Как же, знаю, - скажет при слове Ципори (а лучше - Ле Сафори) мало-мальски подкованный крестоносцефил. И смахнёт украдкой слезу, и помянет непечатным словом непоследовательного короля
Ги де Лузиньяна и неразумного тамплиера
Жерара де Ридфора. Так франкам и надо, - ответит ему крестоносцефоб, - сперва они испортили себе карму погромами, потом весь пар
второго крестового похода ушёл в свисток, ещё позже авантюрист
Рено де Шатильон зачем-то провоцировал Саладина при каждом удобном случае, а
Раймонд, граф Триполи, напротив, заключил с Саладином сепаратное перемирие... И поссорятся крестоносцефил с крестоносцефобом, и расфрендят друг друга, и забанят... впрочем, что-то меня занесло.
Согласно Талмуду, название Ципори было дано городу потому, что он сидит на вершине горы, подобно птице (ципор). Впервые мы узнаём о существовании Ципори от Флавия, описывающего события примерно 103 года до н.э.:
Но так как
Александр [вовремя] узнал о намерении
Птолемея, то и он собрал около пятидесяти тысяч воинов, а по данным у некоторых историков, даже восемьдесят тысяч, и с этой ратью двинулся на Птолемея. Тогда последний неожиданно напал на галилейский город Асохис {
Тель Ханатон}, взял его штурмом в одну из суббот и увел и унес оттуда около десяти тысяч пленных и значительную добычу. Попробовав сделать то же самое с городом Сепфорисом, отстоявшим недалеко от разрушенного Асохиса, он, однако, потерял здесь множество войска и [потому] пошел войной на Александра.
(
Иудейские древности 13:12)
В 57 проконсул
Авл Габиний сделал Ципори административным центром Галилеи:
Всю страну он разделил на пять округов с общественным управлением в каждом, а главными окружными городами были назначены: Иерусалим, Гадара, Амафос,
Иерихон и Сепфорис в Галилее.
(
Иудейская война 1:8)
Примерно в 38 Ирод выбил из города сторонников хасмонейской династии:
Сепфориса он достиг в сильную вьюгу и взял этот город без труда, так как при его приближении гарнизон бежал оттуда. Здесь он дал своим солдатам отдохнуть после перенесенной непогоды (жизненных продуктов найдено в городе в большом запасе) и выступил против разбойников в пещерах {
Арбель}, которые своими частыми набегами сделались для жителей страны таким же страшным бичом, как и настоящая война.
(
Иудейская война 1:16)
После смерти Ирода в городе случилась буза, быстро подавленная
римскими властями:
Дальше, в Сепфоре, в Галилее, Иуда-сын того Езекии, который некогда во главе разбойничьей шайки разорял страну, но был побежден царем Иродом, поднял на ноги довольно многочисленную толпу, ворвался в царские арсеналы, вооружил своих людей и нападал на тех, которые стремились к господству... Гай отбил назад всех ставших против него, покорил город Сепфору, предал его огню, а жителей продал в рабство.
(
Иудейская война 2)
Ирод Антипа восстановил город и нарёк его (в честь императора ?) Автократорис; что, впрочем, не помешало тому же Антипе в дальнейшем построить себе новую столицу -
Тверию. Когда свободолюбивый народ Галилеи, во главе с Флавием, поднялся на борьбу с римским игом... короче, начиналось всё неплохо:
только сепфорийцам он предоставил самим обустроить свои стены, так как он нашел их снабженными деньгами и вполне расположенными, по собственному побуждению, к войне.
(
Иудейская война 2:20)
Но сообразительные ципорийцы быстро смекнули, у кого дубинка больше:
В этом городе {Акко} его {Веспасиана} встречали мирно настроенные граждане Сепфориса из Галилеи. Они не заблуждались насчет своих собственных выгод и могущества римлян и еще до прибытия Веспасиана заключили оборонительный и наступательный союз с Цестием Галлом, получив от него гарнизон; теперь же, будучи благосклонно приняты полководцем, они объявили себя готовыми к участию в борьбе против своих соотечественников. По их же просьбе полководец дал им гарнизон из пехоты и всадников, достаточно сильный для того, чтобы выдержать могущие произойти нападения со стороны исступленных иудеев. Ибо потеря Сепфориса ему казалась не мало опасной для предстоящей войны, так как он был величайший город Галилеи, имел от природы хорошо защищенное положение и мог поэтому сделаться опорным пунктом для всей страны.
