Вынесу сколько-то срача из фейсбука
В начале был пост Александра Пиперски:
Учебник русского языка для 6-го класса, случайно открывшийся разворот. В упражнениях - четыре более или менее длинных текста, содержание которых я кратко перескажу:
1) старые воробьи и воробьихи поведут воробьят на гумно;
2) косари забыли потушить костёр, суховей раздул пожар;
3) метличка закружилась над озером вместе с подружками;
4) два часа, не отставая, за мной летела ласточка; мне стало не по себе.
Вот и разбирайся, городской шестиклассник, чем гумно отличается от суховея, а косарь - от метлички. Я на всякий случай проверил ударение в слове «гумно» (а то вдруг путаю его с каким-нибудь другим похожим словом) и поискал в интернете метличек (мало что понял, кроме того, что это слово из Даля). На этом фоне хоррор Паустовского про ласточек смотрится даже свежо. Правда, оказалось, что его оборвали на самом драматичном месте, а разгадка простая: «когда человек идёт по некошеному лугу, он спугивает сотни кузнечиков и жуков, и ласточке незачем выискивать их в густой траве - она летает около человека, ловит их на лету и кормится без всякой заботы».
Потом - статья Антонины Лапошиной
«лес» в учебниках русского языка встречается в 15 раз чаще, чем в обычной жизни
Современные дети наверняка будут отличными орнитологами, поскольку в линейке учебников для 1-4-го класса насчитывается более 50 видов птиц, которые суммарно упоминаются более 500 раз.
в текстах учебников описания зимы встречаются в два раза чаще, чем лета
в учебниках 2014 года издания в качестве примеров неологизмов значатся «дискета» и «радиотелефон», хотя эти слова правильнее было бы отнести уже к историзмам, то есть словам, обозначающим предметы, вышедшие из употребления.
Ещё один простой пример несоответствия языка учебников современному русскому языку - слова «шофёр» и «водитель». Одна из самых часто встречающихся профессий в учебниках русского языка - шофёр, что, кстати, само по себе любопытно: «программист» на всю линейку учебников встречается 1 раз, «милиционер» (учебник издан до реформы) - 1, «космонавт» - 6, а «шофёр» - 22. «Шофёр» как обозначение профессии с середины XX века конкурирует со словом «водитель», и с 90-х годов второй вариант одерживает уверенную победу.
Самыми популярными авторами по-прежнему являются М. Пришвин, К. Паустовский, В. Бианки, встречаются тексты и XIX века: В. Одоевского, А. Фета и, конечно, А. Пушкина. Это приводит к обилию устаревших слов и историзмов: «бурлак», «ветрило», «длань», «скань», «зернь» - этот список можно продолжать ещё долго. И
доклад с более подробными цифрами
Ну и мои пять копеек:
Читал я когда-то некую автобиографическую повесть учителя, работавшего на Чукотке. И были там жалобы его коллеги, преподавателя русского языка и литературы, на то, что стандартные учебники русского и стандартные фразы оттуда у местных детей вызывают отторжение и непонимание, но глаза у них загораются, когда учитель придумывает нечто из их жизни - про условный выпас оленей и добычу китов. И правила при этом усваиваются лучше.
Нина говорит, что нечто подобное читала у Кима. Нет, повесть была не Кима, но не исключаю, что Ким там был протагонистом.
This entry was originally posted at
https://beldmit.dreamwidth.org/949497.html.
Your comment? (
comments)