Один из моих любимых фильмов. Люблю, когда все правильно. Итак фильм «Офицеры». Режиссер - Владимир Роговой, авторы сценария - Кирилл Рапопорт, Борис Васильев.
Не заговаривайте мне зубы…
Действие фильма начинается и (в общем-то) заканчивается в Москве.
Первая встреча главных героев в послереволюционной Москве. Алексей Трофимов (Георгий Юматов) спасает Любу (Алина Покровская) от бандита:
- Merci.
- Бывает.
Один из финальных эпизодов фильма. Середина 50-х. Алексей и Люба воспитывают внука:
- Алеша, а ведь у него, действительно нет клыков.
- Не заговаривайте мне зубы, мадам. И перестаньте портить мальчишку.
- Почему ты решил, что я его порчу?
- С этих лет на такси.
- Боже мой, Алешенька. Не прошло и 30 лет, как ты научился понимать французский
- Ну, нужно быть очень крупным идиотом, чтобы не понять слово «такси».
Эпизоды эти снимались на Малой Молчановке возле доходного дома Г.А. Гардон (М.Молчановка, д.8, 1913-1914, архитекторы И. Г. Кондратенко, В. Н. Волокитин) (
Архитектурный путеводитель). Несколько лет назад дом был отреставрирован.
И вот, что интересно. Судя по статье в журнале «Салонъ Недвижимости» «при проведении реставрационных работ исторический фасад здания, а также уникальная внутренняя лепнина были сохранены». Кроме того, автор пишет: «Скульптурные изображения львов намекают на неплохое знание архитектором истории масонства: «вольные каменщики» нередко использовали в своей символике образ царя зверей, охраняющего некое тайное знание - возможно, именно оно «зашифровано» на щитах?» (статья
Молчановские львы).
Не знаю, как обстоят дела со львами (все-таки ракурс в фильме немного не тот, так как снимали слегка сверху), но щиты однозначно другие, в чем мы и убедились вчера с
taruggin.
В
Архитектурном путеводителе написано, что «вход акцентирован <…> скульптурами львов, некогда, по-видимому, державших геральдические щиты, а сейчас оставшихся просто с поднятыми лапами». Как-то в то, что львы какое-то время стояли с поднятыми лапами, а потом им все же приделали щиты, больше веришь, правда, не совсем понятно, почему щиты не сделали такими же…
UPD 20:27 02.12.2007: Интересные тут подробности выясняются...
http://lenpin.livejournal.com/211775.htmlОказывается и львы, и щиты новые. Но по-видимому, щиты в фильме тоже не те, что были с самого начала.
Вот, что написала
lenpin:
"Щиты были, у меня сохранились фотографии 30-х годов, времен детства моего папы. Там он сидит на льве со щитом. В этом году у меня в руках были материалы по реконструкции нашего дома, и я беседовала с проектировщиками. Говорят, что во время войны львов снимали и прятали. Честно говоря, для меня это как-то сомнительно. Во всяком случае на фотографиях времён моего детства (50-60г.г.) щитов уже нет.
Ещё хочу заметить, что неправда то, что в доме сохранились интерьеры после реконструкции. Они сохранились лишь отчасти на лестнице и в парадном. Все деревянные перекрытия по всему дому были выбиты и заменены на монолитный бетон. Я сама видела это, была даже в своей квартире перед тем, как с ней это проделали... Ни лепных потолков, ни красивых дверей с матовыми стёклами, разрисованными грифонами, не осталось..."
И фото (с)
lenpin:
И еще один момент, связанный со львами.
- Вот эти львы, Вань!
- Тоже мне львы. У них клыков-то нет.
- Не скажи, брат. Это не просто львы, это знаменитые львы. Знаешь…
- Все знаю: и как ты бабушке полено от самых Хамовников волок, и про красные штаны знаю. Мне бабушка про это тысячи раз рассказывала. Дед, ну, пойдем лучше в зоопарк.
А ведь в начале фильма клыки у львов есть, а вот в конце уже нет (и сейчас нет). Учитывая, что сперва снимались как раз финальные эпизоды в летней Москве, то вариант с тем, что клыки успели выбить, отпадает. Хотя возможно, я что-то не поняла и это такая задумка режиссера. (про себя: где бы найти старую фотку дома…)
Разумеется, за почти сорок лет многое изменилось. Снесли часть домов в Большом Ржевском переулке
Вид от дома номер 8 по Малой Молчановке в сторону Большого Ржевского переулка:
Где работает Варавва?
- У меня к тебе дело, Алексей. Не надоело тебе старому по войскам кочевать. Опыт у тебя огромный - пора передавать молодежи.
- А я что делаю?
- Так ведь не тот масштаб.
- Заманчиво. Москва. Академия. Заманчиво. Только, видишь ли, Вань, дивизия эта мне дорога. В ней Егор воевал.
По фильму Варавва работает/служит, скорее всего, в министерстве. А где же снимали место работы Вараввы? Собственно с самого начала место казалось смутно знакомым, как я не опознала его с первого взгляда, не знаю. И то, что я училась в другом здании, не оправдание.
Скамеечка, где, как и положено офицерской жене, ждет своего мужа Люба Трофимова, стояла около Химического факультета МГУ на Воробьевых горах.
Почти ничего не изменилось. Разве что плафоны (
и дались они мне) на фонаре сменили.
Вид на Главное здание Московского университета от Химфака:
Как-то так…
Все «киносравнения»:
«Служебный роман» (Ч.
1-1. Где жили герои,
1-2. Дом Калугиной,
2. Виды Москвы)
«О бедном гусаре замолвите слово» «Собачье сердце» «Афоня» «Когда деревья были большими» «Гусарская баллада» «Формула любви» «Достояние республики» «Офицеры»