В выходные съездили с
taruggin в Ярославль. Как-то, почти случайно, получилась серия фотографий мест, где 35 лет назад Георгий Данелия снимал фильм «Афоня».
Самое начало фильма. Афоня (Леонид Куравлев) и Федул (Борислав Брондуков ) проходят по Советской площади Ярославля.
В кадре - Церковь Ильи Пророка 17 века.
Внутри храм расписан совершенно фантастическими по красоте фресками:
Далее мы видим Северный корпус Присутственных мест все на той же Советской площади.
Герои направляются к углу Народного переулка и Советской улицы.
Около т.н. «Дома специалистов» (Народный переулок, д.6) Афоня просит прикурить у таксиста. В кадре подъезд номер 6.
Любопытна сама история дома.
Информация с сайта
«Мобильный гид Ярославля»:
«Строительство дома было начато в 1928 году. Кооператив назывался «Вперед» и объединял представителей ярославской технической интеллигенции. Ссуда давалась на 60 лет. Дом был заселен в 1932 году. А в 30-е годы с практикой кооперативного строительства было покончено. Членов кооператива «Вперед» вынудили срочно погасить ссуду, и в результате многим пайщикам пришлось распрощаться со своими квартирами».
В следующем кадре Федул и Афоня бегут по площади Волкова, находящейся совершенно в другой стороне от Советской площади, чем Народный переулок.
Дома на заднем плане больше не существует. Я долго не верила, что дом могли снести, но
taruggin меня убедил.
На площади Волкова герои садятся в автобус.
Справа виден памятник основателю русского театра Федору Григорьевичу Волкову работы скульптора А.В. Соловьева, установленный в сквере в 1973 году, незадолго до съемок фильма.
На автобусе герои едут в Брагино. Официальное название «Северный жилой район», как мы успели убедиться, у ярославцев не прижилось и все называют его по когда-то находившейся здесь деревне Брагино.
Вероятнее всего в кадре дома 63 и 65 по Ленинградскому проспекту.
В пивной Афоня знакомится с штукатуром Колей (Евгений Леонов). Пьяные они идут по… улице Урицкого мимо Дома Одежды (улица Урицкого, 47). Тут вполне возможно, что мы все-таки ошиблись, хотя местная жительница, вроде бы, и подтвердила, что в советское время на месте магазина «Копейка» как раз был такой магазин, и автобусная остановка до сих пор так называется «Дом Одежды».
Коля ждет Афоню около дома 61 по проспекту Дзержинского.
Затем они вместе идут к Афоне домой. В кадре виден уже соседний дом 61А.
Сам же Афоня живет в подъезде номер 4 дома 59 на проспекте Дзержинского. Во всяком случае там он живет в большинстве случаев :). Исключение - самое начало фильма: Афоня и Коля заходят в подъезд номер 3 дома 61.
Если присмотреться, то видно, что в середине 70-х проспект Дзержинского только застраивался и на четной стороне дома еще не построили.
Зато сейчас район более зеленый.
За спиной Кати Снегиревой торец дома 61 Б.
«Астроном» (Готлиб Ронинсон), которому Афоня заменил финскую мойку на ржавую раковину, работает в планетарии, который появился в Ярославле почти сразу после великой отечественной войны. Сейчас для планетария
стоится новое здание.
- Ты где работаешь-то, Архимед?
- Да в планетарии.
- А если бы я там у тебя микроскопы стал крутить? Что было бы?
- Катастрофа
Свадебный кортеж проезжает через площадь Труда.
В кадре здание бывших Вознесенских казарм, в которых квартировал Романовский полк. После революции казармы оставались в распоряжении военных. В начале 1950-х годов здание было реконструировано в результате чего его угловая часть увенчалась высоким шпилем со звездой наверху.
Универмаг «Ярославль» все на той же площади Труда.
Сама Катюша живет в Старом городе, из окон ее дома видна Церковь Николая Чудотворца (Николы Рубленый Город), Которосльная набережная, 8. Кадр этот, по нашим прикидкам, скорее всего снимали из дома 1 по улице Андропова либо (что менее вероятно) из окон церкви Спаса на Городу (улица Почтовая, 3).
Из книги Георгия Данелия
«Безбилетный пассажир»:
Снимать надо было в пять утра. (Утренний режим - солнце еще не взошло, но уже светает.) По задумке там, за окном, должны были возвращаться со свадьбы молодожены. Но в половине пятого выяснилось, что свадебное платье невесты забыли в Москве. Я уже хотел снимать просто пейзаж, но тут оператор Сергей Вронский показал мне на лошадь, которая тащила телегу с бочкой...
