Часть I Часть II Историк
Нил Фергюсон (автор целого ряда книг, часть из которых переведена на русский язык) и Jacob Howland (проректор Университета Остина)
рассуждают о том, что гуманитарное образование должно демонстрировать студентам широкий спектр осмысленных жизненных позиций, которые можно стремиться вести.
Вы в деле. Вас приняли. И скоро родители отвезут вас в университет. Это волнительно. Это пугающе. Но что вы на самом деле будете изучать на первом курсе?
Все университеты заявляют о том, что предоставляют своим студентам некую интеллектуальную базу. К сожалению, в реальности то, что будут изучать первокурсники и второкурсники, обычно противоречит тому, что в рекламных целях рассказывают приемные комиссии.
На наш взгляд, либеральное образование требует, чтобы студенты, подобно гребцам, смотрели назад, чтобы двигаться вперед. Если они хотят стать активными и мыслящими личностями, то должны научиться рассматривать прошлое не просто как место преступления давно минувших лет, но и как летопись человеческих возможностей - вечно незаконченное полотно достойных и позорных жизней, благородных и подлых поступков. Они должны развивать слух к английскому языку и языку мудрости предков, а также к различным языкам интеллектуального исследования, включая математику. Им необходимо хорошее понимание современных статистических методов. Но они также должны внутренне формироваться и воспитываться классикой - тем, что английский критик Мэтью Арнольд назвал «лучшим, что было придумано и сказано».
Классика - это образцовый пример, произведение с неувядающей культурной жизненной силой. Библия - это классика, также как и «Илиада» Гомера. Они - основные корни великого разветвленного дуба западной цивилизации. Гуманитарное образование должно начинаться с самого начала, где странные, заманчивые голоса далекого прошлого авторитетно говорят о том, что значит быть человеком.
Не ожидайте, что в наши дни вы увидите нечто подобное в Лиге плюща.
Идея о том, что в образовании должна быть какая-то основа, во многом обязана Колумбийскому университету, который в 1919 году ввел единый курс «Современная цивилизация» с целью подготовить студентов к решению «насущных проблем современности».
В следующие сто лет основная учебная программа Колумбийского университета росла и видоизменялась, поскольку список обязательных курсов расширялся и пересматривался. В 1937 году были добавлены гуманитарные науки по литературе, а в 1947 году - по искусству, по музыке и по Азии. С введением требований к распространению, таких как Global Core в 1990 году и Frontiers of Science в 2004 году, Core попытался сделать невозможное: стать одновременно и ядром и границей.
Основная учебная программа не может быть одновременно и фундаментальной, и всеобъемлющей. Чем дальше Колумбийский университет отходит от своей первоначальной цели, тем более перекошенной становится основная учебная программа, как недавно
заметил обозреватель New York Times Ross Douthat. Список литературы 20-го века для чтения, как он отмечает, теперь охватывает «прогрессивные и только такие проблемы: антиколониализм, секс и гендер, антирасизм, климат». Вместо чтения Джорджа Оруэлла, Александра Солженицына или Ханны Арендт студенты читают
Франца Фанона,
Мишеля Фуко и "Combahee River Collective Statement", которые, как утверждает Douthat, являются «текстами, которые важны для понимания только точки зрения современных левых». Для нас это выглядит как явный образец университета, обучающего своих студентов тому, что думать, а не тому, как думать.
Но, по крайней мере, Колумбийский Университет предлагает подлинное ядро. Жаль бедных первокурсников Гарварда и Стэнфорда, которые каждый год тщетно ищут что-либо хотя бы отдаленно похожее. Один из нас сидел в первом ряду, когда преподавательский состав Гарварда успешно свел на нет попытку бывшего президента Гарварда Larry Summers сделать свои требования к «общему образованию» как общими, так и образовательными. Теоретически студенты Гарварда должны пройти один курс в каждой из четырех категорий: эстетика и культура; этика и граждановедение; история, общество, личность; и наука и технологии в обществе. Но они могут выполнить эти требования на любом этапе своих четырех лет обучения в бакалавриате. И на практике совершенно легко поставить галочку в четырех курсах, которые сочетают крайнюю узость в своем предмете с крайней неряшливостью в их оценке.
Например, Гарвард посчитает ваше общее образование по этике и граждановедению завершенным, если вы выберете
“The Power and Beauty of Being In-Between: The Story of Armenia” («Сила и красота быть где-то посередине: история Армении»). То же самое касается истории, общества, личности, если вы выберете
“African Spirituality and the Challenges of Modern Times” («Африканская духовность и проблемы современности»). Здесь мы видим, что заботы штатных специалистов полностью преобладают над обещаниями общего образования.
В Стэнфорде требования к общему образованию еще более мягкие. С 2022 года студенты обязаны изучить по два гражданских, либеральных и глобальных курса. Среди курсов, что в настоящее время предлагаются по теме «Глобальные перспективы», есть “The Ethical Challenges of the Global Climate Crisis” («Этические проблемы глобального климатического кризиса»). В качестве альтернативы студенты могут записаться на одну из двух резидентских годичных программ: "Immersion in the Arts" («Погружение в искусство») или "Structured Liberal Education" («Структурированное либеральное образование»),
список для чтения в которых напоминает принцип отбора текстов, которого придерживаются в Колумбийском университете в наши дни (Карл Маркс, Тони Моррисон, Фридрих Ницше, У.Э.Б. Дюбуа, Джеймс Болдуин, Зигмунд Фрейд, Вирджиния Вульф, Примо Леви, Ханна Арендт, Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар, Франц Фанон и Эме Сезер). Еще один вариант - программа под названием "Education as Self-Fashioning" («Образование как самосовершенствование»), который прекрасно отражает представление о том, что студенты Стэнфорда будут «создавать» собственное общее образование на основе «шведского стола», подготовленного исключительно прогрессивным преподавательским составом.
Телеграм-канал "Интриги книги"