Почти в любой стране аренда автомобиля хорошая возможность сэкономить деньги и время, но только не в Израиле. Тут все построено так, чтобы турист потратил не меньше, а примерно аналогичное количество денег или даже больше. В этой статье мы узнаем все тонкости выбора и аренды автомобиля в Израиле, а также все сопутствующие моменты: дороги, парковки и заправки.
Решили взять в аренду авто в силу ограниченности времени нахождения в Израиле, а также цен на экскурсии. А хотели мы посетить 3 места: музей
Яд Вашем в Иерусалиме, крепость Массада на Мертвом море и непосредственно искупаться на самом море. Если брать экскурсию у туркомпании, то все 3 - это отдельные экскурсии, каждая из которых стоит от 50 долларов на человека и каждая занимает почти целый день.
Как организовывают экскурсии в Израиле - это отдельная песня. Возьмем, например, экскурсию на Мертвое море: около часа происходит сбор всех участников экскусии в большой автобус, 3 часа едем непосредственно до моря (200 км), час купаемся (ну а больше там делать и нечего), на час вас ведут на обед, куда скажут (естественно, выгодное для них в плане денег), потом на час вас проводят в какой-нибудь сувенирный магазин (тоже чтобы заработать свой %) и 3 часа вы едете обратно домой. За все это вы заплатите от 50 долларов и выше. Ни 300 долларов на двоих, ни 3-х дней тратить на это не было желания, поэтому мы решили арендовать авто и проехать все самим за 1 день.
Где арендовать автомобиль:
Контор по аренде авто тут огромное количество, есть как международные Avis, Hertz, Alamo, Budget, Sixt, Thrifty, так и местная Eldan. Забранировать автомобиль можно как на прямую с сайтов арендаторов, так и через русифицированный агрегатор
rentalcars.com, у Eldan свой сайт
eldan.co.il. Взять в аренду машину в Израиле можно в разных уголках страны: в аэропорту Бен-Гурион, Тель-Авиве, Иерусалиме, Эйлате, Хайфе и других городах страны. Практически все конторы в пятницу работают по сокращенному графику, а в субботу отдыхают. Только в аэропорту Бен Гурион можно взять и сдать автомобиль круглосуточно.
Советую бронировать автомобиль заранее и он-лайн. Во-первых, это получится немного дешевле. Во-вторых, если машина заказанного класса не будет в наличии, вам предоставят классом выше и бесплатно. В случае, если же вы приедете без брони и нужного класса не будет, вам придется доплачивать самому. В-третьих, языковой барьер. Не все в Израиле разговаривают по-русски, поэтому некоторые вопросы вы просто не сможете понять, а работник может накинуть вам еще ненужные вам функции - аэропортовский сбор или НДС 17% как местному (читал отзывы, что такое случалось). Бронируя он-лайн, вы сами подберете нужные для вас опции, а их несколько: второй водитель, навигатор (проще заранее скачать и установить программу maps.me), кресло для ребенка, страховка стекол (она в обычную не входит) или полное страхование.
Страховка существует нескольких видов:
- LDW - обязательная страховка, что-то вроде ОСАГО, всегда уже включена в стоимость аренды.
- LDW, CDW и TP - полная страховка. ОСАГО + страховка от повреждений + страховка от угона. Тут в случае любого повреждения вы рискуете потерять только залог, который заблокирован на вашей кредитной карте, причем, не важно само повреждение. Это может быть и царапина и развороченная машина.- EW либо Super CDW и TP -максимальная. При повреждении авто, вы не рискуете ничем.
Полная страховка у вас обычно также включена в стоимость в аренды, весь вопрос всегда, покупать ли максимальную или нет. Скажу так, водят в Израиле ужасно, поэтому почти все автомобили поцарапанные. Могут поцарапать как на парковках, так и во время движения. Рисковать заблокированной суммой не советую, лучше доплатить, купить полную и не переживать. Она увеличивает цену аренды почти в полтора раза, но если вы берете на несколько дней, то это не будет существенной надбавкой, а нервы целее.
Если вы берете полную, то нужно внимательно осмотреть автомобиль на предмет сколов, царапин вместе с приемщиком и если что-то не так, указать это в листе осмотра, а также сделать фотографии, чтобы было хорошо видно эти недостатки. В случае претензий это можно показать. При максимальной эту процедуру проходить необязательно, просто берете и едите. Кстати, страховка не действует на днище автомобиля, колеса и стекла.
