Я встречала в школьном дворе этого мальчишку, назовём его Сашой, но до поры до времени он оставался таким же дворовым пацаном, как и другие.
Как-то случайно разговорилась с его родителями. Оказалось, что у Саши три переэкзаменовки за 8 класс: две по математике(алгебра, геометрия) и ещё одна по истории. Договорились, что я с ним позанимаюсь.
Переэкзаменовка в конце сентября, был август. Пока мы не начали заниматься, я думала, что подготовлю Сашу к экзамену. Но первые 15 минут показали что вряд ли. Нет, он срезался не на математике, на истории. Рассказал, что Наполеон был убит под Бородино и ещё много интересного в этом же роде.
Алгебра. Почти сразу выяснилось, что он плохо знает таблицу умножения. Следующая остановка - дроби. Что деление обозначается двумя вертикальными точками, он знал. Я объяснила ему, что можно заменить двоеточие горизонтальной чертой, расположив числа над и под ней. Эффект был ошеломляющий:"А я то думал, что это за чёрточка!"
Геометрия. Здесь неожиданностей меньше. Я была готова к тому, что в девятом классе школьники не знают, что такое параллельные прямые, и какие бывают углы.
Саша был очень умный от природы мальчик. Несмотря на плачевное положение на начало 9 класса, он мог бы успешно сдать ОГЭ, я уверена. Его поддерживала новая учительница, и он достаточно успешно осваивал программу, параллельно "подтягивая" курс 6-8 классов.
Вот здесь главная проблема. Оставшись на второй год, он вернулся на обучение к своей учительнице, которая за несколько лет не смогла его ничему научить. Почему его переводили из класса в класс, а тут вдруг оставили на второй год? Потому что в 9 классе надо сдавать экзамен. А "возится" с парнем, помогать ему никто не собирался.
Почему умный мальчишка не хотел учится? Всё дело в мотивации, он не видел смысла в учёбе.
С 14 лет он помогал отцу на работе, причём был официально оформлен и получал зарплату. На эти деньги он покупал себе одежду. Иногда приходил в обновке и с гордостью рассказывал, какая она модная, что именно в ней модного. Иногда помогал деньгами маме. Зачем ему, такому самостоятельному учиться?
Саша сразу рассказал о своей мечте - стать автомехаником. Вскоре стало понятно, парень точно знает, чего он хочет. Он будет к этому стремится и заниматься остальным ровно столько, сколько необходимо и ни минутой больше. На вопрос:"Какую оценку ты хочешь иметь?" - он прямо ответил:"Тройку, конечно. На четвёрку учится надо, зачем мне эта головная боль".
Первый большой результат пришёл в третьей четверти. За полгода занятий по два часа в день школьник освоил курс 6, 7, и половины 8 класса на "удовлетворительно".
В оставшееся время мы занялись химией и информатикой. Просто удивительно, как мало надо, чтоб научит порой ребёнка. Я не преподаватель химии, но со школьным курсом разобраться могу.
Начала с математики - решения уравнений. Чтоб расставить коэффициенты нужно знать валентность элементов. Один раз я рассказала, как определить валентность по таблице Менделеева, заодно про металлы и и галогены. Второй раз - про моли и мольные соотношения.Немного тренировки, и дело пошло.
С информатикой ещё проще. Как оказалось, у парня не было тетради. Каждый раз как он приходил без тетради, учительница ставила двойку. Поговорила с мамой, Саше купили тетради. Пара занятий, и информатика ушла их числа "критических" предметов.
Заодно навели порядок с другими предметами. В тетради по математике с одной стороны была алгебра, с другой - история, а посередине - карикатура на математичку.
Результат такой: на ОГЭ два балла не дотянул до четвёрки. Если бы занимался, легко сдал на 4
но не захотел голову ломать. Его цель была тройка, и он её получил.
Я ему ещё помогла с проектом по географии и русским языком. Как? До он не знал, как подойти к решению этих задач! Я уже не говорю о его знаниях.
Увидела его во дворе в день сдачи проекта. Он увидел меня и от соседнего подъезда кричал:"Я сдал! Сдал!"
А ведь мальчишка толковый. Просто никто не видел в нём личность, интересную и своеобразную.
Как-то получил два по математике. Я удивилась - тему знал хорошо. Оказалось - самолётики бросал. Два за поведение. На вопрос, почему он так себя ведёт в школе, а у меня нет, сказал:"Не знаю, я у вас какой-то другой."
В этом суть, он чувствовал не только, что я его уважаю, но что он мне интересен, и я забочусь о нём и переживаю за него.
С горечью рассказал он, что в последний школьный день к нему подходили учителя, завуч пожала ему руку, все поздравили его с окончанием 9 класса, и сообщили, что рады с ним расстаться.
Саша поступил в техникум. Когда ему исполнилось 18, получил права, купил машину. Не новую, но он привёл её в порядок. Недавно видел, как вёз по делам свою маму.
Я вовсе не плохого мнения о его учителях. Они ведь учат не каждого ученика, а всех. А в целом может быть и неплохо получается.
Мои друзья. Личность школьного возраста 2 Мои друзья. Личность школьного возраста 3