Первосентябрьское

Sep 01, 2021 18:26

Вынесу сколько-то срача из фейсбука

В начале был пост Александра Пиперски:

Учебник русского языка для 6-го класса, случайно открывшийся разворот. В упражнениях - четыре более или менее длинных текста, содержание которых я кратко перескажу:
1) старые воробьи и воробьихи поведут воробьят на гумно;
2) косари забыли потушить костёр, суховей раздул пожар;
3 ( Read more... )

мысли, ссылки, психология

Leave a comment

Comments 55

black_eric September 1 2021, 16:55:46 UTC

Да с обилием слов из 19 века детям сложно. Что с этим делать непонятно.

Reply

ab_uno_disce September 1 2021, 22:27:07 UTC
Классическое образование предполагает чтение и заучивание текстов на старогреческом и высокой латыни.

Ну или на жутком диалекте арамейского, если речь идёт об евреях. :-)

Reply

black_eric September 2 2021, 05:24:44 UTC

Ну и кому оно сейчас нужно? Смысл тратить время на мертвые языки?

Reply

ab_uno_disce September 2 2021, 05:31:19 UTC
А в 1800м условном году кому это было нужно? А в 1900м?

Но люди, которые учились в школе тогда почему то достигали значительных успехов и на техническом, и на интеллектуальном поприще. Собственно создали ту цивилизацию, которую их потомки, которым "не нужно", скоро благополучно просрут. :-)

Reply


istanaro September 1 2021, 18:01:12 UTC
Интересно... Это по сути извод той же дискуссии, почему школьникам трудно читать классическую литературу: часто говорят, что якобы из-за архаизмов и историзмов. Но вот помню свое детство, оно было отнюдь не сельским, но о смысле слов типа "овин" и "гумно" вполне догадывался из контекста. (Хотя, кстати, некоторое время был убеждён, что овин -- это загон для овец, а не склад для зерна).

Reply

aywen September 1 2021, 18:55:17 UTC
У нас, по сравнению с современными детьми, было очень мало источников информации. Поэтому была мотивация гадать над овинами.

Reply

shuurrsh September 2 2021, 10:26:50 UTC
Да не нужно для этого особой мотивации. В любом тексте встречается что-то непонятное, если не слова, так мотивировки, или логические ходы. Как раз стопроцентно понятное читать скучно.

Reply

aywen September 2 2021, 10:42:46 UTC
Разумеется. Вопрос баланса.
Скучно повторять то, что уже известное. Но про незнакомые сепульки, которые ничем ни эмоционально, ни интеллектуально не отзываются - читать не менее скучно. То есть даже можно прочитать заданный текст, но в голове ничего не останется.

Reply


maiorova September 1 2021, 19:15:45 UTC
Ну, я не знаю. Конечно, неплохо, если тексты в учебнике русского языка злободневные, интересные. Но главное, чтобы тексты в учебнике русского языка были русским языком. Если авторы этих статей в состоянии сварганить, например, о популярных профессиях (продавщица? водитель? охранник?) текст уровня Бианки, не говоря уж о Паустовском, - флаг в руки.

Reply

vitus_wagner September 2 2021, 04:35:24 UTC
И еще - вероятность того что врагом народа объявят давно покойного Паустовского, конечно в эпоху cancel culture и сноса памятниов генералу Ли есть, но она намного меньше, чем вероятность того, что что-то несовместимое со званием классика совершит ныне живущий писатель.

Reply

slobin September 2 2021, 05:35:36 UTC

Ещё проблема технологическая: если попытаться "актуализировать" текст, то и получится дискета как неологизм. А воробьи или там берёзки никуда, в общем, не делись.

И да, для городского ребёнка (но всё-таки не пленника каменных трущоб) выехать иногда в лес (да хоть в парк выйти.. в Москве есть прямая дорога в 8 километров длиной, идущая по лесопарку.. в пределах МКАД), и убедиться, что там и правда растёт и летает вот ровно то, что описано в школьном учебнике -- это отдельный экспериенс, я его всегда ценил и ценю.

Говорят, Фрейд ещё до того, как заняться фрейдизмом, описал свои ощущения от того, как он впервые доехал до Греции и увидел Парфенон: он правда именно такой, как в учебнике! Вот для современного городского школьника лес всё-таки поближе Парфенона будет. Но вот этот эффект узнавания и подтверждения...

Кстати, помнишь, как мы с тобой однажды ручейников в ручье нашли? Я их тогда в дикой природе впервые в жизни увидел (за тебя не скажу, ты опытнее всё-таки). Но ведь увидел всё-таки! Вот этот эффект.

А современные городские реалии ( ... )

Reply

beldmit September 2 2021, 11:56:58 UTC
Почему Смешарики и Фиксики за прогрессом успевают, а учебники - нет?

Reply


maksa September 2 2021, 06:19:57 UTC
Метличка - это, похоже, мятлик. Неочевидно и непросто.

Мы вот Носова сейчас читаем, а у него не раз встречается выражение «по целым дням», «по целым часам». Я объясняю, что это значит, и что так уже не говорят.

Reply

beldmit September 2 2021, 07:00:55 UTC
Метличка - это подёнка, бабочка-однодневка

Reply

maksa September 2 2021, 09:06:53 UTC
Возможно, и это тоже.

Труды Бюро по прикладной ботанике, 1912:
Bromus tectorum L. По мѣстному: метличка.

Словарь говора д. Акчим Красновишерского района Пермской области, 1984:
ЛИСТО́ВНИК, собир. Низкая луговая трава с мелкими листочками. Метличка, кипрей, листовник - всяка трава.
МЕТЛИ́ЧКА. Ласк. к метлица. В горах худая трава. Краснокорёнка, да ешчё метличка, а пырей хороший - в горах нету, всё по полям; Гляди: пырей-от, метличка уже на колосу. Есь метлица, она тоненькая, её много по лугам, метлички, она есь на лугах, на полях.

Словарь русских народных говоров, 1965:
Метли́чка. Бабочка. Сольвыч. Волог., 1912.

То есть, указывают либо на род костёр, либо на род метлица, оба из семейства злаковых. Но и бабочка-однодневка, похоже, тоже фигурирует как значение.

Reply


ald1976 September 2 2021, 08:47:02 UTC
Есть разные уровни непонимания. Можно не знать, чем зипун отличается от тулупа или овин от риги. Но примерно понимать, что это такое, с точностью до некоторых деталей ( ... )

Reply

beldmit September 2 2021, 11:59:04 UTC
Я баржу видел регулярно и слово это знал. А слово, оторванное от опыта и контекста - увы, симулякр.

Reply

ald1976 September 2 2021, 14:59:54 UTC
Давайте тогда Пушкина отредактируем, а то у него "...овины дымные и мельницы крылаты...".

А математику вообще запретить придется - сколько по подворотням не ходил - ни одного многочлена не встретил.

Также под запрет попадет упоминание рельсов в чукотских школах - они их в жизни никогда не видели.

Reply

beldmit September 2 2021, 15:04:13 UTC
Вот прикинь, посадили тебя в закрытое помещение и читают художественный, не знаю, о растениях, которые ты никогда не видел. Употребляя термины типа «сложная костянка», которые ты, допустим, никогда не слышал. Что ты из этого запомнишь, кроме того, что есть растения, и у них есть ветки, стволы и листья (что ты знал ещё до попадания в это самое закрытое помещение)?

Reply


Leave a comment

Up