Горная фантазия равнинных обитателей-5 (часть I)

Oct 12, 2016 23:19

ЗАПОЗДАЛОЕ ПОСВЯЩЕНИЕ.

Мои «Горные фантазии…» №1, №2, №3, №4 и нынешняя №5 вкупе складываются в монументальный труд, не дотягивающий до серьёзных академических исследований разве что из-за фривольности изложения. В принципе, гордиться уже есть чем. И, думаю, не стыдно посвятить имеющиеся главы «Горной фантазии равнинных обитателей» и те, которые возможно будут написаны в дальнейшем, человеку, который, будь он жив, гордился бы сейчас моим трудом не меньше, чем я сам, а, может быть, и больше. Я никогда не упоминал ни его имени, ни роли его в моей судьбе. По одной простой причине - мне стыдно! Тридцать лет прошло, а мне до сих пор мучительно стыдно перед ним потому, что я его предал. И поздно рассчитывать на прощение, и шаг мой запоздал, и он, всё-равно, не увидит этих строк, но…

Анатолию Никаноровичу Мартынкину,
моему школьному учителю истории
от его самого большого разочарования.

Вы были правы, Анатолий Никанорович, время, действительно, расставило всё на свои места. Тогда я предал не Вас - я предал себя. И наказал. Не став историком, я не просто растоптал Ваши на меня надежды, а добровольно отрёкся от любимого дела, к которому лежала душа и имелись способности. Как результат - жизнь растранжирена на обрыдлую и бесцветную суету. А история, как была, так и осталась единственным моим занятием, которому я, в ущерб сну и прочим мирским радостям, отдаюсь всецело и самозабвенно.

А теперь эпиграф:

The sun is sleeping quietly
Once upon a century
Wistful oceans calm and red
Ardent caresses laid to rest

For my dreams I hold my life
For wishes I behold my night
The truth at the end of time
Losing faith makes a crime

«Nightwish» «Sleeping Sun»

КОГДА ВОДА ВСЕМИРНОГО ПОТОПА…

В те, теперь уже легендарные времена, когда детство моё незаметно разминулось с отрочеством, в классе, кажется, седьмом или восьмом, отяготили меня общественной нагрузкой - заведовать атеистической пропагандой. Советская педагогика следила не только за успеваемостью и посещаемостью своих подопытных, но и за их - точнее, нашим - досугом. Вернее, за тем, чтобы досуга не было. А для этого и изобретались бессмысленные и бестолковые должности типа «зелёного патруля» или «атеистического сектора».

Лучшего места, чем атеистический сектор для того, чтобы пооттачивать мастерство громить в пух убогие совковские антиклерикальные эскапады придумать было трудно. А что? Прикрытие легальное, алиби железное и даже повышенный интерес к изданиям, стоящим на стеллаже «Атеистическая литература», вполне объясним - мне стенгазету делать! Это много позже я узнал, что библиотекари во времена оны поголовно являлись гэбэшными сексотами и им вменялось в обязанности постукивать на особо экстравагантных читателей, болезненно интересующихся литературой, например, по химии взрывчатых веществ, но уже тогда интуитивно почувствовал, что лучше не светиться и истинных своих взглядов до поры не афишировать.

«Авесту», «Ригведу», «Библию» или «Коран», понятно, в школьной библиотеке не выдали бы (да, их там и не было - такой «опиум» в фондах не держали), а вот журналом «Наука и религия» - хоть обчитайся! Вообще-то правильнее было бы назвать это издание не «Наука и религия», а «Наука vs религия», поскольку на его страницах прогрессивная наука в одни ворота боролась с религиозным мракобесием, которому на страницах печатного рупора агрессивного атеизма высказываться никогда не давали. К слову, через пару лет после описываемых событий начнётся так называемая «перестройка» и журнашлюшки, ранее гнобившие верующих и с пеной у рта доказывавшие, что Бога нет, бросятся с энтузиазмом инквизиторов времён Торквемады проповедовать на тех же самых страницах взгляды диаметрально противоположные - было очень любопытно отслеживать эту их инверсию!



Тогда в этом журнале не было религии, сейчас не стало науки.

Давайте, впрочем, рассматривать журнал «Наука и религия» не с позиций дня сегодняшнего, а исходя из реалий того - советского - времени. Вольтерьянски настроенная интеллигенция его недооценила, поскольку в её кругах тогда персистировала мода на религиозность - верующий и антисоветский было синонимами, а антисоветским было быть престижно - и не разглядела из-за шор, что для своего времени это было смелое и передовое издание, не боявшееся печатать на своих страницах вещи, от которых по сей день «серьёзных учёных» бросает в дрожь!

