В первые майские покатались с
taruggin на рейсовых автобусах по Дмитровскому району, чем немало удивили местных жителей, которые, объясняя нам дорогу к какому-нибудь объекту, начинали примерно так: «Проезжаете вы дачные домики…». «Стоп-стоп, - пищала я. - мы пешком, насколько далеко эти домики?»
В общем хорошо съездили. Так что теперь я являюсь счастливым обладателем загоревшей мордочки, коллекции расписаний автобусов и фотографий мест, где снимался фильм «Гусарская баллада».
Поместье майора Азарова - Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Удино
Кирпичную полуразрушенную церковь не сразу заметишь с дороги, летом, когда распускается листва, она скорее всего вообще не видна. Так что неудивительно, что многие жители окрестных деревень о ней не знают.
Именно эту церковь почти 50 лет назад Эльдар Рязанов превратил в поместье майора Азарова.
Из воспоминаний Эльдара Рязанова:
«Часть событий происходила в усадьбе небогатого помещика. Как ни странно, найти подходящую усадьбу оказалось делом довольно нелегким. Сохранились дворцы крупных аристократов, князей, а небольших поместий нет, они варварски уничтожены в революционные и послереволюционные годы. После долгих поисков мы набрели на рощу вековых лип - первый признак старого дворянского гнезда. Но самого дома уже не существовало. Роща укрывала полуразвалившуюся церквушку и заросший ряской пруд. Мы решили, что церковь перестроим в здание усадьбы, вековые липы станут нашим парком, пруд очистим, установим скульптуры, разобьем клумбы, посадим цветы, возведем ограды, и у нас получится красивое и изящное поместье майора Азарова, дяди героини. Художники Михаил Богданов и Геннадий Мясников, с моей точки зрения, справились с этим на славу».
Кстати, если вы посмотрите на кадры, снятые вечером, то заметите, что в «поместье» не святятся несколько окон. Объяснение этому оказалось очень простым - на самом деле это ложные окна и в жизни там кирпичная кладка. Если присмотреться, то заметить это можно и на дневных кадрах.
Как насмешка выглядит прикрепленная к стене церкви доска «Памятник архитектуры». В отличие от многих московских памятников этот и сносить не надо - еще чуть-чуть и он развалится сам собой.
На своде еще можно заметить остатки фресок, кое-где осталась краска.
Двери давно уже нет, а петли сохранились до сих пор.
Несмотря на плачевное состояние храма, кто-то поставил внутри иконы и закрыл от досужих туристов вроде нас алтарную часть.
Прудик, в описании Рязанова «заросший ряской», почти окончательно потерялся, однако до сих пор видно, что он имеет (или уже имел?) идеально круглую форму.
Рядом с прудом - две могилы (?). Мы так и не поняли, кому пришло в голову хоронить кого-то рядом с прудом и как это им вообще удалось. Или может это все же не могилы?
Первый кадр. Никольский храм в Подъячево
Из воспоминаний Эльдара Рязанова:
«Одним из героев фильма, вернее, героинь, должна была стать полная тонкого очарования русская природа. Я хотел, чтобы у зрителя возникало чувство: за такую прекрасную землю надо драться и умирать! Поэтому выбору натуры уделялось особенно тщательное внимание. Мы с оператором Леонидом Крайненковым и художниками не успокоились, пока не наткнулись на холмистые, с перелесками и открывающимися далями исконно русские пейзажи».
Первый кадр - небольшая церквушка на опушке леса - был найден совершенно случайно. Сев в Удино на автобус, мы собирались доехать до Рогачево, но возле Федоровки увидели что-то смутно знакомое и выскочили.
В отличие от церкви в Удино храм почти отреставрирован и в нем проходят богослужения. Повстречавшаяся нам старушка рассказала, что в усадебном доме до 70-х гг. была школа, потом вроде как усадьбу пытались отреставрировать, но потом в прилегающих к ней галереях случился пожар, а в 90-е деньги и вовсе закончились. Мне показалось, что дом отреставрирован недавно. На двери висит замок, так что кто-то за ним да следит.
