Норт, Джонатан.
Н82 Солдаты Первой мировой войны 1914-1918. Униформа, знаки различия, снаряжение и вооружение / Джонатан Норт ; [пер. с англ. М. Витебского]. - Москва : Эксмо, 2015. - 256 с. ISBN 978-5-699-79545-1
«Солдаты Первой мировой» - полная энциклопедия истории военной формы и снаряжения армий, сражавшихся на фронтах «Великой войны». На ее страницах показана униформа не только основных стран Антанты и Тройственного союза (Англии, Франции, России, Германии и Австро-Венгрии), но и вообще всех стран, втянутых в этот ужасный конфликт.
Генералы и штабные офицеры РИА.
http://borisovdimitry.livejournal.com/111423.htmlГенералы и штабные офицеры Великобритании.
http://borisovdimitry.livejournal.com/132592.htmlГенералы и штабные офицеры. Франция.
http://borisovdimitry.livejournal.com/140774.htmlГвардия РИА. Норт Джонатан.
http://borisovdimitry.livejournal.com/111979.htmlГвардия Великобритании.
http://borisovdimitry.livejournal.com/132858.htmlЭлитная пехота, пехота РИА. .
http://borisovdimitry.livejournal.com/112290.htmlПехота Великобритании. Западный фронт.
http://borisovdimitry.livejournal.com/132902.htmlПехота Франции. .
http://borisovdimitry.livejournal.com/140288.htmlЕгеря и альпийские стрелки. Франция.
http://borisovdimitry.livejournal.com/141009.htmlИностранные части. Франция.
http://borisovdimitry.livejournal.com/141406.htmlКавалерия РИА.
http://borisovdimitry.livejournal.com/115189.htmlКазаки и инородческие части РИА.
http://borisovdimitry.livejournal.com/115252.htmlКавалерия Франции.
http://borisovdimitry.livejournal.com/118173.htmlКолониальные войска. Франция.
http://borisovdimitry.livejournal.com/141609.htmlКавалерия Великобритании. .
http://borisovdimitry.livejournal.com/117862.htmlКавалерия Германии.
http://borisovdimitry.livejournal.com/120398.htmlАртиллерия РИА.
http://borisovdimitry.livejournal.com/115656.htmlАртиллерия Великобритании
http://borisovdimitry.livejournal.com/138786.htmlАртиллерия и технические фойска Франции.
http://borisovdimitry.livejournal.com/142316.htmlАвиация Великобритании
http://borisovdimitry.livejournal.com/139041.htmlТехнические войска РИА. Норт Джонатан.
http://borisovdimitry.livejournal.com/115782.htmlВойска из Австралии и Новой Зеландии
http://borisovdimitry.livejournal.com/139426.htmlВойска из Канады и Ньюфаундленда.
http://borisovdimitry.livejournal.com/139660.htmlИндийские войска. Великобритания.
http://borisovdimitry.livejournal.com/140272.htmlАфриканские войска. Великобритания.
http://borisovdimitry.livejournal.com/139984.htmlГосударства - участники Великой войны. Норт Джонатан.
http://borisovdimitry.livejournal.com/116632.html ВВС ФРАНЦИИ 1914-1918. Стр. 116.
Применение воздушных шаров для наблюдений во Франции началось еще в 90-х годах XVIII века. Однако развитие методов воздушного наблюдения и боевых действий в воздухе привело к рождению авиации как отдельного рода войск.
