Античный
Шфарам известен нам благодаря тому, что во втором веке там какое-то время располагался Синедрион, после Уши и перед
Бейт Шеарим. В византийский период объект был по крайней мере частично христианским, чему свидетельством погребальные пещеры с крестами (о которых
в другой раз). Крестоносцы, как водится, переиначивали название различными способами (Le Saffran/Sapharanum/Castrum Zafetanum/Cafram). Полагают, что неназванный пилигримом
Теодерихом "мощный замок тамплиеров между Ципори и Акко" (1169-72) - тоже Шфарам; археологи, впрочем, замок пока не обнаружили. Заодно франки построили по меньшей мере одну церковь - Иоанна и Иакова - точное местонахождение которой, опять же, неизвестно. Мусульмане под началом Таки ад-Дина заняли объект 7 июля 1187, через несколько дней после победы при Гаттине. Во время осады франками Акко, Саладин время от времени устраивал лагерь в Шфараме или окрестностях; пишут, что именно в Шфараме, в крепости или башне, проживал султан в тот момент, когда Акко наконец-то сдался западным варварам (июль 1191). В 1229 сарацины вернули селение Фридриху II; к 1250 объект снова был в собственности тамплиеров. Шфарам оставался за франками по соглашениям 1272 и 1283 года, и вероятно достался мамлюкам только в 1291, в ходе решающего наступления на Акко.
Современное арабское название города - Шафа Амр, буквально что-то вроде "выздровление Амра". Различные варианты легенды связывают это название с полководцем 7-го века
Амром ибн аль-Асом (иногда
обзывая его соратником Саладина) или с полунезависимым бедуинским правителем Галилеи в 18-м веке
Захиром (Дагером/Тахером итп) аль-Омаром. Мол, либо тот, либо другой испил водицы из местного источника и чудесным образом исцелился от какой-то хвори. Известный османский список от 1596 содержит Шфарам (интересно, под каким наименованием) как деревню в 91 дом, жители которой кормятся разведением коз и пчёл и "случайными заработками". Другой документ (1573) упоминает деревню в числе нескольких взбунтовавшихся против властей.
В 18-м веке объект принадлежал семье уже упомянутого Захира аль-Омара - сперва его дяде Али Зайдани, потом (1740-какой-то) брату Усману. После смерти Захира (1775), новый начальник Галилеи Ахмед Джеззар сперва оставил Шфарам прежнему владельцу, и даже местную крепость не стал разрушать (последнее, мол, вопреки прямому указанию из Стамбула); но несколько лет сустя всё же сменил Усмана на некоего Ибрагима абу Калуша. В этот период деревня процветала, главным образом благодаря выращиванию хлопка. Сто лет спустя Кондер и Китченер описывают Шфарам как "город, разделённый на кварталы, с мечетью и базаром"; к концу века появились почта и телеграф. Население к тому моменту составляло порядка 2.5 тысяч человек - частично христиан различных конфессий, частично мусульман, частично друзов и совсем немного евреев. Евреи, видимо, снова поселились в Шфараме в начале османского периода; пишут, что последняя еврейская семья покинула город в 1920, в связи с
волной беспорядков.
Весной 1948-го Шфарам служил базой друзского батальона
Арабской Освободительной Армии, насчитывавшего около 500 бойцов под началом Шакиба Вахаба, капитана сирийской армии и ветерана
друзского восстания 1925-го года. В середине апреля батальон принимал участие в
боях в районе Рамат Йоханан, и вроде бы хорошо себя проявил, однако бои всё же завершились победой Хаганы. Вскоре друзские офицеры приступили к переговорам с евреями, и к концу мая батальон развалился; комбат с немногими оставшимися ушёл в Ливан. 14 июля, в ходе
операции Декель, к Шфараму подступили подразделения 7-й бригады. Из частей Освободительной Армии в городе оказался только взвод числом 30 человек, из батальона Хиттин. Когда оказалось, что местные друзы не горят желанием сражаться, взвод отступил.
...Итак, османская крепость в центре Шфарама. Вроде бы построена Усманом в 1760-е; утверждается, что когда-то там была надпись, указывающая на 1768-69. По другим данным, примерно в 1740 в Шфараме уже была крепость; впрочем, одно другому не мешает. Логичным представляется искать здесь же следы тамплиеров. Слегка копнувшему десять лет назад западную часть крепости Дани Сиону
ничего подобного вроде не попадалось, но может если углубить и расшитить... В 1880-е крепость была переоборудована под административные нужды. При британцах здесь располагалась полиция, а двор был отдан под сквер местной школе. Ныне, как и прочие бывшие турецкие административные здания, сооружение известно как "сарайя". Выигрышнее всего оно смотрится издали, из южных кварталов:
Вблизи, с юго-востока:
С юга:
С юго-запада:
С запада:
Вход должен быть с северо-востока, посредством вон той лестницы... но там наверху запертая калитка:
Фото через калитку:
Много лет спустя на
экскурсии с
nehag-sus мы таки прошли по боковой улочке в нижнюю часть крепости:
Заходим во внутренний двор:
Южная стена:
Нам туда:
Теперь туда:
И туда:
Можно пробраться в соседнее помещение, но я ограничился фотографией через лаз:
Немного города:
Результаты набега на фотоархивы. Шфар'ам примерно в 1910:
(
wiki)
Крепость, примерно 1930:
(
wiki)
1945:
(Central Zionist Archive)
Без даты:
(Яд Бен-Цви)
(Яд Бен-Цви)
Фотографии: в
wikimedia commons ГугльМэп местности.
Ссылки:
The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus: Volume 2, L-Z By Denys PringleA Gazetteer of Buildings in Muslim Palestine By Andrew PetersenThe survey of western Palestine By C.R. Conder, H.H. KitchenerWar in Palestine, 1948: Strategy and Diplomacy By David Tal
p 96,
p 337Электронная Еврейская ЭнциклопедияRslissak.comBiblewalks Отчёт ЖЖ юзера
superglaz Отчёт ЖЖ юзера
michk Отчёт ЖЖ юзера
lorien22