Часть I Часть II Настоящее общее образование начинается с изучения развития Запада от его архаичного состояния до современности. Исследуя противоречия между разумом и откровением, свободой и авторитетом, интуицией и научной демонстрацией, ученики должны столкнуться с тем, что философ Иммануил Кант определил как четыре фундаментальных вопроса человеческого существования: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что есть человек?
Представьте себе, что летом перед поступлением в вуз вам нужно было бы прочитать «Илиаду». Эпос Гомера о войне и гражданской борьбе покажет вам, как космические, психологические и политические порядки возникают из хаоса или превращаются в него. Предположим, что в первом семестре вы приступили к чтению «Теогонии» Гесиода, в которой грубый порядок спонтанно материализуется из хаоса, но сердца богов и людей остаются дикими и непокорными. Книга Бытия рассказывает похожую историю, за исключением того, что трансцендентный Бог преобразует изначальный хаос в пригодный для жизни мир, который, тем не менее, неоднократно загрязняется извержениями зла. «Одиссея» Гомера, «Орестея» Эсхила, «Вакханки» Еврипида и «Апология» Платона - все они рассказывают о героях, которые стремятся укротить темные силы агрессии и желания. Цивилизация, как вы и ваши товарищи-первокурсники должны понимать, - это серия преходящих побед, одержанных решительными защитниками любви, верности, порядочности и способности помнить.
Что еще могли бы вы изучать на идеальном первом курсе? Мы бы предложили введение в политику. Что такое политика? Являются ли люди политическими животными? Чем город отличается от стаи волков, стада овец или шайки разбойников? Что такое закон? Геродот и Эсхил расскажут вам, как демократические Афины победили имперский деспотизм Ксеркса, человеко-бога, который правил субъектами, а не гражданами. А «История» Фукидида расскажет вам о том, как сами Афины стали деспотичной империей за период в одну жизнь, что привело к их поражению в Пелопоннесской войне.
Эти рассказы устанавливают циклическую модель истории, которую распознали и древние греки, и римляне: повторяющиеся истории взлетов и падений, в которой свободный и мужественный народ побеждает своих могущественных врагов, а затем, насытившись властью и богатством, сам становится точно таким же. Напротив, «Этика и политика» Аристотеля утверждает, что политическая жизнь - это достойная человеческая деятельность, ориентированная на логос: разумная речь, с помощью которой граждане делятся своими представлениями о том, что выгодно и невыгодно, справедливо и несправедливо. Но Книга Исхода предполагает, что политика в аристотелевском смысле может поддерживаться только божественным законом, без которого нет спасения от трагического цикла истории.
Наш следующий базовый курс - о религии - будет посвящен исследованию противоречий между классической философией и библейской верой от Иерусалима и Рима до Мекки и далее, с помощью Евангелия от Иоанна, Послания апостола Павла к римлянам, «Исповеди» Августина, истории и учений ислама, а также путевых заметок Марко Поло и Ибн Баттуты.
Эти фундаментальные знания хорошо вас подготовят к критическому осмыслению современности, технологий, идеологии и американского эксперимента на втором курсе. Познакомившись с античной и средневековой мыслью, вы будете готовы понять, что значит быть современным, что было утрачено и приобретено по сравнению со средневековой жизнью.
Для формирования надежного фундамента первокурсника потребуется введение в способы познания, включая интеллектуальную и моральную интуицию и научное доказательство. Аристотель, неформальная логика и Карл Поппер познакомят вас с ta mathemata, преимущественно изучаемыми и познаваемыми вещами. «Wit» Маргарет Эдсон,
«Человек отменяется» К. С. Льюиса и “Shop Class as Soulcraft” Мэтью Кроуфорда покажут природу практического и продуктивного знания. А Платон, Иов и «Эпос о Гильгамеше» раскроют пределы всего знания с точки зрения древней мудрости.
Даже во времена своего расцвета старая классическая основная программа обучения была недостаточной базой современного образования. Сегодняшним студентам также нужны фундаментальные навыки счета для принятия обоснованных суждений и решений: формулировка математических задач, количественная оценка неопределенности, использование методов оценки и интерпретация графической информации. Им необходимо хорошее понимание базы, из которой складывается научное мышление в физических и биологических науках, а также различных интеллектуальных традиций, которые формируют современную экономику и социальные науки.
Что читать студентам первого курса? Мы бы посоветовали не только
Солженицына, но и
Франсуа Фюре,
Лешека Колаковского,
Василия Гроссмана и
Чеслава Милоша. Вместо усвоения банальных историй о колониализме и антиколониализме, первокурсники должны понять истинную природу тоталитарных империй.
Сегодняшние студенты склонны ценить социальное влияние сильнее, чем человеческое совершенство. Хуже того, они больше внимания уделяют антигероям - людям, которые разрушают цивилизацию, чем героям: тем, кто защищает, восстанавливает и перестраивает ее. Поэтому, мы считаем, что изначально студенты должны знакомиться не только с мыслителями и писателями, но и с основателями, деятелями, лидерами и первопроходцами, такими как Авраам и Сократ, да Винчи и Моцарт, Линкольн и Черчилль. Они должны изучать труды не только великих мужчин, но и великих женщин: Соджорнер Трут и Малала Юзуфзай, Ада Лавлейс и Лизе Мейтнер. Немаловажная часть либерального образования - показать студентам широкий спектр осмысленной жизни, которую они могли бы стремиться вести.
Большинство умных 18-летних молодых людей, независимо от того, что обязаны профессора им прочитать, будут в своей жизни бороться с тем, что создатели Columbia Core назвали «насущными проблемами современности». Но настоящая образовательная основа опирается и на древнюю, и на современную мудрость, позволяя студентам понять разницу между вечным и эфемерным.
Любое здание, построенное на зыбучих песках современной академической моды, рано или поздно рухнет. Университет будущего, как это ни парадоксально, вынужден будет предложить своим студентам образование с более глубокими историческими корнями.
Телеграм-канал "Интриги книги"