Подъячево - относительно новое название. Нынешнее название село получило от местного уроженца, пролетарского писателя С.П. Подъячева, который поселился в одном из флигелей усадьбы после революции.
Ранее же село носило более благозвучные названия - Никольское-Горушки (так ее называл первый владелец - П.М. Власов), Никольское-Обольяниново (после покупки ее Обольяниновым). С середины XIX века до революции усадьба принадлежала Олсуфьевым. В усадьбе часто бывали Лев Толстой и Дмитрий Менделеев. Первый вроде как даже написал там несколько глав «Воскресения».
Дуб, который снимался в кино. Ольгово
Дуб мы, конечно же, нашли не сами, а по подсказке старушки из Подъячево. Вообще удивительно, как местные жители помнят про дуб и не помнят/не знают про Удино. Уже в Ольгово нам в общем-то первый встречный рассказал, как найти «тот самый дуб». Признаться, была удивлена, насколько мало изменились деревья за полвека, хотя от одного дерева остался почти пенек, но и в те годы оно не блистало молодостью.
Рядом растет т.н. дерево любви, к которому приезжают все молодожены близлежащих сел, так что дерево стоит все в праздничных лентах.
Находящаяся совсем рядом усадьба Ольгово (до революции принадлежала Апраксиным) тоже пребывает в каком-то непонятном состоянии. Вроде как живет, вроде как усадьбу восстанавливают, но когда это случится, и случится ли вообще, неясно.
На территории усадьбы сохранился памятник Ленину. Хотя сохранился - это сильно сказано, памятник коммунизма разрушается столь же верно, как и усадебный дом.
В Интернете я вычитала, что вроде как часть кадров снималась на дороге от Николо-Пешношского монастыря на Василево. Не могу с уверенностью сказать, что это не так: возможно, мы так и не нашли нужный ракурс или искали что-то не то. Но «тот самый кадр» мы так и не нашли. Зато теперь я знаю, как выглядит Николо-Пешношский монастырь. Но
об этом в другом посте.
Несколько любопытных фактов о фильме из воспоминаний Рязанова:
1. Гладков возможно не является автором пьесы «Давным-давно»
Предполагалось, что Гладков напишет сценарий к фильму. Гладков с радостью дал согласие, подписал договор и исчез на несколько месяцев… Необходимые связки (например, сцена где Шура с денщиком Иваном замечают во ржи смертельно раненного русского офицера, Шура отвозит пакет и в результате ее принимают в действующую армию младшим адъютантом) были дописаны Рязановым. В итоге договор был переписан, а в титрах появилась фраза «Сценарий Александра Гладкова при участии Эльдара Рязанова».
Из воспоминаний Эльдара Рязанова:
«Итак, я принял решение: буду ставить «Давным-давно». Пырьев, художественный руководитель творческого объединения, отнесся к этой затее с воодушевлением, тогдашний генеральный директор «Мосфильма» тоже не возражал. Директор нашего объединения, мой друг Юрий Александрович Шевкуненко (его пьеса «Сережка с Малой Бронной» была широко известна в начале шестидесятых годов), был, как оказалось, участником постановки пьесы в Театре Красной Армии в 1942 году. Будучи молодым артистом, он играл в постановке роль благородного испанца Винценто Сальгари. Так что вещь для него была близкой, родной. Он был влюблен в пьесу, и поэтому его позиция была однозначной - ставить!
И тут я впервые услышал от него информацию, которой сначала не придал большого значения.
- Договор с Гладковым будем заключать не на самую большую сумму, которая положена, - сказал вдруг Юрий Александрович.
Я удивился, так как он не был прижимистым директором и никогда не обижал авторов.
- Почему?
- У нас в театре, тогда в Свердловске, в 1942 году, во время репетиций, у всех сложилось мнение, что пьесу написал не Гладков.
- Как? - воскликнул я. - А кто же?
