В южной части
Шфарама праздношатающемуся-с-фотоаппаратом вроде меня тоже есть чем поживиться. Например, сторожевой башней, называемой эль-Бурдж. По словам Кондера, когда-то таких башен было четыре, но до его визита дожила только одна.
Внутри:
Ещё одна интереснисть - византийские погребальные пещеры. Пять пещер выстрились в ряд вдоль непримечательной вроде бы улочки; в статье Мааян-Фанар они пронумерованы от 1 (восточная) до 5; ходили, мол, слухи про шестую, с сокровищами, но её пока не нашли (или нашли, но не признаются). Внутри все пещеры (кроме незавершённой 4-й) состоят из единственного помещения с тремя нишами, каждая на одну могилу (т.н.
arcosolia tombs); зато заказчики трёх нечётных пожелали резные излишества. Основываясь на стиле и мотивах, Мааян-Фанар датирует объекты 4-м/5-м веками. Оформление недвусмысленно говорит о том, что могилы христианские; но кое-где автор усматривает еврейские и языческие мотивы.
В этот кадр попали первая (на переднем плане) и вторая (соответственно та, что едва виднеется на заднем):
Первая, с крестом и птичками:
Вторая, скромная:
Дальше на запад по той же улице - третья, нарядная; опять же с крестом и птичками, но и массой всяких других разностей:
Тут же, во дворе, незаконченная четвёртая:
И ещё через несколько метров - пятая, похожая на третью:
В отличие от других пещер, она украшена и изнутри:
Статья говорит, что хотя внешнее оформление похоже на третью, но судя по стилю более раннее; где-то должна быть надпись "Господь Христос, спаси Салл... (Саула ?) и смилостивься надо мной и моими детьми".
Шфарамская пещерная живность на рисунке из The survey of western Palestine:
Напротив - современная, скажем так, часовня под открытым небом:
И небольшая пещера:
Продолжая кладбищенскую тематику - одна пещера к югу от 79-го шоссе рассматривается некоторыми евреями как могила еврейского мудреца 2-го века по имени
Иегуда бен Баба. В Талмуде он считается
почти образцовым праведником; в частности говорится, что если сказано "это случилось с одним праведником", имеется в виду или Иегуда бен Бава, или Иегуда бен Илай. Также согласно Талмуду, Иегуда бен Бава был казнён (очевидно римлянами после восстания Бар Кохбы) за возведение пятерых в звание раввина:
Однажды злодеи-правители приняли закон против евреев: каждый, кто посвящает должен быть убит, и каждый, кого посвящают должен быть убит, и город, в котором посвящают, должен быть разрушен и "тхум" (субботняя территория) на котором посвящают должен быть сровнен с землей. Рабби Иехуда бен Бава сделал так: пошел и сел между двумя большими горами между двумя большими городами, между двумя субботним территориями, между Ушей и Шфарамом и посвятил там пять мудрецов, вот их имена: рабби Меир и рабби Иехуда и рабби Шимон и рабби Иосе и рабби Элеазар бен Шамуа. Рав Ивья добавляет, что среди них был и рабби Нехемия. Поскольку их враги узнали о них, сказал им: "сыны мои, бегите". Сказали ему: "рабби, что будет с тобой ?" Сказал им: "вот я лежу перед ними, как камень, который невозможно перевернуть [т.е. не могу убежать]". Сказали: не ушли [враги] оттуда пока не воткнули в него триста копий и не сделали его подобным решету.
(Вавилонский Талмуд, Санедрин 14а,
via)
Если верить
интернету, могилу обнаружил в конце 20 века житель Кирьят Ата Шалом Бен-Давид.
Справа - могилы неуказанных учеников:
Также к югу от 79-го шоссе, на холме - недостроенная мечеть:
Фотографии: в
wikimedia commons ГугльМэп местности.
Ссылки:
Unknown Early Christian Tombs in Shefaram By Emma Maayan-FanarA Gazetteer of Buildings in Muslim Palestine By Andrew PetersenThe survey of western Palestine By C.R. Conder, H.H. Kitchener
p 271,
p 338Biblewalks