Товарищ
anlazz затронул
интересную тему мироощущения советских людей после 60х гг. На примере высказываний Е.Гайдара, Путина и Стругацких он показывает, что по крайней мере у части (имхо, у значительной части) народа все больше нарастало ощущение некоей неправильности окружающего мира, чувство катастрофы
(
Read more... )
Comments 569
Reply
Reply
Reply
Reply
Нет, вроде бы и талантливые люди были, и государство их поддерживало, и премии давали, и выпускались книги, снималось кино, писались песни. И спросом все это пользовалось. И далеко не все, созданное в тот период - лажа. Например, некоторые песни Пахмутовой. думается, переживут века.
Беда в том, что эта среда перестала давать новые, оригинальные ответы на волнующие вопросы. Она перестала отвечать запросам читателей/зрителей. Она перестала объяснять, кто мы такие, и что с нами происходит. Кто виноват и что делать. Почему перестала? Ну позвольте, профессиональные марксисты не понимали, что происходит (или не могли сформулировать точно) - а чего вы хотите от художников? "Писатель - это больная совесть общества. Совесть просто болит" (с). Маяковский не мог написать "Манифест", "Капитал" или хотя бы "Государство и революцию". Он мог только уже на основе этой философии написать, например, поэму "Хорошо". Ну... А как же тогда Иван Ефремов? Он очень ( ... )
Reply
Reply
но не могла оригинально трактовать настоящее и прошлое. Так что эта ниша все равно оставалась незаполненной.
Да, "Лезвия бритвы" и "Таис Афинской" (плюс рассказы и повести об Ойкумене) - явно недостаточно для заполнения ниши.
Reply
Вот именно, что осмыслением советского опыта никто не занимался. Либо это была апологетика (то есть повторение того, что уже стопятьсот сказано из каждого утюга), либо мягкая диссидентщина.
А фантастов хороших немало было, например, Шефнер вот замечательный.
Reply
Не, насчет важности избыточности уголовщины - не соглашусь. В моем окружении этого не было вовсе, блатные песни Высоцкого воспринимались как стилизация, каковой они и были, а остального упомянутого из этой темы не было совсем. А вот ощущение неправильности было, это верно. Какой-то странной заформализованности и выхолащивания советской идеи, так, пожалуй, это воспринималось нами тогда, в нашей молодости.
Reply
Reply
Reply
Вопрос в том, что любой народ в массе такой, "работает - не трожь!"
А крестьянин вообще ортодокс, для него любое ошибочное новшество = отсутствие урожая = голодная смерть. Это рабочий может поэкспериментировать, ну подумаешь болт запорол.
Ну, например, что военнопленные медленно умирали с голоду, их просто не кормили?
Ну они могли и не сдаваться. А то 4 млн за первые полгода войны, фактически вся РККА - неудивительно что у немцев не нашлось чем их кормить...
Reply
А потом случилась война, где 4/5 этих творцов, да и вообще тех, кто мог бы остановить описываемую катастрофу, погибли..
А оставшиеся уже не смогли..
Reply
"Оказался наш отец
Не отцом, а сукою."
Если два поколения славили мудрого вождя, а его преемник внезапно объясняет всей стране, что вождь был негодяем - вряд ли убежденность в прежних идеалах не поколеблется. Не только у эльфийской тусовки, но и у самых простых работяг.
Работяги начинают подозревать, что им не всю правду говорят. Доверие народа к руководящей силе общества подорвано; новое поколение вырастет уже с другим мироощущением.
Вы пытаетесь списать крах сталинского социализма в СССР на козни буржуйских недобитков, тосковавших по утраченной сладкой жизни. А главный удар ему нанёс главный коммунист, бывший слесарь.
Reply
Нормальному человеку все же нужно какое-то время на переосмысление и гораздо больше информации, чем какой-то один закрытый доклад генсека.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment