По мне так Кассия хотя и интересно и правильно указывает на сложные моменты православия, но глубоко проникнуть в тему у неё не получается. Критика оказывается поверхностной, не основательной.
Я думаю, что нельзя говорить ни о полной свободе, ни о полной несвободе человека. Всегда есть какой-то диапазон, в котором человек может практиковать свою свободу. Ответственность же неотделима от свободы, это кажется очевидным из самого понятия ответственности. И ещё неубедительный момент -- в имплицитном отождествлении окончательного суда с текущими страданиями. "В ад нас посылает тот, кто нас такими создал" -- а что такое тогда ад, по мысли Ксении? С чего она взяла, что Бог наказывает тех, кто не имеет свободы быть иными? Либо не наказывает, либо имеют свободу, иначе исходно моделируется образ несправедливого Бога (вспоминаем исходную установку злого и ленивого раба: "ты человек жестокий, жнёшь где не сеял...")
Заглавный вопрос Кассии де от нас Бог требует покаяния, для спасения, и в то же время от нас требует чтобы мы врагов наших прощали (и даже любили) без покаяния с их стороны. И в связи с этим например такой вопрос: Христос на кресте просил Отца простить римлян-охранников, распинающих Его, потому что "не ведают что творят" - простит ли их Отец? - если они не покаятся.
Не могу об этом судить, не знаю. Про адвайту - это как раз к участнику диалога А. Парибку, он специалист.
Ну а вообще, я у нее прочитываю другое исповедание: человек признается, что "не знает Бога" и, мягко говоря, изумлен тем, что кто-то, в наше-то время (!), может позволить себе говорить о таком "знании" или от имени тех, кто такое знание имел. Кстати, я бы тоже не жалел уничижительных эпитетов для подобной заносчивости, но я слишком не-писатель и слишком ленив и несловоохотлив для этого. "Отрезвитесь, как должно, и не грешите. Ибо, к стыду вашему, скажу: некоторые из вас не знают Бога" (1Кор. 15:33). А сегодня, к нашему стыду, некоторые, если не сказать многие, делают вид, что "знают Бога", при этом не вытрезвившись и беспробудно греша. И лично мне это представляется своего рода одержимостью.
Comments 21
Reply
И ещё неубедительный момент -- в имплицитном отождествлении окончательного суда с текущими страданиями. "В ад нас посылает тот, кто нас такими создал" -- а что такое тогда ад, по мысли Ксении? С чего она взяла, что Бог наказывает тех, кто не имеет свободы быть иными? Либо не наказывает, либо имеют свободу, иначе исходно моделируется образ несправедливого Бога (вспоминаем исходную установку злого и ленивого раба: "ты человек жестокий, жнёшь где не сеял...")
Reply
Reply
Reply
Reply
Ну а вообще, я у нее прочитываю другое исповедание: человек признается, что "не знает Бога" и, мягко говоря, изумлен тем, что кто-то, в наше-то время (!), может позволить себе говорить о таком "знании" или от имени тех, кто такое знание имел.
Кстати, я бы тоже не жалел уничижительных эпитетов для подобной заносчивости, но я слишком не-писатель и слишком ленив и несловоохотлив для этого.
"Отрезвитесь, как должно, и не грешите. Ибо, к стыду вашему, скажу: некоторые из вас не знают Бога" (1Кор. 15:33). А сегодня, к нашему стыду, некоторые, если не сказать многие, делают вид, что "знают Бога", при этом не вытрезвившись и беспробудно греша. И лично мне это представляется своего рода одержимостью.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment