Рационально об иррациональном

Mar 20, 2010 11:25

Из ответов на вопросы readership тут

Да, я скажу: рациональность человеческих проявлений (действий, текстов, мыслей) происходит от человеческого разума. И что? Какая проблема решена? Лишь поставлена новая: а все ли проявления человеческого (и высшего) разума рациональны? Тут еще надо вспомнить Канта и Гегеля с их разделением разума и рассудка - и понеслось- ( Read more... )

мышление, логика

Leave a comment

Полазил по словарям. kroopkin March 21 2010, 08:17:23 UTC
Re: Полазил по словарям. kroopkin March 21 2010, 08:22:46 UTC
Если выкинуть математику, то
(1) можно зафиксировать уход "книжного значения" (у Кузнецова - совсем выпало, в отличиет от остальных);
(2) выплывает универсальное - разумно обоснованный, целесообразный, не эмоциональный.

Под всем из (2) лежит вербализованная аргументация, нацеленная на исключение чувст и эмоций, и максимально возможное подключение известных моделей.

Reply

Re: Полазил по словарям. boldachev March 21 2010, 08:46:40 UTC
>>разумно обоснованный, целесообразный, не эмоциональный.<Что значит "разумно обоснованный"? Вижу только одни смысл - логичный, сделанный согласно логике ("максимально возможное подключение известных моделей ( ... )

Reply

Об эмоциях kroopkin March 21 2010, 08:55:13 UTC
Вы начали "двигать свое". А я лишь зафиксировал факт (см. словарь Кузнецова):

//3. Разг. Склонный действовать, относиться ко всему рассудочно, а не под влиянием своих чувств. Для своих лет ты слишком рационален. Мужчины более рациональны, чем женщины.//

Reply

Re: Об эмоциях boldachev March 21 2010, 09:03:05 UTC
>>Вы начали "двигать свое".<<

Нет, не свое, а лишь раскрывать смысл написанного другими. Скажите как можно понимать фразу "действовать, относиться ко всему рассудочно", как не в смысле "действовать логично", "согласно установленным правилам"? А мысль "под влиянием своих чувств" - как просто "действовать нелогично, вне правил"? (И опять повторю: эмоциональность здесь необязательный элемент иррационального - иррациональное действие может быть выполнено и не под влиянием эмоций, а просто по глупости или на основании аскетического мистического прозрения.)

Reply

Об аргументации kroopkin March 21 2010, 09:00:14 UTC
//Эмоциональность и образность не помешает доказательству теоремы, но их нельзя использовать в качестве аргументов :)//

Вот тут я не согласен. Ежели адекватных (или общепризнанных) моделей нет - то в качестве аргументов вполне допустимы и эмоции с интуициями.

Помните у Паркинсона - особо ценились и те, кто интуитивно давал правильный прогноз, и те, кто всегда давал неправильный прогноз.

Обращаю Ваше внимание на то, что лишь "логика" - это очень узко для жизни.

Reply

Re: Об аргументации boldachev March 21 2010, 09:10:04 UTC
>>Ежели адекватных (или общепризнанных) моделей нет - то в качестве аргументов вполне допустимы и эмоции с интуициями.<<

Вы что забыли о чем разговор? Я просто опустил само-собой разумеющееся слово "их нельзя использовать в качестве аргументов в [рациональном доказательстве]".

Эмоциональный аргумент - это аргумент, но не рациональный.

>>Обращаю Ваше внимание на то, что лишь "логика" - это очень узко для жизни.<<

Поэтому и пишу о "соответствии правилам", говоря о рациональности в жизни. Это "соответствие правилам" в ограниченной области познания и текста превращается в простую логичность. Хотя, повторю, логичность, понимаемая в самом широком смысле, как требование соответсвия установленным формальным правилам, синонимична рациональности и в быту (см. сравнение мужского и женского поведения у Кузнецова).

Reply

Re: Полазил по словарям. boldachev March 21 2010, 08:33:12 UTC
:) Полазил по словарям
Я обычно это делаю при первой постановке вопроса:

"Традиционная (словарно-энциклопедическая) трактовка рациональности ограничивается указанием на то, что это некий разумный способ познания противопоставленный эмпиризму и сенсуализму (чувственному познанию), то есть основанный на автономной деятельности человеческого разума.

Сразу бросается в глаза недостаточность, неточность такой трактовки.

(1) Определение рациональности через разумность тавтологично. И это не только этимологическая тавтология (рациональность и переводится как разумность), но и содержательная, поскольку разумное мышление мы определяем именно как рациональное мышление, а рациональное - как разумное. Разорвать этот круг возможно вклинив в него понятие "логическое": рациональное мышление - это логичное мышление. Хотя это решение ставит новые вопросы: а может быть мышление нелогичным? относится логичность к способу выражения мысли или само мышление по своей природе логично?" (http://boldachev

Reply

Re: Полазил по словарям. kroopkin March 21 2010, 08:44:11 UTC

После этого http://boldachev.livejournal.com/31187.html я честно говоря подумал, что Вы уже "сдали" чрезмерный упор "в логику", приняв более широкую трактовку:

//Итак, я могу сделать вывод, что слово «рациональный» в русском языке на сегодняшний день используется для обозначения нечто упорядоченного, однозначно воспроизводимого, фиксированного, построенного по определенным правилам. Именно в данном смысле употребляется слово «рациональность» при разговоре о науке - системе структурированных, согласно установленным правилам и однозначно воспроизводимых знаний, при описании рационального действия - последовательности логично взаимосвязанных или выполненных по предписанным правилам поступков //

которая мне, если честно, более нравится, чем изначальный Ваш вариант. Я здесь обсуждаю именно текущее Ваше понимание - не мартовское. :-)

Reply

Re: Полазил по словарям. boldachev March 21 2010, 08:57:49 UTC
Оно не изменилось. Просто в том тексте шла речь исключительно о мышлении и познании, а в той области "упорядоченное, однозначно воспроизводимое, фиксированное, построенное по определенным правилам" - именно есть логичное и ничего кроме логичного. Обсуждая теперь (с подачи ИП) более широкие аспекты рационального (в том числе в обиходе), не продуктивно использовать сугубо логический лексикон. Хотя если приглядеться, то в фразах "рациональное объяснение", "рациональная аргументация", "поговорим рационально", "рациональненько разложил всю ситуацию "по полочкам" рационально абсолютно заменяется словом "логично" - без потери смысла. Ну и понимание понятий "рациональное действие", "рациональный поступок", "рациональное устройство чего-то" не выходит за рамки логичного, понимаемого в широком смысле как "подключение известных моделей".

Reply


Leave a comment

Up