Предметом особой заботы античных (да и не только античных) градостроителей было водное хозяйство. Хорошо если город стоит на берегу реки или озера, если на вменяемой глубине обнаруживается водоносный слой, если хляби небесные радуют регулярными и достаточно обильными дождями... Что же делать, если реки-озера под рукой не оказалось, хляби небесные с грехом пополам функционируют только зимой, а пить народ всё равно хочет ? На этот случай человечество изобрело водоводы-акведуки, а рабы Рима научились строить их в достаточном количестве и по всем правилам инженерного дела.
Разбираться с системой водоснабжения
античного Ципори начали ещё сотрудники PEF в 1872, продолжил Уотерман в 1931, и наконец Цвика Цук из Управления Парков, изучив в 1975-91 местность, нарисовал такую схему:
Ципорийский водовод использовал источники в горах к юго-востоку от города. Одна ветка шла от источников Генона и Амитай, юго-восточнее современной деревни
Машхад, другая от источника Кана около деревни
Рейна. Цук датирует машхадский акведук первым веком нашей эры, рейнский - вторым; источники подтверждают наличие акведука во втором веке.
Рейнская ветка пересекала долину
ручья Ципори по стометровому мосту, после чего оба водовода соединялись к востоку от города. Вскоре, впрочем, акведук снова разделялся на два канала. Северный доходил до прямоугольного (21 на 14.5 м) открытого резервуара. По южному каналу вода попадала в другой резервуар, являющийся основным объектом данного постинга. Этот "основной" резервуар - 250-метровая "пещера", вырубленная в известняковой скале во втором веке; глубина пещеры до 10 метров, ширина в среднем 3 метра, объём - 4300 кубометров. Из резервуара водовод шёл дальше на запад; следы его теряются в 400 метрах к востоку от города. Во всяком случае очевидно, что акведук не мог снабжать водой акрополь; т.е примерно 20% горожан приходилось всё же копить в "личных" цистернах дождевую воду... ну или таскать вёдрами...
Предполагается, что система водоводов Ципори прекратила работать вскоре после захвата византийской Палестины мусульманами (7 век).
Вышеупомянутый "северный" резервуар. В 2018-м его
раскапывал Цвика Цук, главный археолог Управления Парков, датировал его ориентировочно началом третьего века и нашёл в слое штукатурки на дне 5-сантиметрового бронзового бычка.
И ещё один, рядом:
Стоп, - скажет внимательный читатель. А как же мельком упомянутый в позапрошлом постинге источник, где разживались водой разбивавшие лагерь в Ле Сафори армии крестоносцев ? Ведь не в Машхаде же и не в Рейне ? И то верно. Источник под названием Эйнот Ципори расположен в паре километров к югу от города; примерно там, где теперь расходятся дороги в мошав и в национальный парк. Современные измерения показали, что источник даёт от 0.6 до 1.2 миллиона кубометров в год. Иными словами, за пару дней он наполнил бы до краёв вышеописанный резервуар. Но к несчастью, источник расположен ниже города, поэтому вписать его в систему водоснабжения было довольно проблематично.
В 19 веке источник был известен среди окрестных арабов как Эйн аль-кастель, видимо из-за построенной над ним круглой "башенки" диаметром 6 метров. Когда несколько лет назад
Яаков Шарвит (отдел морской археологии Управления Древностей) сотоварищи нацепили водолазные костюмы и полезли в источник, они, собственно, намеревались выяснить, кто и когда посторил эту фигню. Под предположительно османской башенкой со следами
антилии обнаружился римский резервуар, но это полдела. Вторая половина... признаться, я на всякий случай перепроверил, не в апрельском ли номере "בשביל הארץ" напечатана статья Шарвита. Оказалось нет, не в апрельском. В общем... археологи пришли к выводу, что источника "Эйнот Ципори" не существует в природе. Вода же поступает в резервуар по водоводу, берущему начало южнее, по другую сторону 79-го шоссе. Водовод проследили до промежуточного резервуара (на территории мандатной насосной станции, примерно 150 метров к югу), но во всяком случае на момент написания статьи настоящий исток не был обнаружен.
Ручеёк не слишком впечатляет... надо было, наверное, зимой приехать...
Фотографии: в
picasa web albums ГугльМэп местности.
Ссылки:
The Aqueducts to Sepphoris By Tsvika Tsuk (from Galilee through the centuries: confluence of cultures)
סוד המעיין - יעקב שרביט (
בשביל הארץ - גיליון 31)
Hadashot Arkheologiyot 117 Отчёт ЖЖ юзера
ramires10