По мне так Кассия хотя и интересно и правильно указывает на сложные моменты православия, но глубоко проникнуть в тему у неё не получается. Критика оказывается поверхностной, не основательной.
Я думаю, что нельзя говорить ни о полной свободе, ни о полной несвободе человека. Всегда есть какой-то диапазон, в котором человек может практиковать свою свободу. Ответственность же неотделима от свободы, это кажется очевидным из самого понятия ответственности. И ещё неубедительный момент -- в имплицитном отождествлении окончательного суда с текущими страданиями. "В ад нас посылает тот, кто нас такими создал" -- а что такое тогда ад, по мысли Ксении? С чего она взяла, что Бог наказывает тех, кто не имеет свободы быть иными? Либо не наказывает, либо имеют свободу, иначе исходно моделируется образ несправедливого Бога (вспоминаем исходную установку злого и ленивого раба: "ты человек жестокий, жнёшь где не сеял...")
Заглавный вопрос Кассии де от нас Бог требует покаяния, для спасения, и в то же время от нас требует чтобы мы врагов наших прощали (и даже любили) без покаяния с их стороны. И в связи с этим например такой вопрос: Христос на кресте просил Отца простить римлян-охранников, распинающих Его, потому что "не ведают что творят" - простит ли их Отец? - если они не покаятся.
Что-то у меня с головой, кажется туплю, в вашем комментарии, с которым в целом согласен, не смог увидеть ответы на два поставленных вопроса, направьте подалуйста моё внимание в нужную стороны чтобы я увидел. Эти вопросы: 1. Противоречие между тем что "от нас Бог требует покаяния, для спасения, и в то же время от нас требует чтобы мы врагов наших прощали (и даже любили) без покаяния с их стороны". 2. "Христос на кресте просил Отца простить римлян-охранников, распинающих Его, потому что "не ведают что творят" - простит ли их Отец? - если они не покаятся". Какие вообще Вам видятся варианты посмертной судьбы этих охранников?
1. Правило вообще не связано с действиями других. Этика в развитой системе носит априорный характер, а не индуктивный. Например, Кант писал: даже если на всей земле не будет ни одного честного человека, ты все равно должен быть честным! Христианская этика тоже не основана на поведении соседей, она регулируется вечной нормой. 2. Христос просил простить их именно за то, что они творили в момент распятия. Я не вижу причин думать, что он просил простить их за все поступки их жизни. Иначе придётся предположить, что они вообще ничего и никогда не ведали, что вряд ли. Тогда ответ такой: конечная судьба охранников настолько же неясна, насколько судьба каждого из нас.
+++ С чего она взяла, что Бог наказывает тех, кто не имеет свободы быть иными? Либо не наказывает, либо имеют свободу, иначе исходно моделируется образ несправедливого Бога (вспоминаем исходную установку злого и ленивого раба: "ты человек жестокий, жнёшь где не сеял...") +++
Допустим был какой-то человек одержимый какой-то страстью. Причём особо вины его в этом не было, виновата была его физиология, генетическая наследственность, среда воспитания. И вот он такой омрачённый страстями предстаёт перед Богом - и зачем он Богу нужен? Зачем бы Богу его любить и даровать ему спасение? Мне представляется что не зачем. И самое гуманное со стороны Бога здесь будет: аннигилировать его. Если же по какой-то причине аннигилировать невозможно, тогда остаётся только вариант что он будет (может быть не бесконечно, какое-то конечное время) гореть в огне Божественной истины, пока не сгорит его одержимость, его омраченность разума. Чуть ранее здесь размышлял в этом же направлении: http://rechi-k
Ключевая фраза здесь: "Мне представляется что не зачем". То, что Вам представляется, явным образом противоречит тому, чему учит и учила Церковь во всей её истории, во всех конфессиях, и во всех народах. Если на самом деле его вины нет, то он не совершал отказа от Бога, всё очень просто. А так как Бог его любит наравне со всеми, и он не отказывался от этой любви, значит он будет принят. Опять же, важно, на самом ли деле не было его вины. На самом ли деле у него не было совсем никакой свободы? Даже у наркомана есть остатки свободы, хотя то, что он наркоман, есть следствие его выборов. И тем не менее, есть излечившиеся наркоманы, я их видел. Есть кроме того, кающиеся которые хотя и не могут пока преодолеть свои пороки, но хотят этого.