Территории Палестины и Израиля:
Страховка также не действует на особых территориях в зоне «А» и «B» территории Западного берега реки Иордан и Сектора Газа (Палестинской Автономии), а также Табе (особая зона в Египте на границе с Израилем). С зонами тоже разбирался довольно долго. Если посмотрите на гугл или яндекс карты, то увидите, что северная часть Мертвого моря относится к Палестине.
Как оказалось, не вся территория Палестины, указанная на карте, действительно является ею. Зона А - полный контроль палестинской администрации (то есть израильтянам туда соваться нельзя), В - общий контроль палестинцев и армии Израиля. То есть наш маршрут как раз не затрагивал палестинские земли. Чем опасен заезд на автомобиле на Зону B? Например, ваш автомобиль по дороге могут забросать камнями, поэтому советую туда не суваться.
Что необходимо для аренды автомобиля:
- Загранпаспорт
- Российские права. Во многих конторах написано, что
международные права обязательны, у меня их так и не посмотрели, но все же советую их сделать, чтобы не вышло казуса и ваш отдых не был испорчен.
- Кредитная карта, оформленная на водителя. Дебетовая не подойдет.
Что может повлиять на стоимость аренды:
- Возраст и стаж водителя, это нужно уточнять непосредственно в конторе. В любом случае водители должны быть старше 21 года, а опыт вождения не может составлять менее 2-х лет.
- Иное место возврата автомобиля, это тоже нужно уточнять, потому что в каких то конторах это бесплатно
- Аэропортовский сбор около 30$, если вы хотите взять машину в аэропорте, либо вернуть ее там. Эта мера сделана для того, чтобы вы пользовались услугами такси.
- Ограничение по пробегу от 200 до 250 км в день. Сверхлимита штраф, который зависит от цены аренды автомобиля, но на сайтах информацию об этом почти невозможно найти, как будто это секретная информация. Скорее всего, хотят сделать "сюрприз", когда вы будете возвращать авто. На наш автомобиль штраф выходил 0.3$ за каждый километр сверх лимита. Получается, что при аренде авто на 1 день за 40$ с поездкой по обозначенному выше маршруту в 400 км мы бы заплатили сверх лимита еще 60$. Лимит вычисляется по одометру, поэтому мы решили взять авто на 2 дня, из которых ездили бы один день, а второй она просто стояла. Эта хитрость опять сделана, чтобы туристы пользовались услугами такси либо экскурсий. Начиная с 3-го дня действует уже месячный лимит.
- Время сдачи автомобиля. Авто нужно сдать ровно в то же время на следующий день с опозданием максимум в 15 минут. В случае опоздания вы платите штраф равный 30% дневной аренды. Еще прикол в том, что сдать автомобиль можно только в рабочее время (а в Израиле работать ох как не любят), то есть если вы берете автомобиль утром, а возвращаетесь вечером, то сдать его уже не получится, вы попадаете еще на аренду паркинга и должны будете рано утром успеть ее забрать и вернуть в точное время.
- Возвращать автомобиль необходимо с полным баком топлива, иначе вы попадаете на штраф по обслуживанию этого мероприятия от лица конторы. По поводу заправки есть тоже свои тонкости, которые мы обсудим ниже.
Какую компанию я выбрал:
Я выбирал компании по нескольким критериям: по близости места, ценам, отзывам и времени работы. Мы хотели выехать из Тель-Авива рано утром, чтобы успеть посмотреть все запланированные места. Местная компания Эльдан работала только с 9 утра и заканчивала работать в 17.30, федеральные работают с 8 до 18.00. Этот факт в который раз доказывает, что евреи работать не любят и не хотят. Из ближайших к отелю была компания Sixt, которую местные советовали как хорошую контору.
У компании есть два сайта федеральный
sixt.com и местный
ru.shlomo.co.il, на которых цены и условия при выборе одного и того же автомобиля в одном и том же месте совершенно разные. На федеральном давался лимит в 500 километров с ценой в 94.84$
А на местном с лимитом 400 км просили 61.10 евро (66.5 доллара) - неплохая разница. Поэтому при выборе авто посмотрите, какая цена будет пробиваться через разные сайты. Помимо этого мы взяли максимальную страховку за 22.50 евро и общая цена вышла в размере 83.60 евро.
К 8 утра я подошел к конторе, в течении 15-ти минут мне все оформили, на карте заблокировали 600 долларов и привезли автомобиль. Кстати, если вы не выбираете определенный автомобиль, а только класс, поэтому вместо Opel Corsa нам пригнали новенький Hyundai I20 с пробегом 4500 км. На автомобиле был автомат и кондиционер, хотя изначально предлагалась механика.