- Когда надо было что-то переделать в тексте или написать несколько новых строк, он не мог. Врал что-то. Скрывался куда-то. Так Алексей Дмитриевич и не сумел из него ничего выжать, ни одной строчки, ни одной строфы. У нас никто не сомневался, что «Давным-давно» не его пьеса. Он ее откуда-то раздобыл. Я уверен, он не напишет сценария и нам придется брать доработчика, который и сделает инсценировку. А доработчику надо будет заплатить. А из каких денег? Поэтому я и хочу оставить резерв, не заключать договор на полную сумму.
- Откуда же могла появиться пьеса? Нет, невозможно! Тогда подлинный автор, если только это правда, объявился бы, предъявил претензии. А по-моему, ничего подобного не происходило...
- Верно. Никто не предъявлял авторства на «Давным-давно».
- Сам видишь! Твоя гипотеза не выдерживает критики, - сказал я. - Это какие-то сплетни.
- Как сказать, - усмехнулся Шевкуненко. - В 1940 году Гладков сидел в тюрьме.
- За что? По политическому делу?
- По уголовному. Он ведь сумасшедший книжник, страстный библиофил. В научном читальном зале Библиотеки имени Ленина заметили, что стали пропадать ценные, редкие книги. Тогда в зал подсадили сыщика, и он «застукал» Александра Константиновича, когда тот засовывал за пазуху какую-то библиографическую редкость. Гладков получил год тюрьмы. Осенью сорокового года он, отбыв срок, вышел из нее, а через короткое время после этого и появилась пьеса «Давным-давно».
- Ты думаешь, он ее вынес из тюрьмы? - спросил я.
- Ничего другого не остается. Обрати внимание - ни до этой пьесы, ни после нее он не написал ни одного стихотворения, ни одной поэтической строфы и вообще ничего в рифму. Во всяком случае, нигде не опубликовал. А человек, который так изъясняется стихами, как автор «Давным-давно», - первоклассный поэт. На голом месте, без большой поэтической работы такого не сочинить.
- И ты полагаешь, что человек, который написал пьесу, не вышел из тюрьмы?!
- Не знаю. Тогда многие не выходили из тюрем, не возвращались из лагерей. История темная...»
2. Игорь Ильинский не должен был играть Кутузова
Предложение Рязанова о том, что роль Кутузова должен играть Игорь Ильинский было встречено на Мосфильме в штыки.
Из воспоминаний Эльдара Рязанова:
«Комедийный актер, - говорили тогдашние руководители «Мосфильма», в частности генеральный директор В. Н. Сурин, - не имеет права появляться на экране в образе великого полководца. Ведь как только зрители увидят Ильинского в форме фельдмаршала, они покатятся со смеху, и память Кутузова будет оскорблена, скомпрометирована.
<…>
Я принялся вести двойную игру, решил перехитрить всех - и руководство студии и Ильинского. Ильинского я обманывал, говоря, что вся студия только и мечтает увидеть его в роли Кутузова. На студии же я уверял, что активно ищу актера, снимаю кинопробы, и выражал лицемерное сожаление, что подходящий кандидат еще не найден.
А тут наступила зима и пришла пора выезжать на зимнюю натуру. Вскоре натура стала луходящей», то есть снег принялся таять, и съемки находились под угрозой срыва. Я буквально умолил Ильинского сниматься и, не проинформировав руководство студии, свершил самовольный поступок - отснял эпизод, где Кутузов проезжает перед войсками. А вскоре снег стаял совсем, и эту сцену переснять с другим исполнителем не представлялось возможным. Так я поставил студию перед свершившимся фактом. Пришлось смириться с моим выбором».
Все «киносравнения»:
«Служебный роман» (Ч.
1-1. Где жили герои,
1-2. Дом Калугиной,
2. Виды Москвы)
«О бедном гусаре замолвите слово» «Собачье сердце» «Афоня» «Когда деревья были большими» «Гусарская баллада» «Формула любви» «Достояние республики» «Офицеры»