Именно этот журнал впервые познакомил меня с загадкой Туринской плащаницы и с теорией палеоконтакта, изобретённой тогда недавно прогрессивным австрийцем Эрихом фон Дэникеном; с его страниц я узнал про микроскопическое африканское племя догонов, чьи познания в астрономии посрамили европейских звездочётов вместе с их «хабблами», и про то, что, оказывается, миф о Всемирном Потопе является на самом деле всемирным, так как легенды о масштабном наводнении, погубившем некогда весь род людской, обнаружились по всему свету…

Мы про Всемирный Потоп знаем, в основном, по главе «Ноах» из иудейской книги «Берешит» в интерпретации христианской книги «Бытие». Думаю, прежде, чем мы двинемся дальше, полезно будет освежить это свидетельство в памяти. Сюжет начинается с того, что однажды Иегова бросил беглый взгляд на землю и совсем не обрадовался увиденному: «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов, и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их» (Бытие, 6:5-7).

Из всех живущих разгневанный непотребным поведением своих созданий Господь решает дать шанс только праведнику Ною и его семейству: «И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи» (Бытие, 6:13-14).

Разум мой слишком несовершенен, чтобы до конца понять весь смысл боговдохновенных книг, но дерзну, насколько хватит способностей, дать по ходу текста несколько комментариев технического характера. И первое из таковых - материал, из которого Бог велит Ною делать ковчег.

О том, что имеется в «Торе» и «Библии» в виду под «деревом гофер» единого мнения нет. Часть исследователей считает, что это кипарис, другая часть, что это кедр. Однако, в «Библии» названные растения чаще фигурируют под другими именами - соответственно, брош и эрез. К тому же слово «гофер» имеет прямой перевод - смолистое дерево, то есть, видимо, оно в использованном контексте обозначало обобщённо древесину твёрдых смолистых пород, пригодную для постройки судна. И хотя «канонической» версии относительно «дерева гофер» не выработано, устная традиция упорно связывает его с кипарисом. Что ж, у неё есть на то свои основания - с финикийских времён в Палестине кипарис является излюбленным материалом местных корабелов.



Постройка Ноева ковчега (средневековая миниатюра).

Размеры ковчега впечатляли: «И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье жилье» (Бытие, 6:13-14).

Локоть, как единица длины, у евреев варьировал от 40 до 48 сантиметров (М. Штереншис «Евреи. История нации»). Пересчитаем в метрическую систему и так, и так - получается длина 120-144 метра, ширина 20-24 метра, высота 12-14,4 метра. Для сравнения, длина ковчега была всего в два раза меньше длины «Титаника» (269,1 м.), а по ширине они были практически одинаковы (24 м. против 28,19 м.)! Водоизмещение такого «дредноута» при этих размерах должно было быть под 14 тысяч тонн.



Так бы выглядел Ноев ковчег в сопоставлении с современным авианосцем.

«Отверстие в ковчеге», видимо, располагалось в надпалубной настройке и служило для вентиляции. Судя по словам «в локоть сведи его вверху», эта настройка имела вид усечённого конуса или усечённой пирамиды, шириной полметра в верхней точке.

Внутри ковчег был поделён на три уровня, названных «жилищами». «Нижнее жилище», используя моряцкие термины, было трюмом, а два «жилища» над ним - палубами, на которых предстояло разместить обширный и деликатный груз: «…и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою. Введи также в ковчег из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут. Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых. Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею. И сделал Ной все: как повелел ему Бог, так он и сделал» (Бытие, 6:13-14).

Для тех, кому места в ковчеге не хватило, наступали не лучшие времена: «…чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли» (Бытие, 7:4).

А обещания свои Господь исполнял: «Чрез семь дней воды потопа пришли на землю. В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей» (Бытие, 7:10-12).



К теме Потопа обращались многие художники, но классикой жанра стали гравюры Густава Доре.