Не может совсем иметь связи с Богом лишь тот, кто сам отказался от такой связи, имплицитно либо эксплицитно. А степень близости у всех будет разная, один святой уподобил людей сосудам разного размера. Какой-то горшок маленький, какой-то большой, но полными в вечном царстве будут все. Если опять-же не откажутся сами. Царствие Бога это царство любви, и у Бога нет иной причины, помимо любви, чтобы принимать кого-либо.
Я никогда не читаю то, что пишут люди, подписывающиеся "Мартин Хайдеггер", либо "Эскрива де Балагер" или ещё каким-то заведомо чужим именем. Иногда их тексты каким-то образом попадают мне в ленту, но я отношусь к ним примерно как к баннерам "летайте самолётами Эйр Франс".
Ну, и с претенциозным ником можно смириться, если человек дело говорит. Тем более, если знать настоящее имя. Martin Heidegger - переводчик и комментатор Максима Исп. А.М. Шуфрин.
Reply
И ещё неубедительный момент -- в имплицитном отождествлении окончательного суда с текущими страданиями. "В ад нас посылает тот, кто нас такими создал" -- а что такое тогда ад, по мысли Ксении? С чего она взяла, что Бог наказывает тех, кто не имеет свободы быть иными? Либо не наказывает, либо имеют свободу, иначе исходно моделируется образ несправедливого Бога (вспоминаем исходную установку злого и ленивого раба: "ты человек жестокий, жнёшь где не сеял...")
Reply
Reply
Reply
Reply
1. Противоречие между тем что "от нас Бог требует покаяния, для спасения, и в то же время от нас требует чтобы мы врагов наших прощали (и даже любили) без покаяния с их стороны".
2. "Христос на кресте просил Отца простить римлян-охранников, распинающих Его, потому что "не ведают что творят" - простит ли их Отец? - если они не покаятся". Какие вообще Вам видятся варианты посмертной судьбы этих охранников?
Reply
2. Христос просил простить их именно за то, что они творили в момент распятия. Я не вижу причин думать, что он просил простить их за все поступки их жизни. Иначе придётся предположить, что они вообще ничего и никогда не ведали, что вряд ли. Тогда ответ такой: конечная судьба охранников настолько же неясна, насколько судьба каждого из нас.
Reply
С чего она взяла, что Бог наказывает тех, кто не имеет свободы быть иными? Либо не наказывает, либо имеют свободу, иначе исходно моделируется образ несправедливого Бога (вспоминаем исходную установку злого и ленивого раба: "ты человек жестокий, жнёшь где не сеял...")
+++
Допустим был какой-то человек одержимый какой-то страстью. Причём особо вины его в этом не было, виновата была его физиология, генетическая наследственность, среда воспитания. И вот он такой омрачённый страстями предстаёт перед Богом - и зачем он Богу нужен? Зачем бы Богу его любить и даровать ему спасение? Мне представляется что не зачем. И самое гуманное со стороны Бога здесь будет: аннигилировать его. Если же по какой-то причине аннигилировать невозможно, тогда остаётся только вариант что он будет (может быть не бесконечно, какое-то конечное время) гореть в огне Божественной истины, пока не сгорит его одержимость, его омраченность разума.
Чуть ранее здесь размышлял в этом же направлении: http://rechi-k
Reply
То, что Вам представляется, явным образом противоречит тому, чему учит и учила Церковь во всей её истории, во всех конфессиях, и во всех народах.
Если на самом деле его вины нет, то он не совершал отказа от Бога, всё очень просто. А так как Бог его любит наравне со всеми, и он не отказывался от этой любви, значит он будет принят.
Опять же, важно, на самом ли деле не было его вины. На самом ли деле у него не было совсем никакой свободы? Даже у наркомана есть остатки свободы, хотя то, что он наркоман, есть следствие его выборов. И тем не менее, есть излечившиеся наркоманы, я их видел. Есть кроме того, кающиеся которые хотя и не могут пока преодолеть свои пороки, но хотят этого.
Reply
Отказа не совершал, но и близкой связи с Богом может при этом не иметь. Просто по причине некоторой духовной глухоты-слепоты-дебелости.
+++ А так как Бог его любит наравне со всеми, и он не отказывался от этой любви, значит он будет принят. +++
Не понимаю для чего его Бог примет? Что он в Царствии Небесном будет делать, такой дебелый?
Reply
Царствие Бога это царство любви, и у Бога нет иной причины, помимо любви, чтобы принимать кого-либо.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment