Моя подруга попросила помочь школьнику подготовиться к ОГЭ в 9 классе. Была рассказана душещипательная история о том, как ребёнок оказался в такой сложной ситуации. Правда она оказалась выдумкой, но, наверное мама мальчика боялась, что иначе никто за его обучение не возьмётся.
И боялась не без оснований. Начиналась вторая четверть девятого класса. На первом занятии выяснилось, что начинать надо с шестого класса. Николай сразу заявил мне, что он ничего не знает; не понимает, в чём смысл математики; не представляет, для чего она нужна.
Но в школе он учился на четвёрки. Я спросила, как он решает проверочные контрольные? Очень просто. Сидит на одной парте с другом, который занимается с репетитором и знает математику. В начале урока учитель уходит на 20 минут. Этого достаточно, чтоб друг написал ответы. При тестировании черновик не проверяется, нужно только ответы проставить.
Но ОГЭ так не сдашь, нужно заниматься.
План был такой: ноябрь - 6 класс, декабрь - 7 класс, январь - 8 класс. Программа 9 класса мало затрагивается на ОГЭ. Дальше подготовка к экзамену в соответствии со школьной программой.
Дело осложнялось тем, что у Николая не было базовых представлений о математике. Он не знал, что такое доказательство, решение задач. На каждом уроке он твердил:"Я ничего не знаю, как вы научите меня если я не знаю вообще ничего?"
Я пыталась приободрить его, если он что-то делал правильно, говорила:"Молодец!" Он остановил меня:"Не говорите мне больше, что я молодец!"
Коля был левшой. Может быть это придавало иррациональность его поведению?
В декабре он сообщил мне, что кажется начал разбираться в этой математике. Тогда же я поздравила его, пожала руку. Он впервые самостоятельно правильно решил задачу по геометрии.
Со второго полугодия начали систематически готовится к экзамену. Научить и подготовить к тестированию, это разные вещи. Есть приёмы, позволяющие решать задачи без глубокого понимания соответствующих тем. Есть шаблоны для решения задач. Часто использую это. Конечно, широко использую специальные сайты для подготовки. Но без учёта индивидуальности школьника, уровня и характера его знаний в такой короткий срок успеха не добиться.
Сразу предупредила Колю, что когда начнётся тема прогрессии, он мня предупредил. Одного - двух правильно проведённых занятий достаточно, чтоб обеспечить балл на ОГЭ. Коля пришёл домой и сказал маме:"Я думал, математика - это сложно, но репетитор объяснила мне сразу как надо. Это так просто".
Наверное тогда он задумался над решительным шагом. На следующем занятии он долго расспрашивал меня про сайты с тестами: какие они по сложности, по функциям, по популярности. Как с их помощью можно заниматься.
Неожиданно он заявил, что я неправильно его учу. Не нужна эта теория вся, эти теоремы. Нужно просто читать и разбирать тесты. Он больше не придёт ко мне заниматься. И не пришёл. Звонила его маме, но она сбрасывала звонки.
Я позвонила подруге, которая привела его ко мне. Она сказала, чтоб я не переживала. Если практически с нуля я подготовила его настолько, что он может заниматься сам, то это очень хорошо. Моя подруга - заслуженный учитель Кубани. Я поверила её опыту.
Примерно за неделю до экзамена я всё-таки позвонила его маме.
Она сказала, что ей было настолько неудобно, что она не могла со мною говорить. Но Коля принял такое решение.
Я сказала ей:"Поздравляю. У Вас растёт настоящий мужчина. Он принял такое сложное решение и не переложил ответственность на Вас, а сам отвечает за свой поступок. Это по-настоящему взрослый, серьёзный, мужской поступок". Мама Николая так обрадовалась, она говорила и говорила, рассказывала о сыне. "Вы не обижаетесь?"- спросила меня. Конечно нет! Это же дети. Они могут быть большими, сильными, независимо держаться. Но в 16 лет они ещё дети. Я всегда это помню.
"Пробный экзамен сдал удовлетворительно. И сейчас занимается по компьютеру",-сообщила мама.
Поскольку ожидалась годовая четвёрка, даже "удовлетворительно" Колю устроило бы. Я уверена, у него всё сложилось хорошо.
Мои друзья. Личность школьного возраста Мои друзья. Личность школьного возраста 2