В апокрифической христианской традиции считается, что Потоп начался 27 апреля 3246 года до нашей эры. Мусульманские богословы называют другую дату - 18 февраля 3101 года до нашей эры. Есть ещё полсотни версий, но все они навряд ли соответствуют действительности. Конечно, интересно было бы узнать дату начала Потопа, но нам важнее другое…

А именно - Тот, кто общался с Ноем, с высокой долей вероятности знал о приближении Потопа заранее - за столько, что Ною хватило времени на постройку гигантского корабля. Он же за 7 дней до Потопа уже точно знал дату его начала. Знал и не ошибся: «И продолжалось на земле наводнение сорок дней, и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею; вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод. И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом; на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись горы. И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло. Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, - все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге. Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней» (Бытие, 7:17-24).

Тут тоже разные толкователи толкуют по-разному. Кто-то считает, что 40 дней шли ливни, а потом ещё 150 дней прибывала вода; другие полагают, что весь катаклизм суммарно занял 150 дней. Даже появилась гипотеза, что речь здесь идёт о разных Потопах. Дескать, Потопов было два: один случился при Ное, а второй - при его детях. В канонические варианты священных книг иудео-христианства эта гипотеза не попала и до нас дошла исключительно благодаря апокрифам, но давайте не будет её огульно отметать, а возьмём на заметку - авось, пригодится!

«И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились. И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба. Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней. И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских. Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор» (Бытие, 8:2-5). В этом отрывке много информации. Во-первых, всё-таки, видимо, правы те, кто считает, что вся продолжительность катаклизма заняла 150 дней - это как раз 5 месяцев, со второго по седьмой. Во-вторых, если на пике наводнения вода поднялась на 15 локтей выше самых высоких гор, то к седьмому месяцу она уже отступила так, что ковчег сел на мель на Араратских горах. То есть, наводнение пошло на спад сразу после того, как прекратились сорокадневные дожди. В-третьих, к десятому месяцу вода отступила более, чем на 6 метров, в результате чего показались вершины гор. Ну, и, наконец, обратим внимание на то, что усиление ветра каким-то образом остановило подъём воды.



Это ладьевидное образование вулканического происхождения на склоне Арарата многие считают окаменевшим остовом Ноева ковчега.

«По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега и выпустил ворона, который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды. Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли, но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег, ибо вода была еще на поверхности всей земли; и он простер руку свою, и взял его, и принял к себе в ковчег. И помедлил еще семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега. Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли. Он помедлил еще семь дней других и выпустил голубя; и он уже не возвратился к нему. Шестьсот первого года к первому дню первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли. И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла» (Бытие, 8:6-14).



Голубя, несущего Ною оливковую ветвь, ныне мы используем в качестве невербального символа мира.

То есть, весь этот «жидкий Армагеддон», от падения на землю первой дождевой капли до её окончательного просыхания, продлился 1 год и 10 дней. За это время Иегова успел сменить гнев на милость: «И сказал Бог Ною: выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою; выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле. И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним; все звери, и все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега. И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Бытие, 8:15-22).

Можно сказать, happy-end… если не считать, конечно, что кроме обитателей ковчега, вся остальная биомасса на планете погибла и новую жизнь ковчегонавтам пришлось начинать среди гор раздувшихся при утоплении и теперь стремительно разлагающихся на припекающем солнышке трупов людей и животных.

В принципе, доказать несуразность ветхозаветного варианта мифа о Потопе воинствующим атеистам ничего не стоило. Достаточно было вырвать из контекста фразу «…усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом; на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись горы…» и элементарным математическим расчётом в три действия показать, что для того, чтобы покрыть всю поверхность планеты на 8855 метров (это высота Эвереста плюс 15 локтей) нужно увеличить объём нынешней гидросферы в два раза. Понятно, что взяться такому мегагигантскому количеству воды просто физически неоткуда, а потому история о Ное - бабкины сказки и не более. Ite, missa est!

Но профессиональные безбожники по совместительству являлись клевретами марксизма-ленинизма и просто заявить, что Потопа не было и всё, они не могли, поскольку тогда это вошло бы в противоречие с ленинским постулатом о том, что «отображение не может существовать без отображаемого» (В.И. Ленин ПСС, том 18, стр. 66).

И они принялись двурушничать. С одного разворота журнала «Наука и религия» они говорили, что библейское сказание о Потопе - это чистый вымысел, а с другого, противореча себе же, утверждали, что у Потопа был прообраз в виде ежегодных сезонных разливов Тигра и Евфрата, а сам миф о Потопе евреи самым наглым образом украли у древних обитателей Месопотамии…

Продолжение следует.

Орлов Владимир.

ледниковый период, попытки разобраться, история врёт

Previous post Next post
Up