Источник.
Часть 1.
Часть 2.
Часть 3.
(Прошу прощения за лонг-рид, который растянется на несколько частей, но мне кажется статья крайне важная для понимания процессов, происходящих в издательском деле. В статье также упоминается большое количество важных на сегодняшний день писателей и их книг).
В прошлом году все крупные литературные премии достались небольшим издательствам. В общей атмосфере, не склонной к риску, вызывающие дебюты и «сложные для продажи» иностранные книги нашли пристанище в таких издательствах, как "Fitzcarraldo Editions" и "Sort Of Books". Игра стоила свеч...
В британском издательском деле началась тихая революция. Ранее в этом году новый бестселлер от автора «Американского психопата» Брета Истона Эллиса - "The Shards" («Осколки») - попал к британским читателям не от его обычного издателя, родного дома автора на протяжении почти четырех десятилетий - "Picador", а от небольшой независимой компании "Swift Press". Это издательство, работая на принципах фриланса, не имея своего офиса, тратит на расходы минимум возможного. Аналогичная история и у Sheila Heti - канадской писательницы, лауреата литературной премии, автора автобиографических размышлений о духе эпохи "Motherhood and How Should a Person Be?" («Материнство и каким должен быть человек?»), которая недавно объявила, что следующая книга выйдет не в привычном для нее издательстве - "Penguin Random House", а в независимом южно-лондонском - "Fitzcarraldo Editions", которому нет еще и 10 лет. Прошлогодний лауреат Букеровской премии, писатель из Шри-Ланки Шехан Карунатилака получил известность благодаря самому маленькому семейному издательству, когда-либо получавшему этот приз: "Sort Of Books". В 2022 году все главные литературные премии достались подобным инди-издательствам: не только Букеровская, но и Международная Букеровская, Нобелевская, Голдсмитовская, Пулитцеровская, Австралийская викторианская. Четыре последние были выиграны издательством "Fitzcarraldo" - британским домом знаменитой французской мемуаристки Анни Эрно - главным среди новых мелких издательств, публикующее книги сильно выше своих возможностей. Что происходит?
"Дело в том, что большинство людей не понимают, как работает издательский мир", - говорит Valerie Brandes, исполнительный директор лондонской независимой компании "Jacaranda Books". - «Даже в самих издательствах не всегда всё понимают! Но я бы осмелился сказать, что настоящие публикации сейчас делаются в самых низовых компаниях». Эта точка зрения получает все большее распространение в отрасли: коммерческое давление, присутствующее в больших домах, побуждает их к осторожному отношению к новым именам (посмотрите, как каждый новый прорыв, будь то Салли Руни или Ричард Осман, означает и атаку клонов), в то время как более проворные инди-компании, работающие с более низкой маржой, шагают в пустоту и дают изголодавшимся читателям книги, которые крупные издательства считают непригодными для продажи или рискованными по каким-то иным причинам. Речь может идти об авторах-ветеранах, оставленных на свалке (по словам Эллиса, "Пикадор" не хотел "The Shards"), о новичках, начинающих раздвигать границы (Sheena Patel - автор книги "I’m a Fan" («Я фанат»), недавно получившая награду British Book award) или о великих иностранцах, которых трудно продать (посмотрите на чудесное трио "Fitzcarraldo", состоящее из зарубежных нобелевских лауреатов: Эрно, Светланы Алексиевич и Ольги Токарчук). Все они находят приют у независимых издателей-выскочек, которые, как показывает их призовой лист, пожинают плоды.
«В нашем не склонном к риску климате, многое интересное, оригинальное и непроверенное публикуется независимыми издателями», - говорит литературный агент Anna Webber, которая привела Sheila Heti в "Fitzcarraldo". Писательница Lucy Ellmann пошла еще дальше: когда ее давний редактор отклонил роман 2019 года «Ducks, Newburyport» - одно предложение, 1000 страниц - она отправила рукопись Sam Jordison и Eloise Millar из независимого издательства из Норвича "Galley Beggar Press"; книга сразу же попала в шорт-лист Букера и получил приз Goldsmiths за экспериментальную художественную литературу. Неудивительно, что Ellmann говорит, что независимые издания - это «бьющееся сердце британских издательств… Крупные корпорации, кажется, стремятся только к тому, чтобы быть вялыми толстыми кишками».
Грубо говоря, отрасль можно поделить на три уровня. На верхнем - многолетняя череда слияний и поглощений, ускоренная необходимостью объединения против всепобеждающего влияния Amazon. Здесь расположена «большая пятерка» глобальных мегаконгломератов: "Hachette", "Simon & Schuster", "Pan Macmillan" (владеет "Picador"), дочерняя компания "News Corp" - "HarperCollins" (чье издательство "Fourth Estate" публикует Хилари Мэнтел и Джонатана Франзена) и крупнейший из крупных - "Penguin Random House" - родом из Германии - зонтик с головокружительным набором престижных импринтов, в том числе издатель Салмана Рушди - "Jonathan Cape" и "Hamish Hamilton" - дом Зэди Смит.
На втором уровне - более мелкие компании, не связанные с крупными, поддерживаемые либо индивидуальными предпринимателями с глубокими карманами ("Granta" и "Canongate"), либо курицами, несущими золотые яйца, такими как Гарри Поттер (в случае "Bloomsbury") или Т.С. Элиот ("Faber"). Подобные издательства среднего размера с большими ресурсами не входят в понятие "инди". Под "инди" понимаются компании, в которых люди (или даже один человек), выбирая книги для публикации, будут также нести ответственность и за выбор бумаги, на которой они будут напечатаны, прежде чем, в конечном итоге, потащат экземпляры на склад (возможно, в угол гостиной в своем перезаложенном доме), отправят заказы на веб-сайты, рассчитают роялти, отработают в социальных сетях и т.д.
«Я думаю, что любому, кто занимается редактированием, нравится быть вовлеченным во всю цепочку публикации книги», - говорит Marigold Atkey, издатель небольшого издательства "Daunt". Но, в то время как издатели первого уровня нанимают десятки сотрудников, индивидуально отвечающих за каждую микрозадачу, работа для издателей нижнего уровня - это работа 24/7 своими руками. Головокружительная обратная сторона такого процесса - свобода проявления редакционных инстинктов, затыкание ртов крупным импринтам, где информация, полученная с помощью алгоритмов от отделов продаж и маркетинга, может означать, что решение редактора редко бывает окончательным. Atkey, когда-то работавшая в "Bloomsbury" и "HarperCollins", говорит, что теперь она выбирает авторов, которых нужно привлечь, без «целой комнаты людей из разных отделов, которые смотрят на кого-то и думают: «О, у него нет большого числа почитателей».
Как и многие успешные небольшие издательства, "Daunt" специализируется на двух типах книг: переизданиях, посыпанных звездной пылью (таких, как произведения послевоенной итальянской писательницы Натальи Гинзбург, рекомендованные Рейчел Каск или Салли Руни), и художественной литературе, купленной у американских писателей на подъеме ("Daunt" опубликовал дебютную книгу Пулитцеровского лауреата Эрнана Диаса и попал в шорт-лист Букера с первым романом Brandon Taylor "Real Life" («Реальная жизнь»). В каждом случае деньги экономятся за счет публикации писателя, имя которого уже известно многим. Важно отметить, что такой продукт никогда не будет дешевым. Как и многие инди-издательства, такие как "Pushkin Press", чей рост был основан на качественных переводах межвоенной классики, "Daunt", не имея большого бюджета на маркетинг, уделяет особое внимание дизайну и заботится о том, как его книги будут выглядеть в социальных сетях.
Телеграм-канал "Интриги книги"