(no subject)

Jul 30, 2012 21:21




Изучающий мой трактат! Знай, что вера есть не понятие выражаемое словесно, но понятие, представляемое в душе, при наличии удостоверенности, что оно таково, каким представляется. Ведь если бы ты принадлежал к тем, кто довольствуется пересказом вслух воззрений - истинных или считающихся истинными, не представляя себе их смысла и не убеждаясь в них, не говоря уже о том, чтобы искать в них достоверности, [вера] была бы для тебя делом очень простым; по этой причине можно встретить множество глупцов, придерживающихся верований, смысла которых они ни в коей мере не представляют себе.
Маймонид, МН1:50 (пер. Шнейдера)

Рациональная вера состоит в вынесении суждения на основе беспристрастной оценки данных опыта.

Таким образом, РВ опирается, с одной стороны, на эмпирические знания: для оценки данных опыта нужно эти данные знать и уметь анализировать/интерпретировать. С другой стороны, РВ опирается на свободный выбор, т. е. собственно акт веры. В приведенном определении этой составляющей может быть не видно непосредственно. Она - в беспристрастности, которая здесь является ключевым условием. Беспристрастность означает (1) априорную - до вынесения суждения - веру в эмпирическую возможность того, что утверждение, внесенное на суд выбора, истинно. Беспристрастность означает также (2) априорную веру в эмпирическую возможность того, что это утверждение ложно. (A posteriori, т. е. после вынесения суждения за истинность рассматриваемого утверждения, в условии (2) остается только чисто метафизическая возможность.)

Будем предполагать, что доказательное знание по рассматриваемому утверждению - предмету веры - отсутствует. Тогда при нарушении условия (1) имеет место иррациональное неверие ("этого не может быть, потому что этого не может быть никогда"), а при нарушении условия (2) - иррациональная вера.

Но дихотомия рациональной и иррациональной веры - результат идеализации, рассмотрения крайних случаев. Обычно же беспристрастность не является абсолютной или абсолютно отсутствующей, и в качестве одной из компонент веры может входить, с бОльшим или меньшим весом, нечто вроде Pascal's wager (ссылка отсюда), представляющий собой относительно легкий случай иррациональной веры (выбор не свободный, а под давлением: "если ошибусь в ту сторону, потеряю большее благо, чем если ошибусь в эту").

В проведенном по этой ссылке анализе рассматривается утверждение: Тора - с Небес; приведены два подхода, из которых первый отвергается, а второй принимается. Уточняя категории, с которыми оперирует автор (упрощая: с Небес по доверию к традиции или необходимо с Небес, см. также дискуссию - но ее много!), можно отождествить первый из рассматриваемых подходов с иррациональной верой и второй с РВ.

К этому можно попробовать добавить, что утверждение "Тора с Небес" и родственные ему обладают тем свойством, что достаточно всерьез поверить в их эмпирическую возможность, и опыт топит сомнения, заливая их своими данными как волной.
Previous post Next post
Up