...
Иосиф, впрочем, сделал нападение на город и надеялся покорить его после того, как он сам до отпадения города от галилеян так сильно укрепил его, что даже римляне не могли бы взять его, разве только с большим трудом. Но по этой именно причине он ошибся в расчете: он увидел себя одинаково не в состоянии победить сепфорян ни силой, ни добрым словом.
(
Иудейская война 3)
Монеты 67-68 годов не только помечены именем Веспасиана, ещё раз подтверждая тем самым про-римскую позицию горожан, но и предоставляют ещё один вариант названия - Эйренополис-Нерониас-Сепфорис (тут и "город мира", и император Нерон...). В очередной раз римляне переименовали Ципори при Адриане, в в Диокейсарию (город бога и императора).
Ближе к концу второго века в Ципори переехал Синедрион во главе с
Иегудой а-Наси, и здесь появилась на свет
Мишна. Походя, при обсуждении законов, касающихся городских домов, Мишна сообщает, что "старая кастра" Ципори была обнесена стеной ещё во времени Иисуса Навина; источник информации, вестимо, неясен. В середине третьего века Синедрион отправился дальше, в Тверию. В 351 году Ципори стал центром
очередного антиримского восстания, которое власти в лице военачальника
Урсицина быстро подавили. Летописцы уверяют, что городу досталось:
А между тем диокесарийские Иудеи стали делать набеги на Палестину и соседние области. Взявшись за оружие, они не хотели повиноваться Римлянам; но кесарь Галл, живший тогда в Антиохии, узнав об этом, послал против них войско, которое разбило их, а Диокесарию разрушило до основания.
(
Созомен)
Галл подавил евреев, которые убили ночью солдат и захватили оружие для мятежа. Многие тысячи людей были убиты, даже невинные младенцы; и их города Диокейсария, Тверия и Диосполис {
Лод}, и много деревень, он предал огню.
(
Иероним)
Управление Парков, однако, с летописцами не соглашается, и специально отмечает, что город разрушен не был. Так или иначе, как будто мятежа было мало, через 12 лет матушка-природа порадовала
сильным землетрясением.
Первая информация о местных христианах относится к началу четвёртого века, когда Иосиф, перешедший в христианство еврей, получил от властей разрешение построить здесь церковь; впрочем, была ли эта церковь и в самом деле построена - неизвестно. До второй половины века Ципори оставался почти исключительно еврейским городом; в этом, во всяком скучае, уверяет нас
Феодорит. Со временем, однако, христианское присутствие стало достаточно значительным для того, чтобы Ципори обзавёлся епископом; в 518 этот пост занимал некто Марселлин. После захвата византийской Палестины мусульманами, Ципори (Сафурия) вошёл в состав провинции Иордан (Джунд Урдун).
К 12 веку от былого величия мало что осталось. Иоанн Фока характеризует франкский Ле Сафори (Le Saforie) как "город в Галилее почи без домов и без следов прежнего богатства"; а Вениамин Тудельский упоминает лишь многочисленные еврейские могилы, но, очевидно, не находит евреев среди современных ему жителей Ле Сафори:
Three parasangs further is Saffuriya or Sepphoris. Here are the graves of Rabbenu Hakkadosh {т.е. Иегуда а-Наси}, of Rabban Gamaliel, and of R. Chiya, who came up from Babylon, also of Jonah the son of Amittai; they are all buried in the mountain. Many other Jewish graves are here. Теодорих (1169-72) называет Ла Сефори укреплённым городом, но пока что единственное имеющееся укрепление - башня на вершине холма. Судя по летописи 13 века, укрепление (castrum Saphorie) принадлежало королю.