- Пусть эта телега проедет, - сказал он.
Сняли лошадь.
Первой на этот кадр обратила внимание жена художника Левана Шенгелия Рита.
- Как ты это потрясающе придумал, - сказала она мне после просмотра на «Мосфильме». - Как это точно!
- Что точно? - осторожно спросил я.
- Лошадь! Он делает предложение - а потом лошадь. Вот и Катя, как эта несчастная лошадь, будет тащить груз омерзительного, пьяного хамства и нищеты всю жизнь! Ведь так?
К слову, в фильме герой Куравлева отпускает Катю домой в три часа ночи, забыв про то, что и автобусы не ходят, и дождь на улице. А идти Кате, между прочим, из Брагино до Старого города… почти 10 километров по прямой…
Работает Катюша в музее истории города Ярославля на Волжской набережной 17/1. Машина скорой помощи въезжает в Советский переулок и останавливается у ворот дома номер 1.
Узнав, что ей кто-то звонил, Катя выскакивает на улицу и оказывается на площади Богоявления. За спиной героини дома 6 и 8, видна стена Спасо-Преображенского монастыря.
Быстрым шагом она проходит по Которосльной набережной.
Вдалеке видна церковь Спаса на городу, справа - Церковь Николая Чудотворца (Николы Рубленый Город).
В мае 2010 года в Ярославле рядом с пивной «Афоня» (Нахимсона, 21А) была открыта скульптура штукатура Коли и сантехника Афони.
О съемках фильма из книги Георгия Данелия
«Тостуемый пьет до дна»:
На Афоню у нас было три кандидатуры - польский актер Даниил Ольбрыхский, Владимир Высоцкий и Леонид Куравлев. Три замечательных разных актера. Три разных фильма. Остановились на Куравлеве. И не ошиблись! Есть в Куравлеве какой то секрет. Афоне в его исполнении прощают то, чего никогда бы не простили ни Афоне Ольбрыхского, ни Афоне Высоцкого. А этого мы и добивались. Нам хотелось, чтобы зрители в конце фильма не возненавидели нашего Афоню, а пожалели.
Между прочим, думаю, что мы даже слегка перестарались. Афоня в исполнении Куравлева получился настолько обаятельным, что на «Мосфильм» пришло немало возмущенных писем от жен пьющих особей. Особенно запомнилось одно, в нем дама из Омска спрашивала: «Товарищ режиссер, а вы сами когда нибудь спали с пьяным сантехником?»
В ответном письме я сознался, что не спал. Ни с пьяным, ни с трезвым.
На роль Кати ассистент по актерам Леночка Судакова привела юную студентку Театрального училища имени Щукина Женю Симонову. Женя мне понравилась, и я утвердил ее без проб. Но тут выяснилось, что она уже подписала договор с другой картиной. Там у нее главная роль, и все лето она будет сниматься где то в Башкирии. Стали искать другую Катю. Приводили немало способных молодых актрис - хорошеньких и славных, но все не то. И я понял, что никого, кроме Жени Симоновой, в этой роли не вижу.
- И что в ней особенного, в этой Симоновой, что ты так за нее держишься? - спросил меня директор картины Александр Ефремович Яблочкин.
- Что в ней особенного, не могу объяснить, - сознался я, - но она в фильме будет луч света в темном царстве.
Тогда он сказал:
- Будет тебе твоя Катя.
И действительно. Яблочкин полетел в Башкирию и привез оттуда Женю и ее маму в Ярославль. (Этот фильм мы снимали в Ярославле.) А на следующий же день из Башкирии от директора той группы пришла истеричная, гневная телеграмма! Раздались не менее истеричные, гневные звонки со студии «Горького» и из Госкино. Выяснилось, что актрису с мамой наш директор просто-напросто похитил, чуть ли не тем же способом, что и герои Гайдая в фильме «Кавказская пленница». И только оставил записку: «Не волнуйтесь, через три дня будем. Ваш Яблочкин».
Все «киносравнения»:
«Служебный роман» (Ч.
1-1. Где жили герои,
1-2. Дом Калугиной,
2. Виды Москвы)
«О бедном гусаре замолвите слово» «Собачье сердце» «Афоня» «Когда деревья были большими» «Гусарская баллада» «Формула любви» «Достояние республики» «Офицеры»