За сутки мы проехали почти 400 км через Иерусалим и с севера на юг вдоль Мертвого моря, а обратно рядом Сектором Газа. По возвращению на одометре было 396 км, что очень повеселило приемщиков:) Автомобиль забрали также в течении 15 минут, а залог на кредитку вернулся в течении часа.
Правила дорожного движения Израиля:
В Израиле организовано правостороннее движение. ПДД мало отличается от европейских стран. Все кольца тут главные, хотя знаков на въезде нет. Если нет знака "уступи дорогу", то вы проезжаете по главной дороге. Вместо знака STOP показана рука. Это сделано, потому что иврит читают справа налево и STOP читался как POST. В городах есть выделенные полосы для общественного транспорта, на которые заезжать запрещено. Ехать на автомобиле нужно с включенным светом, все должны быть пристегнуты, а водитель не должен держать в руках мобильный телефон. Скоростной режим обычный и указан знаками, за 400 км я не нарушил ни одного правила.
Заправки:
В Израиле созданы все условия, чтобы зарабатывать на туристах, заправка в их числе. Большая вероятность, что вы сами никогда не сможете заправить автомобиль. Заправки тут автоматические, нужно воткнуть карту и внести какую-то комбинацию цифр. Все на иврите, английского языка в колонках я так и не встретил. Что там нажимать и вводить непонятно. Я специально стоял на заправке и смотрел, как это делают другие, то так и не уловил фишку. Вроде как нужно ввести номер автомобиля, а потом что-то для начала заправки. Когда мы вернулись поздно ночью в Тель-Авив, заправшиков на станции не было и мы полчаса крутились у колонки, пытаясь разобраться в системе, плюнули и решили отложить на утро. Местные, находящиеся поблизости, не помогли.
Зачем это сделано? Чтобы заработать на тех, кто сам не молжет заправиться. На заправках вы можете увидеть две цены - одна если вы сами заправляетесь (5.96) и вторая если вам помогают (6.5). Учитывая стоимость бензина в Израиле, разница выходит приличная 93 или 101 рубль за литр. Это почти в полтора раза больше, чем в Европе. За 400 км дороги мы сожгли 30 литров бензина. Заправка вышла 178 шекелей, на карте нерезидентов Израиля тут бронируют 200 шекелей, разница потом возвращается в течении 30 дней обратно.
Паркинги:
Рядом с достопричательностями и у торговых центров обычно существует бесплатная парковка. В городе же практически невозможно найти бесплатный паркинг, а возможность парковаться указана цветом на бордюре:
- Красно-желтый - только для общественного транспорта
- Бело-синий - парковка только за деньги
- Красно-белый- парковка запрещена, а если припаркуетесь, получите штраф
- Неокрашенный - парковка разрешена неограниченно
С организованными паркингами в Израиле аналогично заправкам - дорого и непонятно. Вот типичная вывеска на наземном паркинге - цифра и фраза на иврите или арабском, на английском нет вообще, и это в туристической то стране. В домике охраны я так никого ни разу и не встретил, поэтому что-то уточнить, например, как и куда платить, я так и не понял. Позже я примерно соотнес цены и понял, что 5 шекелей стоит час, 60 сутки и 30 рабочий день с 7 до 18.
Интересна и система заезда-выезда на таких наземных паркингах, которую тут я увидел впервые. В асфальт вделаны шипы, через которые можно легко заехать на паркинг, они подгибаются, но если вы решите уехать не заплативши, проколите шины. Чтобы не рисковать и не бегать утром в поисках охранника парковки, мы поставили автомобиль в подземном паркинге за 50 шекелей в сутки рядом с гостиницей. В паркинге работник, который разговаривал по русски, объяснил все цены и метод оплаты за нал или по карте. За 2-е суток мы отдали 100 шекелей.
Итого за два дня мы потратили 83.60 евро на аренду автомобиля, 178 шекелей на топливо и 100 шекелей на паркинг. Общие затраты в районе 9300 рублей на двоих, что выгоднее экскурсии как по финансам, так и по времени. Ну а впечатлений о самостоятельной поездке по стране намного больше!
Все посты путешествия по
Израилю:
-
Почему я не полюбил Израиль-
Бен-Гурион самый безопасный и ужасный аэропорт в мире-
Какое жилье выбрать и снять в Израиле?-
Иерусалим, музей холокоста Яд Вашем-
Как арендовать автомобиль в Израиле?-
Спортивный Тель-Авив-
Набережная - главная достопримечательность Тель-Авива-
Мертвое море в Израиле-
Масада - крепость царя Ирода-
Назарет и Храм Благовещения-
Иерусалим, Храм гроба Господня и Стена плача-
Галилея, по местам чудес Иисуса Христа