Франкские армии часто разбивали лагерь около Ципори; причиной были, вероятно, близость к важным дорогам и наличие поблизости источника воды, способного напоить целое войско (Эйнот Ципори, километрах в двух к югу). Именно в Ципори 2 июля 1187, пока Саладин штурмовал Тверию, лидеры крестоносцев собрались на военный совет - решать, следует ли идти на помощь или оставаться на месте. Некоторые, notably вышеупомянутый Раймонд, по совместительству лорд Тверии, выступили за второй вариант. Но в конце концов магистр тамплиеров де Ридфор уговорил-таки короля выступить утром 3 июля на восток, за чем последовало
катастрофическое поражение при Гаттине. Вопрос, что было бы, прояви франки осторожность - разумеется, из области альтернативной истории, но во всяком случае если бы Саладин атаковал Ципори, ему пришлось бы иметь дело с свежей, а не усталой и страдающей от жажды, армией. А уж заслужили крестоносцы свою долю или нет - это и вовсе не в моей компетенции...
Франки вернули Ле Сафори дипломатическим путём в 1241. Луи IX останавливался здесь в 1251. В 1255 деревня упоминается как принадлежащая епископу Назарета. Некоторые книги "передают" Ципори тамплиерам, но Прингл настаивает, что в документе, на который ссылаются означенные книги, значится Ле Саффран (
Шфарам). Мамлюки захватили Ципори между 1263 и 1266, и Ле Сафори снова стал Сафурией. Деревня фигурирует в османских документах от 1572 (в связи с какой-то бузой устоенной "фракцией" кайс) и 1596.
В восемнадцатом веке, при бедуинском правителе Галилеи
Захире аль-Омаре, построенная крестоносцами башня была восстановлена. Около 1900 башню ещё раз отремонтировали и приспособили под деревенскую школу. К 1948, население деревни достигло 4000 человек. Моррис пишет, что Сафурия участвовала в волнениях 1936-39 и поддерживала
Каукджи в 1948. Деревня была занята АОИ в ходе
операции Декель. Жители бежали; порядка 500 оставшихся или вернувшихся были депортированы в начале 1949. Многие перебрались в близлежащий Назарет.
Итак, франкская башня. Квадратная, со стороной 15 м, толщина стен 3.75 м. Строители охотно применяли античные саркофаги. Верхняя часть здания и дверь - работа аль Омара. В 1994 укрепление было "изуродовано неисторичной реставрацией" (Прингл).
Такой башню увидели британцы примерно в 1875:
После ремонта, фотография из
архива Кресвелла:
И сейчас:
Внутри бедненько, но чистенько:
Резервуар:
В стене слева от входа - лестница на второй этаж:
На втором этаже расположился небольшой музей:
Дальше лестница ведёт на крышу, откуда открывается вид на руины жилых кварталов античного Ципори, на бетонную коробку, защищающую от воздействия стихий нашу галилейскую Мону Лизу, на римский театр... но о прочих достопримечательностях национального парка
в другой раз, и
в третий... Если же бросить взгляд примерно на запад - можно увидеть, уже за пределами парка, дом с красной черепичной крышей. Нижеследующая фотография сделана, судя по всему, не с башни, но дом тот самый:
Желающему добратья до дома с красной крышей придётся почти до самого 75-го шоссе, свернуть в мошав Ципори и двигаться вперёд, пока слева не покажется указатель на "
Istituto Educativo di S Anna" (что без всякого словаря легко переводится как "Образовательное учреждение св. Анны"). Учреждение, очевидно, располагается за этими вот серыми воротами с надписью "Сёстры св. Анны":
Ворота заперты, но зато открыта калитка слева от них, и за калиткой виднеется что-то интересное, при ближайшем рассмотрении оказывающееся франкской церковью:
Согласно традиции, церковь построена на месте дома, где жили родители
Марии,
св. Иоаким и
св. Анна. Следы традиции, связывающей Марию с Ципори, впервые отмечаются в шестом веке. Пилигрим из Пьяченцы, посетивший город в 570,
сообщает:
Мы прибыли в пределы Галилеи, в город, называемый Диокесария, в котором мы поклонились - как нам говорили - кувшину и корзинке святой Марии. В этом месте было и седалище, на котором она сидела,
когда пришел к ней ангел.
