10 лет в системе Сатурна

Jun 28, 2014 17:28

Оригинал взят у kiri2ll в 10 лет в системе Сатурна
30 июня исполняется ровно 10 лет с момента прибытия аппарата “Кассини”, на борту которого находился также европейский зонд “Гюйгенс”, к самой красивой планете Солнечной системы.

С тех пор “Кассини” передал нам массу данных о газовом гиганте, ответив на ряд старых вопросов и вместе с тем породив ряд новых. Мы немного приоткрыли завесу тайны над Титаном, где как оказалось, существуют свои углеводоемы. Фактически заново открыли Энцелад, который оказался одним из самых геологически активных тел Солнечной системы, под поверхностью которого скрывается океан. Во всех подробностях рассмотрели сложную структуру колец Сатурна и их взаимодействие с его спутниками - и даже увидели формирование одного из них. Рассмотрели многие атмосферные образования вроде Большого белого пятна и знаменитого шестиугольника Сатурна, и оглянувшись назад, даже рассмотрели нашу родную планету.

Разумеется, невозможно в двух словах передать все достижения “Кассини” - но тем не менее, вот небольшая картинка, показывающая основные вехи из богатой истории аппарата.



Разумеется, эти числа не возникли из воздуха. Идея запустить отдельную миссию к Сатурну витала в воздухе еще с начала 80-х, после полетов "Вояджеров", которые значительно подогрели интерес к планете. К тому же, ученые надеялись наконец сделать то, что не удалось “Воджеру-1”  - все же заглянуть под вечно закрытую дымкой поверхность Титана, ради пролета которого NASA отказалось от возможности направить аппарат  к Плутону.

Миссия несколько раз находился на грани отмены из за своей немалой стоимости, которая в итоге превысила 3 миллиарда долларов. Кроме того, даже после постройки аппарата в его судьбу чуть не вмешались активисты экологических движений, которые подали в суд с требованием запретить его запуск по причине нахождения на нем плутония.

Путь зонда к Сатурну начался в 1997 году и растянулся на 7 лет. Чтобы выйти на его орбиту, “Кассини” пришлось двигаться по весьма извилистой траектории: вначале он дважды пролетел Венеру, затем вернулся к Земле, а потом совершил гравитационный маневр вблизи Юпитера.

Сама миссия была номинально рассчитана на 4 года, но с тех пор уже продлевалась трижды. Конструкторы учли многочисленные проблемы, возникшие у аппарата “Галилео”, и постарались сделать все, чтобы “Кассини” работал без сбоев, продублировав все его системы и заменив все его возможные механические компоненты электроникой. Этот подход себя полностью оправдал, ибо и поcле 17 лет после запуска “Кассини” работает как часы.

Питается аппарат от трех радиоизотопных генераторов, содержавших в себе 33 килограмма путония-238. Их мощность на момент старта составляла 878 ватт,  к 2010 году она уменьшилась до 670 ватт из-за полураспада плутония и деградации термопар. Сейчас,  их мощность уменьшается примерно на 9 ватт каждый год. Тем не менее, запасов энергии хватит “Кассини” еще надолго. Одна из его запасных плутониевых генераторов был позже установлен на аппарате “Новые горизонты” который сейчас движется на встречу с Плутоном.

Куда раньше, чем энергия, у “Кассини” закончится топливо. На аппарате установлены два реактивных двигателя, необходимых для основных маневров, а также 16 двигателей малой тяги, используемых для стабилизации аппарата, и малых орбитальных маневров. Двигатели малой тяги используют гидразин: на момент старта Кассини имел 132 килограмма гидразина, к 2010 году это количество сократилось до 68 килограмм. Основные двигатель использует смесь из двух видов топлива: метилгидразина (его запас на момент старта составлял 1131 килограмм) и тетраоксида диазота (1869 килограмм). Большая часть этих запасов была использована аппаратом на пути к Сатурну, по состоянию на 2010 год, у Кассини оставалось еще 76 килограмм метилгидразина и 126 килограмма тетраоксида диазота (сейчас, разумеется, еще меньше). Предполагается, что этих остатков хватит “Кассини” как минимум еще на 3-4 года.



Срок нынешней продленной миссии истекает в сентябре 2017 году, и будет ли она продлеваться вновь зависит главным образом от того, сколько топлива к тому моменту останется у “Кассини”. Когда его запасы подойдут к концу, "Кассини" по всей видимости ждет судьба "Галилео", который был направлен в недра Юпитера чтобы избежать потенциального будущего заражения земными микроорганизмами его лун.

Лично я за эти 10 лет так привык к регулярным свежим новостям из системы Сатурна и постоянному потоку его отличных фотографий, что мне будет весьма непривычно лишиться их. Надеюсь лишь, что перерыв между окончанием работы “Кассини” и новыми сатурнианскими миссиями не будет слишком большим.

кассини, космос, Астрономия

Previous post Next post
Up