Вязьма - Селижарово (фрагмент), 550 км, июль 2008 (кросспост)

Aug 23, 2008 07:55

Дорога от Хмелиты до Молодого Туда заняла у меня по июльской жаре аж три дня. По дороге попались: небольшая речушка Днепр, три райцентра - в том числе старинный уездный городок Белый, несколько убитых усадеб, несколько разрушенных церквей, живописные долины Обши и Березы, а также уже упоминавшаяся грандиозная Софийская церковь и школьно-картинное имение Татево. Ну и Федеральный Перелаз Владимирское-Комары, разумеется. В этой части попробую уместить картинки всех трех дней, и еще одна часть останется на заключительный четырехчасовой участок от Оковцев до Селижарово:) Поехали?

***
Характерный чебакский пейзаж с птичками:


(кликабельно)


Пигулино (Ахтырка), церковь Ахтырской И.Б.М. (1816). Действующая.






Долина Днепра. Когда-то по берегам почти вплотную стояли церкви, теперь - почти вплотную стоят вот такие памятники






это Днепр



Мотокросс - известная нечерноземная забава. Для небольших райцентров средней полосы мотодром - весьма характерная деталь пейзажа. Такие я встречал и в Торопце, и в Нелидово, и в Сафоново, и в Боровичах, и в Осташкове, и во многих других местах. Некоторые выглядят запущенными, но чаще - нет. Этот - на берегу Днепра, около Холм-Жирковского - явно не простаивает



Про сытый райцентр Холм-Жирковский я уже немного рассказывал. Вот несколько картинок оттуда:

Никольская церковь, 1997



а это тот самый упитанный Ильич



Напротив - новенькое здание райадминистрации с памятником Нахимову; на той же площади - еще несколько нехитрых памятников









Нахимов, куда ж без него






Владимирское, ж/д ветка на Владимирский Тупик (весьма говорящее название, когда-то там был крупный леспромхоз с разветвленной сетью узкоколеек, сейчас все разобрано)



она же, в другую сторону



Это уже Бельский район Тверской области, долина р.Нача






Здесь, неподалеку от села Бокачево - погост Головенька с разрушенной Благовещенской церковью (1834)






Белый









В городке еще десятка полтора не слишком выразительных исторических зданий, аккуратная одноэтажная деревянная застройка по обоим берегам Обши, и развалины исторической Петропавловской церкви, до которой я не доехал. Название Обша ("Обшша") - вообще-то искаженное местным белорусским говором древне-соборное "Обща", в таком написании и попавшая на некоторые (не все) топографические карты и дорожные указатели. Вдоль этой Обшши я и поехал дальше, пытаясь найти удобную стоянку для ночевки. Бельские ребятишки советовали встать неподалеку от устья Песочной - мол, от каменного барского дома в Корнешино, приспособленного под сельскую школу, к реке должна быть тропинка. Но на месте выяснилось, что детей в округе больше не осталось - разъехались. В немаленьких с виду окрестных деревнях - Подвойском, Макарово, Ольшаниках и Егорье - остались одни старики, да дачники на лето приезжают. Школу закрыли, тропинка к ней заросла, когда-то уютная пойма превратилась в непролазные заросли крапивы. Диковато смотрится теперь в глухом лесу дорожный знак "осторожно, дети!", и развалины усадьбы неподалеку. А еще перекинутый через реку крепкий подвесной мост, по которому никто не ходит. Как рассказали местные, раньше каждую весну для детишек наводили временный мост, а сроки школьных каникул двигали сообразно капризам погоды, чтобы они приходились на ледостав и ледоход. Потом пошли одна за другой теплые зимы, решили построить подвесной - тут-то школа и закрылась за ненадобностью...

Дорога вдоль Обши



Эта показательная картинка уже была в первой части, но уж больно хорошо она вписывается в контекст, смотрите кто не видел:



А это вовсе не ночь, как может показаться. До захода солнца примерно полчаса(!), это неизвестно откуда взявшаяся туча с градом. Увидав ее, я успел - поставить палатку, спрятать вещи и приготовить ужин (чай и густой-густой наваристый суп с целой банкой тушенки). А вот съесть - не успел:(( Когда градины размером с горох начали плюхаться в тарелку - жирные брызги стали разлетаться во все стороны, мгновенно застывая на одежде, руках, в волосах... День закончился усиленным мытьем в Обше, а следующее утро началось с усиленных постирушек))



у деревни Митино к югу отходит живописная грунтовка, на ней прикольный автомобильный мостик через Обшу



с полкилометра крутого подъема от речки...



...приводят к живописной кладбищенской Митрофаньевской церкви (с.Дунаево, 1767)



















А это уже Оленинский район, с.Покров. Церковь, видимо, Покровская, середина-конец XVIII (ничего про нее в Сети не нашел, даже здесь), а птички переместились с колокольни на купол:)



Купол, кстати, любопытной "полушатровой" формы:









Ну, Новоселки вы уже знаете:






А это уже около Оленино, колокольня Преображенской церкви (Спас-Береза, 1808)






Оленино, новодельная церковь Новомучеников и Исповедников Российских



Пересекаю М9 "Балтия" в районе Оленино. С превеликим трудом узнаю в этом строении... процветающую когда-то кафешку на 277-м километре Москвы-Риги, сохранилась даже зазывная вывеска "Пора покушать!". Я останавливался тут трижды - во время байдарочных автомобильных забросок-выбросок в начале 2000-х... Говорят, построенная с нарушением технологий и не рассчитанная на нынешний трафик М9 потихоньку умирает, разбиваясь в хлам и не выдерживая конкуренции с М1 Москва-Минск, а также хордами Даугавпилс-Смоленск и Пустошка-Смоленск (с платным участком Невель-Усвяты-Велиж). Помните историю с вице-премьером Ивановым, которому не нашлось вертолетной площадки в Западной Двине, и он был вынужден проехать 10 км по трассе? Итогом было высочайшее откровение - что в России, оказывается, ужасные дороги(!) - и истеричные площадные оргвыводы. Трассу М9, впрочем, спасет только полная реконструкция с остановкой движения - на что никто не пойдет еще лет 15. Если уж перезрелую ВСМ Москва-СПб мусолят примерно столько же, а воз и ныне там...



Бобровка. Влиятельное владельческое село рядом с М9 - известно тем, что здесь Андрей Белый писал свой роман "Серебряный голубь". Холм с бурьяном - все, что осталось от каменной Успенской церкви (1802)



Отрадное, тоже бывшее село, перекресток с историческим Торопецким трактом. Во Ржеве до сих пор сохранилась улица с таким названием. Хотя, строго говоря, в Торопец-то тракт и не заходил, оставляя его к северу. В начале прошлого века еще было ответвление на Торопец в Новобридино, через усадьбу Поджио-Челищевых в Знаменском. Но Поджио были революционерами, и сами себя успешно свергли. Знаменское быстро угасло и разрушилось, а ответвление утонуло в болоте. Долгое время Торопецкий тракт был главной дорогой из Москвы в Прибалтику. Мощеный булыжником на всем протяжении, с появлением М9 (сквозное движение по которой было открыто только в 1980-х) он окончательно утратил свое стратегическое значение. Сейчас это широкая грунтовка с фрагментами грейдера либо даже асфальта, но кое-где попадаются и булыжные участки.


Продолжение следует...
Previous post Next post
Up