Норт, Джонатан.
Н82 Солдаты Первой мировой войны 1914-1918. Униформа, знаки различия, снаряжение и вооружение / Джонатан Норт ; [пер. с англ. М. Витебского]. - Москва : Эксмо, 2015. - 256 с. ISBN 978-5-699-79545-1
«Солдаты Первой мировой» - полная энциклопедия истории военной формы и снаряжения армий, сражавшихся на фронтах «Великой войны». На ее страницах показана униформа не только основных стран Антанты и Тройственного союза (Англии, Франции, России, Германии и Австро-Венгрии), но и вообще всех стран, втянутых в этот ужасный конфликт.
Генералы и штабные офицеры Русской армии
http://borisovdimitry.livejournal.com/111423.htmlИмператорская гвардия Русской армии
http://borisovdimitry.livejournal.com/111979.htmlЭлитная пехота, пехота Русской армии
http://borisovdimitry.livejournal.com/112290.htmlРусская кавалерия
http://borisovdimitry.livejournal.com/115189.htmlКазаки и инородческие части
http://borisovdimitry.livejournal.com/115252.htmlРусская артиллерия
http://borisovdimitry.livejournal.com/115656.html Несмотря на то что в начале XX века Россия сильно отставала от других ведущих мировых держав, в результате войны с Японией русская военная верхушка усвоила уроки в области обороны и штурма укрепленных позиций.
Орудия, танки и бронеавтомобили
Русские не только придали пулеметы пехотным подразделениям, но и сформировали отдельные пулеметные части. Их солдаты носили погоны с номером части, над которым располагалась эмблема в виде пулемета на треноге. У пулеметчиков, входивших в экипажи бронеавтомобилей, были зеленые погоны, на которых был указан номер взвода, а над ним располагалась эмблема - крылатое колесо и пулемет под ним. В 1916 г. цвет погон был изменен на алый. Члены экипажей
бронеавтомобилей часто носили кожаные куртки и штаны в обтяжку, кожаные краги и мягкие фуражки с защитными очками. Форма танкистов была похожей.
Отметим, что на Восточном фронте танки не использовались, но некоторое их количество было поставлено белым армиям в 1919-1920 гг. Россия испытывала острейший недостаток экипажей бронеавтомобилей, поэтому активно привлекала добровольцев и инструкторов из-за границы. В русской армии сражался бельгийский дивизион в составе десяти бронеавтомобилей. Его личный состав носил бельгийское артиллерийское обмундирование, но с русскими погонами с окантовкой из плетеного черно-оранжево-белого шнура, полагавшейся добровольцам, и с офицерскими
знаками различия. В русской армии сражался также британский бронедивизион, сохранивший британские униформу и эмблемы.
Click to view
Инженеры и саперы
Организационно бронеавтомобильные части были частью инженерных войск. Сам по себе этот род войск был очень уважаем и имел отличную репутацию. Военные инженеры носили алые погоны с желтыми или защитые погоны с коричневыми номерами части и эмблемой в виде скрещенных лопаты и кирки. У военнослужащих крепостных саперных рот вместо номеров наносились буквенные сокращения наименования крепостей («Вб.» - Выборгская, «Кр.» - Кронштадтская и т.д.). Зимой солдаты и офицеры инженерно-саперных частей носили артиллерийскую шинель и принятую повсеместно папаху. На погонах военных инженеров, приданных гренадерским дивизиям, помещалась дополнительная эмблема в виде гренады.
К инженерным войскам относились также понтонеры (погоны как у инженеров, но с эмблемой в виде пилы, топора и якоря), минеры (скрещенные весла и якорь) и железнодорожные части (скрещенные якорь и топор). Кроме того, в состав инженерных войск входили различного рода связисты - специалисты по беспроводной связи, телефонисты, телеграфисты и кабельные подразделения. Они носили погоны алого или защитного цвета с эмблемой в виде двойной молнии.
Самарская губерния в годы Первой мировой войны. Из сборника документов. АРМИЯ. ч 5. 14.08.16. http://borisovdimitry.livejournal.com/97777.html Медицинские части
В России не хватало мощностей и персонала, чтобы справиться с огромным количеством раненых. Поэтому его численность пополнялась за счет добровольцев, в том числе и из-за границы. Младший медицинский персонал Российского Красного Креста носил синие или защитные погоны с шифровками белого цвета. Врачи носили разнообразные военные и гражданские пальто и мундиры.
Самарская губерния в Первую мировую войну. Из сборника документов. ВОЕННОПЛЕННЫЕ. ч 11. 01.10.16. http://borisovdimitry.livejournal.com/104631.html Авиация
Русская военная авиация была относительно молода, хотя аэростаты наблюдения русские применяли еще в 70-х годах XIX века и во время войны с Японией. Авиация как род войск появилась в 1912 г. и организационно входила в состав инженерных войск, поэтому форма ее была соответствующей. Знаками различия авиаторов были либо крылатый якорь (у тех, кто обслуживал аэростаты наблюдения), либо крылатый пропеллер (у пилотов и наземного персонала). Форма, как уже говорилось, не отличалась от формы военных инженеров, но наземный персонал носил темно-синие мундиры. Пилоты, естественно, не соблюдали форму одежды, принятую у офицеров инженерных войск. Они носили разные варианты летных шлемов
Самарская губерния в годы Первой мировой войны. Из сборника документов. БЕЖЕНЦЫ. ч 13. 09.10.16. http://borisovdimitry.livejournal.com/105246.html (зачастую импортированных из Франции) или, на земле, цветные фуражки военных инженеров. Пилотки тоже пользовались популярностью. Кроме того, пилоты носили черные кожаные куртки (часто французского покроя) или мундиры своих полков и черные кожаные бриджи с авиационны ми или кавалерийскими сапогами. Летную эмблему было принято носить на груди мундира или пилотской куртки. Она представляла собой крылатый щит с двуглавым орлом поверх скрещенных сабель в центре венка. Эмблема наблюдателей была такой же, но с добавлением подзорной трубы.