста Кобэй, куда спустились на автомобилях по лесной грунтовой дороге из Аминодава. И до чего же чудесно, друзья, прогуляться по зимнему лесу Иерусалимского взгорья! Правда, когда изумительными тропами тамплиеры вышли к современному Батиру, уши их начали сворачиваться в трубочку от призывов местных муэдзинов к джихаду… Исключительно по эстетическим соображениям деревню захватывать рыцари не стали и возрадовались на северном склоне Тель-Бейтара возле древних иудейских винодавилен.