Однако же первое свидетельство, согласно которому церковь в Ципори есть дом Иоакима, относится к 14 веку, заметно позже строительства церкви. Так что неочевидно, была ли эта традиция известна строителям, а если нет - что они имели в виду...
Результаты раскопок (Fr Prosper Viaud, 1909) говорят о том, что церковь построена на месте синагоги с мозаичным полом, предположительно третьего-четвёртого веков. За синагогой, возможно, последовала византийская церковь (судя по найденной капители с крестом и греческой надпистью
touto nika), и только потом - наш объект. В 1841 церковь приобрели францисканцы; в 1879 они расчистили внутреннее пространство церкви от занимавших его жилых домов, отгородили часовню в восточном конце северного нефа и построили ещё один этаж, использовавшийся как гостиница.
Церковь была трёхнефной базиликой, построенной из известняка; один из нефов ещё стоял в 1801, но до нашего времени дожила только восточная оконечность здания. Общая ширина здания 21.9 м, из которых по 2.2 м приходится на стены, 4.4 м на центральный неф, 3.6 м и 3.4 м на боковые нефы. О длине судить сложно; если построенный францисканцами забор точно следует контурам здания, то получаем 36.6 м. Северный неф вместо полукруглой ниши завершался квадратной часовней. За нишей южного нефа "прячется" квадратная ризница, попасть в которую можно сбоку, из ниши центрального нефа..
Такой церковь предстала глазам Китченера в 1875, т.е. ещё до ремонта:
(from The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: L-Z By Denys Pringle)
Такой -
Кресвеллу после ремонта:
А такой её увидел я:
Здесь были францисканцы:
За последние сто лет мало что изменилось:
Среди прочих обломков можно обнаружить оссуарий:
И, вроде, часть двери, некогда закрывавшей вход в могилу ?
Если же проехать весь мошав насквозь, то можно добраться до мавзолея. Согласно традиции, в мавзолее похоронен Иегуда а-Наси; именно ли это строение имел в виду Вениамин из Туделы, теперь уже не скажешь... Поскольку по другим данным р. Иегуда покоится в
Бейт Шеарим, появилась ещё одна версия - мавзолей принадлежит его внуку, тоже
Иегуде:
И ещё раз - дом с красной крышей:
Фотографии: в
picasa web albums ГугльМэп местности.
Ссылки:
The Holy Land: an Oxford archaeological guide By Jerome Murphy-O'ConnorThe myth of a Gentile Galilee By Mark A. ChanceyStudies in the history and traditions of Sepphoris By Stuart S. MillerThe Cambridge History of Judaism: The late Roman-Rabbinic period By William David Davies, Louis Finkelstein, Steven T. KatzJews and Christians in the Holy Land: Palestine in the fourth century By Günter Stembergerמדריך ישראל החדשSecular Buildings of the Crusader Kingdom of Jerusalem By Denys Pringle
The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: L-Z (exluding Tyre) By Denys PringleGod's Warriors: Knights Templar, Saracens and the Battle for Jerusalem By Helen Nicholson, David NicolleSaladin and the fall of Jerusalem By Geoffrey ReganA Gazetteer of Buildings in Muslim Palestine (1) By Andrew PetersenPalestine under the Moslems By Guy Le StrangeThe birth of the Palestinian refugee problem revisited By Benny MorrisBeyond the basilica: Christians and Muslims in Nazareth By Chad Fife EmmettLater biblical researches in Palestine and the adjacent regions : a journal of travels in the year 1852 By Edward RobinsonBiblewalks.comОтчёт ЖЖ-юзера
yozhik_ Отчёт ЖЖ-юзера
alldubin Отчёт ЖЖ-юзера
dona-anna Отчёт ЖЖ-юзера
sharel