Начало
Части, применявшие воздушные шары для наблюдения и разведки (во французской армии они назывались воздухоплавательной службой - Service Aeronautique), относились к инженерным войскам. Подсекция, занимающаяся только авиацией, была создана в министерстве обороны Франции только в апреле 1914 г. В августе в 1914 г. во французских военно-воздушных силах насчитывалось 159 аэропланов, распределенных между 21 эскадрильей. Было подготовлено две сотни пилотов, которых поддерживали 4000 человек наземного персонала. Год спустя, в августе 1915 г., французские ВВС располагали уже 588 машинами, включая 193 «Фармана» (MF7). К ноябрю 1918 г. французы имели 7620 самолетов, на которых могли летать 12 000 пилотов и 4000 наблюдателей, выполнявших функции корректировщиков и пулеметчиков. Сначала авиаторы носили такую же форму, что и военные инженеры, но с пурпурными полковыми номерами на синих петлицах, и с нарукавными повязками. Для тех, кто непосредственно
управлял самолетами, были быстро введены специальные эмблемы - например, пилоты часто носили крылатую звезду на воротнике или крылатый пропеллер на рукаве. Однако пилоты предпочитали носить собственную форму. Многие пилоты были выходцами из кавалерии (им надоело бездействие, начавшееся с переходом войны из маневренной в позиционную), поэтому очень часто встречались гусарская форма или форма конных еге-
рей, но с авиационными эмблемами. Не менее часто для обозначения принадлежности к авиации использовались нарукавные повязки с неизменной крылатой звездой или пропеллером.
Варианты формы
К концу 1915 г. авиационные части перешли на серовато-голубую форму. Солдаты и офицеры носили стандартные шинели и мундиры, которые были идентичны тем, что носили альпийские стрелки. Бриджи имели кант оранжевого цвета. Серовато-голубое кепи без окантовки и номера полка имело черный кожаный козырек и подбородный ремешок. Если авиаторы носили каску Адриана, то она была пехотного образца. Петлицы на шинели и мундире были оранжевого цвета с черными кантом, на них указывался номер корпуса (1 или 2). Пилоты воздушных шаров получили красные петлицы вместо оранжевых. Некоторые пилоты продолжали носить форму частей, в которых они служили прежде, или переодевались в мундир, похожий на британский, с британским же ремнем.
Этот мундир застегивался на семь металлических пуговиц, имел воротник-стойку (он же - воротник де Сакса) и закатанные обшлага рукавов. Мундир имел также четыре кармана, застегивавшиеся на маленькие пуговицы, и погоны. Пилоты часто предпочитали «авиационные» сапоги, защищавшие ноги. Голенища сапог доходили до колен и имели спереди шнуровку до самого верха. Наземный персонал носил башмаки и серые обмотки.
Эмблемы
Офицеры носили те же знаки различия, что и их коллеги-пехотинцы, и, в соответствии со своим статусом, были вооружены саблей и пистолетом. Пуговицы мундира были, как правило, золотыми, с эмблемой в виде крылатого пропеллера.
В сентябре 1916 г. были введены стандартные знаки различия для авиаторов. Тем самым был положен конец существовавшим до тех пор разночтениям. Теперь офицеры носили на воротнике эмблемы в виде крылатого колеса или звезды, наблюдатели носили на правой стороне груди крылатую звезду, члены экипажей самолетов - круг с золотыми молниями.
У наземного персонала эмблема располагалась на левом рукаве. Эмблемой механиков была темно-синяя шестерня или крылатая гренада, оружейников - синие скрещенные орудийные стволы (у капралов и сержантов - золотые) и скрещенные орудийные стволы под пылающей гренадой для оружейников, занятых обслуживанием установленных
на самолетах пулеметов. Электрики носили эмблему, состоящую из двух кругов и восьми золотых молний, а водители, приданные авиационным частям, эмблему в виде синих крыльев. Электрики, работавшие в ангарах, имели эмблему в виде ангара, которая в 1915 г. была красной. Позже ее сменили на темно-синюю. Многие авиаэскадрильи имели собственные неофициальные эмблемы - от черной пантеры и топора до лисицы с моноклем.
Снаряжение
Летное снаряжение сначала состояло из купленных на собственные деньги кожаных курток и летных шлемов с автомобильными очками. Использовались также очки военных водителей и мотоциклистов и шубы (особенно среди наблюдателей). Когда началось промышленное производство летного снаряжения, на него иногда пришивались уставные эмблемы, но неофициальные эмблемы эскадрилий использовались намного чаще.